"Новые технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя".
методическая разработка
Автор: Дерендяев Алексей Владимирович, тренер-преподаватель, МБОУДО "Балезинская детско-юношеская спортивная школа", с. Балезино, Удмуртская республика
В раздел основное общее образование
«Новые технологии контролирующей и оценивающей
деятельности учителя».
Актуальность:
Одной из важнейших задач системы образования является состояние
системы оценки качества.
Проблема оценки качества образования давно в фокусе внимания российской общественности. Но трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится. •
Внедрение новых методик и современных технологий, а также
новых образовательных стандартов (ФГОС) в систему образования
поставило перед педагогами проблему исследования оценочной
системы.
• Качественное образование, на наш взгляд, сочетает в себе не только совокупность большого количества общих и специальных знаний, но и личностные свойства, которые необходимо развивать. Проблема состоит в эффективном контроле и оценке качества, которое должно соответствовать требованиям государства, общества и самой личности обучаемого. • Новые требования входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки школьников. • Существующая система учета успеваемости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики для обеспечения обратной связи, а направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Формализм заключается в отрыве оценок от реального процесса усвоения знаний (С.Ф.Сухорский). • Очень мал диапазон оценочной системы
с 3 до 5 баллов,
в то время как
возможности и способности
обучающихся безграничны. Пример: норматив по подтягиванию в 9 классе на оценку «5» - 9 раз, когда некоторые ребята подтягиваются больше 20 раз. Оценка в любом случае
«5»!? Напрашивается вопрос: а зачем делать больше, если оценка одна? Где мотивация? Таким образом, назрела необходимость в изменении не только
методик
и технологий обучения,
а главным образом,
технологии
контролирующей и оценивающей деятельности учителя.
Целью
нашей работы является теоретическое и экспериментальное обоснование
бально-рейтинговой системы контроля и оценки качества
знаний учащихся
, как более эффективной системы при обучении физической культуры, более полно отвечающей требованиям учебного процесса. В качестве
гипотезы
выдвигается предположение, что объективность оценивания учащихся можно существенно повысить путем введения комплексной оценки, дифференцированной по значимым компонентам готовности и основанной на использовании активных методов контроля и компьютерной техники. Все это позволит повысить качество и эффективность обучения физической культуры в школе. Для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие
задачи:
1. Разработать положение о бально-рейтинговой системе контроля и оценки качества знаний на уроках физической культуры. 2. Разработать методику комплексной балльно-рейтинговой оценки физической подготовленности учащихся. 3. Экспериментально проверить эффективность использования рейтинга в процессе обучения физической культуре школе. Положение о бально-рейтинговой системе контроля и оценки качества знаний на уроках физической культуры. 1. Рейтинг является обобщенным показателем качества обучения обучающихся и определяется как суммарный результат контроля знаний и умений в виде недифференцированного зачета (по четвертям).
2. Для практических занятий физической культурой в соответствии с состоянием здоровья обучающиеся распределяются в основную, подготовительную и специальную группы. • 3. Учебный материал дисциплины в четвертях разделен на два раздела (практический и теоретический). В каждом разделе выделяют несколько модулей, по которым возможно набрать определенное количество баллов (см. рейтинг-лист). Каждый учебный модуль завершается определенной формой промежуточного контроля для получения бально-рейтинговой оценки качества учебной работы обучающегося. • При получении суммарного рейтинга из теоретического раздела для учащихся основной группы можно выбрать не более двух модулей, количество модулей практического раздела не ограничивается. (обязательные модули: 3 из практики, 1из теории +1 по выбору). • Для обучающихся подготовительной группы из теоретического раздела можно выбрать не более трех модулей, количество модулей практического раздела не ограничивается, но система контроля и оценки качества знаний определяется по своей таблице (обязательные модули: 2 из практики, 2 из теории +1 по выбору). • Для обучающихся специальной мед.группы предлагаем две таблицы системы контроля и оценки качества знаний: первая - практика (допуск врача и письменное разрешение родителей)+ теория; вторая - только теория. • 4.
Баллы, оценки, рейтинг учащегося
• Рейтинг учащегося зависит от количества набранных баллов, как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и от баллов набранных при итоговом контроле (конец четверти). • Рейтинговая шкала оценки качества нормирована на 100 баллов за четверть (это не максимальное количество баллов которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий (модулей). • Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется итоговая оценка:
• “Отлично” – 80 баллов и выше • “Хорошо” – от 60 до 79 балла. • “Удовлетворительно” – от 50 до 60 баллов. • “Неудовлетворительно” – менее 50 баллов. • Помимо выполнения обязательных заданий по курсу учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ: • помощь учителю в проведении урочной и внеурочной деятельности от 5 до 20 баллов; • изготовление наглядных пособий – от 10 до 20 баллов; • выполнение творческих проектов по предмету (обязательная защита на уровне школы, района) – от 20 до 30 баллов; • Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической и дисциплинарной в течение всей четверти вводятся не только поощрения, но и штрафы: • за отсутствие на уроке без уважительной причины – минус 5 баллов; • опоздание на урок – минус 1 балл; • не выполненное домашнее задание – минус кол-во баллов за домашнее задание. отказ от выступления на районных соревнованиях (спартакиада) – минус 5 баллов Обучающимся в случае успешного участия в соревнованиях и выступающих в честь школы в спартакиадных видах, а также регулярной посещаемости занятий начисляется 100 баллов (автоматически переходят в спортивную группу). При невыполнении требований обучающиеся отчисляются из спортивной группы и аттестуются в соответствии с требованиями для учащихся основной группы. • 6. Обучающиеся в начале четверти должны получить комплект заданий, план-график проведения контрольных мероприятий, быть ознакомлены с оценками каждого вида контроля и настоящим положением.
• 7. Обучающийся может ходатайствовать с согласия преподавателя о предоставлении ему индивидуального плана-графика обучения, который составляется совместно, согласовывается с зам.директором по учебной работе и утверждается заведующим методическим объединением. • (Обучающийся, ознакомившись с планом-графиком проведения контрольных работ, а также предоставленных модулей имеет право с планировать направление своей деятельности на учебную четверть). • 8. Все контрольные мероприятия должны выполняться в сроки, предусмотренные планом-графиком, при этом преподаватель должен оценить работу каждого обучающегося соответствующим количеством баллов, зависящим от объема, качества выполненной работы и максимальной оценкой данного этапа. СМ. рейтинг-лист Контрольные нормативы Итоговая таблица Результаты: • таким образом, можно сделать вывод, что старая оценочная система, по которой определяют качество работы учителя давно устарела • проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: учителю добавляется дополнительная нагрузка в области планирования по четвертям; • система оценивания: открытая, индивидуальная, соревновательная следовательно, подводя итоги, можно сказать, что бально-рейтинговая система дает раскрыться любому ученику Таким образом, нужно признать, что выставляемые учащимся оценки, которые свидетельствуют об их успеваемости по ФК, на самом деле совпадают с реальными достижениями учеников. • В частности выставляется комплексная оценка, т.е. идет оценка практической и теоретической деятельности учащихся.
• Помимо всего этого ребенок неограничен в своих возможностях добывать знания и практические умения – у ребенка есть мотивация (быть умным, сильным и здоровым) • Еще один плюс: ребенок по индивидуальному плану САМ планирует свою деятельность в начале четверти и корректирует свою работу в течении всей четверти – а это и есть основа ФГОС, в котором учитель должен научить ребенка самостоятельно добывать знания и уметь самостоятельно выполнять физические упражнения. Перспектива проекта: • Апробированная в практике бально-рейтинговая система оценивания в сравнении пятибальной мотивирует учащихся на учебную деятельность. • Нужно внедрять в систему обучения
системы оценки качества.
Проблема оценки качества образования давно в фокусе внимания российской общественности. Но трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится. •
Внедрение новых методик и современных технологий, а также
новых образовательных стандартов (ФГОС) в систему образования
поставило перед педагогами проблему исследования оценочной
системы.
• Качественное образование, на наш взгляд, сочетает в себе не только совокупность большого количества общих и специальных знаний, но и личностные свойства, которые необходимо развивать. Проблема состоит в эффективном контроле и оценке качества, которое должно соответствовать требованиям государства, общества и самой личности обучаемого. • Новые требования входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки школьников. • Существующая система учета успеваемости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики для обеспечения обратной связи, а направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Формализм заключается в отрыве оценок от реального процесса усвоения знаний (С.Ф.Сухорский). • Очень мал диапазон оценочной системы
с 3 до 5 баллов,
в то время как
возможности и способности
обучающихся безграничны. Пример: норматив по подтягиванию в 9 классе на оценку «5» - 9 раз, когда некоторые ребята подтягиваются больше 20 раз. Оценка в любом случае
«5»!? Напрашивается вопрос: а зачем делать больше, если оценка одна? Где мотивация? Таким образом, назрела необходимость в изменении не только
методик
и технологий обучения,
а главным образом,
технологии
контролирующей и оценивающей деятельности учителя.
Целью
нашей работы является теоретическое и экспериментальное обоснование
бально-рейтинговой системы контроля и оценки качества
знаний учащихся
, как более эффективной системы при обучении физической культуры, более полно отвечающей требованиям учебного процесса. В качестве
гипотезы
выдвигается предположение, что объективность оценивания учащихся можно существенно повысить путем введения комплексной оценки, дифференцированной по значимым компонентам готовности и основанной на использовании активных методов контроля и компьютерной техники. Все это позволит повысить качество и эффективность обучения физической культуры в школе. Для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие
задачи:
1. Разработать положение о бально-рейтинговой системе контроля и оценки качества знаний на уроках физической культуры. 2. Разработать методику комплексной балльно-рейтинговой оценки физической подготовленности учащихся. 3. Экспериментально проверить эффективность использования рейтинга в процессе обучения физической культуре школе. Положение о бально-рейтинговой системе контроля и оценки качества знаний на уроках физической культуры. 1. Рейтинг является обобщенным показателем качества обучения обучающихся и определяется как суммарный результат контроля знаний и умений в виде недифференцированного зачета (по четвертям).
2. Для практических занятий физической культурой в соответствии с состоянием здоровья обучающиеся распределяются в основную, подготовительную и специальную группы. • 3. Учебный материал дисциплины в четвертях разделен на два раздела (практический и теоретический). В каждом разделе выделяют несколько модулей, по которым возможно набрать определенное количество баллов (см. рейтинг-лист). Каждый учебный модуль завершается определенной формой промежуточного контроля для получения бально-рейтинговой оценки качества учебной работы обучающегося. • При получении суммарного рейтинга из теоретического раздела для учащихся основной группы можно выбрать не более двух модулей, количество модулей практического раздела не ограничивается. (обязательные модули: 3 из практики, 1из теории +1 по выбору). • Для обучающихся подготовительной группы из теоретического раздела можно выбрать не более трех модулей, количество модулей практического раздела не ограничивается, но система контроля и оценки качества знаний определяется по своей таблице (обязательные модули: 2 из практики, 2 из теории +1 по выбору). • Для обучающихся специальной мед.группы предлагаем две таблицы системы контроля и оценки качества знаний: первая - практика (допуск врача и письменное разрешение родителей)+ теория; вторая - только теория. • 4.
Баллы, оценки, рейтинг учащегося
• Рейтинг учащегося зависит от количества набранных баллов, как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и от баллов набранных при итоговом контроле (конец четверти). • Рейтинговая шкала оценки качества нормирована на 100 баллов за четверть (это не максимальное количество баллов которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий (модулей). • Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется итоговая оценка:
• “Отлично” – 80 баллов и выше • “Хорошо” – от 60 до 79 балла. • “Удовлетворительно” – от 50 до 60 баллов. • “Неудовлетворительно” – менее 50 баллов. • Помимо выполнения обязательных заданий по курсу учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ: • помощь учителю в проведении урочной и внеурочной деятельности от 5 до 20 баллов; • изготовление наглядных пособий – от 10 до 20 баллов; • выполнение творческих проектов по предмету (обязательная защита на уровне школы, района) – от 20 до 30 баллов; • Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической и дисциплинарной в течение всей четверти вводятся не только поощрения, но и штрафы: • за отсутствие на уроке без уважительной причины – минус 5 баллов; • опоздание на урок – минус 1 балл; • не выполненное домашнее задание – минус кол-во баллов за домашнее задание. отказ от выступления на районных соревнованиях (спартакиада) – минус 5 баллов Обучающимся в случае успешного участия в соревнованиях и выступающих в честь школы в спартакиадных видах, а также регулярной посещаемости занятий начисляется 100 баллов (автоматически переходят в спортивную группу). При невыполнении требований обучающиеся отчисляются из спортивной группы и аттестуются в соответствии с требованиями для учащихся основной группы. • 6. Обучающиеся в начале четверти должны получить комплект заданий, план-график проведения контрольных мероприятий, быть ознакомлены с оценками каждого вида контроля и настоящим положением.
• 7. Обучающийся может ходатайствовать с согласия преподавателя о предоставлении ему индивидуального плана-графика обучения, который составляется совместно, согласовывается с зам.директором по учебной работе и утверждается заведующим методическим объединением. • (Обучающийся, ознакомившись с планом-графиком проведения контрольных работ, а также предоставленных модулей имеет право с планировать направление своей деятельности на учебную четверть). • 8. Все контрольные мероприятия должны выполняться в сроки, предусмотренные планом-графиком, при этом преподаватель должен оценить работу каждого обучающегося соответствующим количеством баллов, зависящим от объема, качества выполненной работы и максимальной оценкой данного этапа. СМ. рейтинг-лист Контрольные нормативы Итоговая таблица Результаты: • таким образом, можно сделать вывод, что старая оценочная система, по которой определяют качество работы учителя давно устарела • проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: учителю добавляется дополнительная нагрузка в области планирования по четвертям; • система оценивания: открытая, индивидуальная, соревновательная следовательно, подводя итоги, можно сказать, что бально-рейтинговая система дает раскрыться любому ученику Таким образом, нужно признать, что выставляемые учащимся оценки, которые свидетельствуют об их успеваемости по ФК, на самом деле совпадают с реальными достижениями учеников. • В частности выставляется комплексная оценка, т.е. идет оценка практической и теоретической деятельности учащихся.
• Помимо всего этого ребенок неограничен в своих возможностях добывать знания и практические умения – у ребенка есть мотивация (быть умным, сильным и здоровым) • Еще один плюс: ребенок по индивидуальному плану САМ планирует свою деятельность в начале четверти и корректирует свою работу в течении всей четверти – а это и есть основа ФГОС, в котором учитель должен научить ребенка самостоятельно добывать знания и уметь самостоятельно выполнять физические упражнения. Перспектива проекта: • Апробированная в практике бально-рейтинговая система оценивания в сравнении пятибальной мотивирует учащихся на учебную деятельность. • Нужно внедрять в систему обучения
В раздел основное общее образование