Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Инновационные технологии и их применение в образовательном процессе".

статья

Автор: Бугаева Ирина Юрьевна, заместитель директора по УМР, МБОУ СОШ № 65, г. Краснодар



В раздел основное общее образование




«Инновационные технологии и их применение в образовательном

процессе».
Предмет «музыкальное искусство» даёт нам большие возможности для более глубокого раскрытия любой темы из-за того, что возможны метапредметные связи – музыка, литература, живопись, театр, архитектура и т.д. Кроме того, на практике мы имеем большое количество ребят увлечённых, зажигающихся – лишь бы в учителе горел огонёк и было бы, что рассказать. Одной из самых главных задач становится соединение на практике умений учителя - исследователя и ученика – исследователя. В моей практике наряду с обычными учащимися курс обучения проходят и ребята из коррекционных классов, а вы знаете, как тяжело найти метод работы, позволяющий им толково объяснить материал. На помощь и приходят всевозможные нестандартные решение проблемы, помогающие раскрыть их творческий потенциал. Это становится легко достижимым, так как правило, они могут неплохо решать творческие задачи и сами начинают чувствовать себя нужными, а при условии хорошего результата – успешными. Мы много с ними фотографируем (природу, школу, характеры), делаем простейшие мультимедийные презентации, которые потом показываем на уроках, импровизируем на уроках, а иногда они сочиняют и стихи. Такой подход к обучению способствует развитию полноценной, адаптированной личности в обществе. Давайте обратимся к тому, что же такое ИННОВАЦИЯ. Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений: • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательно- го процесса; • в систему контроля и оценки уровня образования; • в систему финансирования; • в учебно-методическое обеспечение; • в систему воспитательной работы; • в учебный план и учебные программы; • в деятельность учителя и школьника.
В историческом плане масштаб (объем) нового всегда относителен. Новизна носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть. В процессе развития школы, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают: • абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов); • относительную новизну; • псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи. Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений: • в целях и содержании образования; • в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; • в формах и способах организации обучения и воспитания; • в деятельности администрации, педагогов и учащихся. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования: • локальные и единичные, не связанные между собой; • комплексные, взаимосвязанные между собой; • системные, охватывающие всю школу. Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют: • модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); • комбинаторные нововведения; • радикальные преобразования. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать: • потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; • воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; • достижения комплекса наук о человеке; • передовой педагогический опыт; • интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; • опытно-экспериментальная работа; • зарубежный опыт.
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия:

«Свободные школьные общины»
(основаны в Германии Г. Литцем, П. Гехеебом) — это школы-интернаты, организация жизни которой строилась на
принципах свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Обучение базировалось на основе обязательного труда и выборе учебных занятий. В качестве принципа организации обучения применялась курсовая система, причем отсутствовал стабильный учебный план. В области воспитания приоритет отдавался гражданской ответственности на основе принципа интернационализма. Пятую часть всех учащихся составляли дети из других стран. «Трудовая школа» (впервые появились в Германии, Швейцарии, Австрии; в России к ним относились колония Дзержинского и коммуна Горького под руководством А. С. Макаренко, школа С. Т. Шацкого, П. П. Блонского; во Франции — школа де Рош) обеспечивала профессиональную подготовку школьников, ориентировала на труд как самоценность и как элемент культуры, опиралась на самостоятельность школьника и организацию самоуправления. Школа «свободного воспитания» (в Лейпциге, Л. Н. Толстой в «Ясной Поляне» и др.) считала нецелесообразным обучать ученика какому-либо предмету или ремеслу. Не существовало учебного плана и классов, но и не было ограничения времени в процессе общения педагога и учащихся. Ориентация на интерес и развитие учащихся являлась определяющей. Педагоги школы видели главную задачу обучения в том, чтобы дать как можно более полное представление о разносторонних явлениях окружающего мира. Школа «свободного воспитания» следовала девизу: «исходя из ребенка». «Школа для жизни, через жизнь» (О. Декроли, Бельгия) — это обучение и воспитание в тесной связи с природой, опора на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьями учеников. «Центры интересов» учащихся составляли основную идею школы. Обучение организовывалось в соответствии с особенностями развития детского мышления. Ребенка стремились ввести в деятельностные процессы: наблюдения, измерения, нахождения, выражения мысли и проведения ассоциаций. Важным компонентом обучения выступало непосредственное окружение ребенка: природа, школа, семья, общество. «Школа делания» (Д. Дьюи, США) стремилась приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие. То есть организовать обучение посредством делания. В процессе обучения учитывались основные импульсы естественного роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспрессивный (стремление к самовыражению). Для общения детей различного возраста отводилась внеклассная деятельность. Из данного направления выросли: Для вышеозначенных школ было характерно: • стремление найти новые методы обучения; • внимание к интересам детей; • изучение индивидуальных особенностей учащихся;
• развитие их активности, а также тенденция к практицизму и утилитарности обучения и воспитания. Ну а сейчас хотелось бы на практической части показать, как можно использовать инновационные технологии на уроках. Вашему вниманию я предлагаю ряд мультимедийных презентаций, уже апробированных на уроках музыки. В некоторых из них активное участие принимали учащиеся.


В раздел основное общее образование