Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Импрессионизм в музыке и живописи"

методическая разработка

Автор: Бугаева Ирина Юрьевна, заместитель директора по УМР, МБОУ СОШ № 65, г. Краснодар



В раздел основное общее образование




Конспект урока по Мировой Художественной культуре в 10 классе,

для участия в конкурсе научно-методических разработок, конспектов и

сценариев «Воспитание и образование в современных образовательных

учреждениях».
Разработала:
Бугаёва Ирина Юрьевна,
зам. директора по УМР, учитель музыки, МХК высшей категории Муниципальное образование город Краснодар муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 города Краснодара имени Героя Советского Союза Корницкого Михаила Михайловича, ул. Дорожная,1 Краснодар, 2017

Пояснительная записка.
Представляемый урок для 10 класса
«Импрессионизм в музыке и живописи»
является темой в разделе «История художественной культуры Европы» (Г.И. Данилова Искусство (МХК) 10 класс, М. Просвещение, 2014). В календарно-тематическом планировании он 23 (с начала учебного года) и служит наряду с закреплением темы для развития самостоятельности мышления и творческого подхода к реализации поставленных задач. Его значение в теме «История художественной культуры Европы» велико, так как благодаря ему даётся возможность творческого развития и раскрепощения учащихся посредством реализации способностей на практике. На нём, как и на предыдущих уроках, накапливается слуховой, художественный опыт восприятия искусства, эмоциональный опыт, опыт наблюдения. Ведь искусство – это своеобразная школа восприятия. Урок задуман в соответствии с различным уровнем подготовки учащихся и психологическими особенностями данной возрастной категории: юношеский возраст – это время, когда начинается осознание самого себя в окружающем мире, возможность дать осознанную трактовку всему происходящему вокруг. В классе, как правило, разный уровень мотивации обучения, что позволяет сформировать урок
комбинированным, с

элементами творческой игры.
Благодаря такому типу урока стала возможна реализация дидактических принципов доступности, научности и индивидуального подхода к учащимся, что придало уроку развивающий характер. Ребята рассуждают о философских категориях – добре, красоте, любви. Задумываются о выборе жизненных ценностей, которые влияют на судьбу человека. Были затронуты фрагменты исследования, над которыми ребята размышляли в ходе урока. З
адачи
, реализуемые на уроке: - развивающая (развитие художественного вкуса посредством аудио и визуального восприятия); - образовательная (умение использовать полученный материал на практике); - воспитательная (через слуховое и визуальное восприятие суметь приобщиться к миру прекрасного, доброго). В связи с данными задачами ставились
цели
, которые должны быть достигнуты на уроке: - показать красоту и многообразие, мозаичность искусства; - развитие творческих способностей посредством аудио и визуально- кинестетического восприятия музыки и живописного полотна. Формирование
интереса к предмету
складывается из нескольких составляющих, дающих новое на уроке: - возможность высказывания своих мыслей и отстаивание своей точки зрения; - развитие ума, памяти и внимания, которое возможно при осознанной рефлексии (услышанное в начале урока необходимо вспомнить в конце); - возможность творческого отношения к решению поставленных проблем. В ходе урока необходимо выявить степень активности учащихся на уроке (недопустимо оценивать личность ученика при рассмотрении его работы, или проводить сравнение его с другими. Сколько раз и кто выступал на уроке; почему молчали остальные; как стимулировалась их работа; что получилось учащимися на уроке). В соответствии с подобранным материалом менялись
методы организационной

работы
: - на всех этапах работы целесообразно использовать методику диалога, что позволит вовлечь ребят в активный образовательный процесс, и что, несомненно, сказывается на атмосфере сотрудничества между учителем и учениками; - темп урока менялся, в зависимости от изложения материала (теоретических сведений, ответов учащихся, прослушивание музыкальных фрагментов, анализирование и просмотр картин);
- на протяжении урока требовалось активное участие ребят в процессе урока. Следовательно, этапы урока потребуют разнообразного темпа, что сделает урок более динамичным. Это связано с использованием соотношения – красочность-тембр, красочность-цвет, цвет-музыка, синопсия-цветной слух, символ-цвет. Мультимедийная презентация, сопровождающая урок, позволит учащимся сопоставить полученные знания с увиденным и услышанным на уроке. Работа с мультимедиа всегда вызывает повышенный интерес к излагаемому материалу. Знакомство с красочной палитрой звука и цвета –
тембром,
позволяет ребятам более тонко слышать краски музыкальных инструментов, расширяет круг понимания того, что тембр музыкального инструмента может очень тонко и живописно изобразить любой образ Использование
символики цвета
дало возможность услышать и различить живописные краски и дети на практике могут показать данное соответствие звука и цвета. Использование на уроке живой музыки побуждает ребёнка к продуктивной деятельности, к активному включению в процесс анализирования музыкального и живописного материала. Для большего осознания ребятами их успешности. креативности и современности, предлагается публикация 2-3 творческих работ на сайте школы, такая работа в интернете займёт немного времени, а польза от неё будет огромной.
Итогом работы в классе
станет
работа в группах.

Д/з
даётся для завершения незаконченных творческих классных работ. Психологическая атмосфера на уроке должна быть предельно доброжелательной, должна присутствовать взаимная заинтересованность всех его участников, что проявится и в характере общения учитель-ученик. Этот урок может (и должен) стать новым этапом для работы учителя, он позволит увидеть в ученике разностороннюю личность, креативно и ярко мыслящую.

Приложения.
1. ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Классические типы: Нетрадиционные типы:
-вводный урок - урок-фантазирования -тренировочный урок - урок-соревнование - контрольный урок - урок открытых мыслей

- урок-закрепление - урок-турнир - урок с ТСО - урок-диспут - урок практической работы - урок-зачёт - комбинированный урок - урок творчества - повторительно-обобщающий урок - урок-спектакль - урок-конкурс - урок-конференция - интегрированный урок - урок-игра - урок-КВН - урок-путешествие 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Словесные
(материал носит теоретико-информационный характер; формирование теоретических и практических знаний и решение всех других задач обучения).
Наглядные
(материал представлен в наглядном виде; развитие наблюдательности, повышение внимания к изучаемым вопросам).
Практические
(практические упражнения, проведение опытов).
Репродуктивные
(слишком сложное или простое содержание; формирование знаний, умений, навыков).
Проблемно-поисковые
(содержание среднего уровня сложности; развитие самостоятельности мышления).
Индуктивные
(содержание темы в учебнике изложено индуктивно; развитие умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения).
Дедуктивные
(содержание темы в учебнике изложено дедуктивно; развитие умения анализировать явления).
Самостоятельная работа
(материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно; развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда). 3. УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
Высший
(прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися).
Высокий
(включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачей урока).
Средний
(выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока).

Низкий
(организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата). 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА. Организационная деятельность учителя на уроке и его личностные качества Выполнение учителем задачи обучения Выполнение учителем задачи воспитания Деятельность учащихся на уроке и характеристика класса 1. Наличие плана работы и организация его выполнения. 2. Выполнение психологических и гигиенических требований в организации урока. 3. Организация контроля за деятельностью учащихся. 4. Состояние и ведение документации на уроке. 5. Знание предмета учителем, его педагогическое мастерство. 6. Речь учителя (темп, дикция, интенсивность, культура, образность, эмоциональность). 7. Педагогическая культура, такт учителя, его внешний вид. 8. Соотношение объёма изученного материала на уроке и заданного на дом. 9. Начало урока запоздало на___мин. 1. Как учителем выполнялись дидактические принципы на уроке (наглядность, сознательность и активность в обучении, доступность и посильность учебного материала, систематичность и последовательность, прочность усвоенных знаний, связь с жизнью, научность). 2. Оценить оптимальность выбора учителем методов обучения в соответствии с логикой урока и возрастом учащихся. 3. Навык и грамотность использования ТСО учителем на уроке. 4. Опрошено за урок ___ учащихся. 5. Навык и эффективность деятельности учителя при выполнении практических работ. 6. Дифференцированны й подход к учащимся в процессе обучения. 1. Выполнение задачи нравственного воспитания. 2. Выполнение задачи трудового воспитания и профориентации. 3. Воспитание потребности и привития навыков умственного труда. 4. Эстетическое воспитание на уроке. 5. физическое и гигиеническое воспитание на уроке. 6. Использование учителем воспитательных возможностей содержания учебного материала. 7. Связь с жизнью, с практикой выполнения воспитательных задач на уроке. 8. Оценка состояния дисциплины и общей организованности класса на уроке данного учителя. 1. Активность учащихся на разных этапах урока. 2. Наличие у учащихся интереса к предмету и к данному уроку. 3. Наличие у учащихся навыков самостоятельной работы. 4. Наличие у учащихся всего необходимого на уроке. 5. Развитие речи учащихся. 6. Оценка интеллектуального уровня данного класса. 7. Эффективность ответа учащихся. 8. Навык учащихся в выполнении практических работ на уроке. 9. Степень корректности в отношении учащихся друг к другу и к учителю.
10. На уроке потеряно ___ мин. 5. Иллюстративный материал: Серия «Великие художники» - И. Левитан, В. Перов, И. Крамской, А. Куинджи, «Художники-передвижники», «Голубая роза». М.,2011. 6. Поэтический материал: Поэзия Серебряного века. М., 2011; У. Шекспир «У музыки есть дар…»; В. Бурич. Свободный стих. 7. Музыкальный материал: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; Н. Скрябин «Поэма огня»; Л. Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», вступление к 8 сонате; П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Утро»; А. Стихарёва «Оранжевая планета». 8. Видеоматериал: Цветомузыкальный фонтан в Дубае. 9. Использованная литература: М.Поташник «Требования к современному уроку». Метод пособие.- Педагогич. Общ-во Рос., 2007; В.Лизинский «Современный урок». М.,2010; Ю.Конаржевский «Анализ урока». М.,2010; В. Шахиджанян «Правила успеха». /Завуч/. М., 2009; Е. Ривкин «Управление современной школой». Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя. М..2010. 10. Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер; 3 ноутбука (с подключением интернета); музыкальный центр; фортепиано.
Комбинированный урок в 10 классе
Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке».
Цели:  познакомиться с новым направлением в искусстве 19 века – «импрессионизм»;  раскрыть особенности художественного языка импрессионистов. Эпиграф: «Настоящий художник выражает то, что думает, не боясь столкнуться с обычаями века» Огюст Роден Ход урока:
1 часть. Актуализация.
Звучит музыка К. Дебюсси «Сады под дождем». Учитель: Прослушайте отрывок из музыкального произведения и изобразите, свои впечатления на бумаге в любой форме (рисунок, слово, цвет и т.д.) Деление на группы. Обменяйтесь впечатлениями и объединитесь в группы с теми у кого впечатления совпали с вашими. Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете о направлении в живописи и музыке, которое при своём появлении в конце 19 века вызвало бурю осуждений со стороны общества. Пресса писала: (раздать по группам) «Искусство, павшее столь низко, недостойно даже осуждения» «От этих картин «встали на дыбы лошади омнибуса» Люди у них похожи « на трупы в морге» Хотите увидеть эти картины? Слайд. Бульвар Капуцинок Тогда перенесёмся в 1874 год, в Париж, в художественную столицу Европы. Именно здесь, на бульваре Капуцинок, в ателье фотографа Надара, весной состоялась выставка картин группы художников, среди которых были Слайд. Портреты художников Клод Моне, Эдгар Дега. Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро. Они были сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, имели за плечами свыше 15 лет усердной работы, сопровождавшейся поисками новых путей изображения окружающего мира. Жюри Художественного салона (выставки, поддерживаемой правительством) постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству. «Нагромождением гнусностей» называли критики картины молодых художников. А что увидите вы? На фоне музыки К. Дебюсси проходит видеоряд с картинами художников – импрессионистов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обмен впечатлениями (радость, гармония, красота, необычность, умиротворенность) Учитель: Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой? (ответы учеников: потребительское отношение к искусству, не было четкости, все расплывчато, не понимали как все новое и т.д.) Учитель: В чём заключается новаторство молодых художников, как они обогатили искусство? (особенности нового направления фиксируйте в конспекте ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
2 часть Операционно-познавательная.
К.Моне «Впечатление. Восход солнца» Что было ново и непривычно в этой картине? Как её следовало рассматривать? (ответы учеников: Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки.) Учитель: Критик одной из газет, увидев картину Моне «Впечатление. Восход солнца», насмешливо назвал молодых художников «импрессионистами». Ироничное прозвище, помимо воли автора, дало название целому художественному направлению, с которыми мы знакомимся сегодня на уроке (запись темы урока в конспект) К. Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «маз- ню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику. А. Кастаньяри: «Они воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка. Она чарует. Какое быстрое восприятие и какая приятная работа кисти! Следует признать, всё делается обобщённо, но как метко!»
Работа в группах.
Задание. Выявить особенности художественного языка импрессионистов и заполнить конспект. 1. Рассмотрите иллюстрации работ художников-импрессионистов. 2. Ответьте на вопросы a) Как следует рассматривать полотна импрессионистов? b) Нужна ли импрессионистам палитра? c) Какой цвет предмета, и какой цвет его тени. d) В рамках какого направления существовал импрессионизм – романтизма или реализма? e) Где импрессионисты должны были создавать свои картины? Обсуждение. Комментарии учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Запись в конспекте
1.Импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление. 2. Их картины полны света, воздуха, движения и жизни. 3. Очертания предметов нечётки. 4. Красочная палитра высветлена. 5. Они писали чистым, несмешанным цветом.
6.Каков цвет предмета, такого цвета и его тень. 7. Импрессионисты развивали и совершенствовали реалистический метод. 8. Импрессионисты писали картины на открытом воздухе, на пленере. Учитель: Интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли поэты, музыканты, скульпторы.
Задание группам.
Задание 1. 1.Рассмотрите иллюстрации работ известных скульпторов. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 2.Определите какие работы выполнены импрессионистом. 3.Ответ обоснуйте. Задание 2. 1.Прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама «Импрессионизм». ПРИЛОЖЕНИЕ 5 2.Подумайте, какие картины увиденные нами, могли произвести такое впечатление на поэта. 3.Какие особенности импрессионистической манеры подметил поэт? 3 часть Рефлексия Практическая часть. Вы-импрессионисты. Музыка Дебюсси Задания группам 1 группа: из предложенных открыток, где вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов.ИЛИ нарисовать рисунок в стиле импрессионизма. 2 группа: из полосок цветной бумаги выложить цветную гамму в стиле импрессионистов. Можно специально вложить черный цвет. Дети должны догадаться и не использовать его в работе. Продолжи «Импрессионизм –это……..» Учитель:На долю художников-импрессионистов, которые прокладывали новые пути в искусстве, выпала нелёгкая судьба: нищета при жизни, когда их картины скупались за гроши, и громкая посмертная слава, когда их произведения украшают лучшие музеи мира. Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. О своеобразии Э.Мане, Камиля Писсарро, О.Ренуара, Э.Дега мы поговорим на следующих уроках.
Д.З:
Подготовить сообщение о художнике-импрессионисте или о музыканте- импрессионисте. Обратить внимание на особенности творчества.





В раздел основное общее образование