Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Азбука стихосложения"

Дополнительная образовательная программа по литературе в 5-6 классах

Автор: Лобанова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей №37", г.Тольятти



В раздел основное общее образование




Аннотация к программе «Азбука стихосложения»



Ф.И.О. аттестуемого Лобанова Елена Сергеевна
Соответствие требованиям (ФГОС или ФКГОС 2004) Цель Планируемые результаты Основные виды учебной деятельности Технологии Содержание Программа дополнительного образования по литературе «Азбука стихосложения» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (ФЗ-№ 273) , который вступил в силу с 1 сентября 2013 Данная программа выполняет следующие необходимые требования: - требования к структуре образовательных программ; – требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,
Целью
данного курса является развитие личности поэтически одаренных детей через активизацию познавательных процессов средствами теории стихосложения, а также помощь в освоении основных понятий по теории литературы, связанных с темой «Стихосложение» и «Средства художественной
Личностными

результатами
занимающихся на курсе «Азбука стихосложения» являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).
Метапредметные

результаты
изучения курса проявляются в: -умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
Вид занятий в

группе

комбинирован

ный, с учетом
возрастных особенностей детей, степени их одаренности: 1) личностная оценка значимости учебного материала, - самостоятельна я работа, - занятия- вариации, - импровизация. 2) Активные формы познавательной 1) Технология проблемно- диалогического изучения стихотворных текстов и обучения стихосложению, которые представляют собой различные практические задачи по различным разделам литературоведения. Работы этими методами проводятся с целью осмысления на конкретных примерах теоретических положений о стихосложении 2) Технология практического обучения
I

. Актуализация знаний
На первых занятиях участники вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.
Основы

стихосложения.
Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, дактиле, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка. Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.
Средства

материально- техническим и иным условиям; – требования к результатам освоения основных образовательных программ. Программа «Азбука стихосложения» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами обеспечивает: – равенство и доступность; – единство образовательного пространства; – преемственность основных образовательных программ и программ дополнительного образования. выразительности». материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
участников курса состоят в следующем:
1) в познавательной

сфере:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русской и зарубежной лирики; -понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, деятельности: - мозговая атака, - познавательные тренинги-игры - час вопросов и ответов. 3) Виды проектно- ориентированно й работы - упражнения, - тренинги 4) Словесные виды и методы обучения: - чтения, - беседа, - диалог 5) Исследование: - виды рифм, - строфы, - жанры поэзии. (различные игры) стихосложению используются для интенсификации обогащения речи в живом речевом общении, раскрепощения, овладения новыми интересными формами стихосложения. 3) Технология критического мышления применяется при анализе поэтических текстов 4) Технология проектов используется в качестве метода личностно- ориентированного обучения. 5) Интерактивные технологии расширяют возможности зрительного и слухового восприятия материала, способствуют созданию атмосферы
художественной

выразительности.
Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
Жанры лирических

произведений
:поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.
II. Практические занятия
Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе, так как многие основы необходимых знаний уже усвоены детьми. В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети подходят к практической работе над выразительными средствами языка. Игры « Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, 2
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; -умение анализировать стихотворное произведение: определять его принадлежность к одному из жанров; понимать и формулиро- вать тему, идею, нравственный пафос стихотворения, характеризовать его героев, сопоставлять лирических героев ; - определение в стихотворении ритма и размера, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания стихотворения (элементы филологического анализа); -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе стихотворения, а также создание собственного лирического произведения.
2) в ценностно-

ориентационной сфере:
погружения находить и отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти игры также показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат стремиться находить самые яркие образы и делиться с окружающими.
Знакомство с

литературной критикой
"
Я знаю силу

слов…"
Беседы о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
"Поэзия и мы".
Чтение учащимися стихотворений собственного сочинения.
Литературная

дискуссия.
(О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя 3
-приобщение к духовно- нравственным ценностям русской лирики и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов; -формулирование собственного отношения к произведениям лирического характера, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных лирических произведений; -понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной

сфере:
-восприятие на слух лирических произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; -умение читать наизусть лирические произведения или их отрывки, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста.
Поэзия и

штампы.
Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).


III

. Активизация

поисковой деятельности
Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам. Поэтический вечер – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. Поэтому планируется частое проведение поэтических вечеров различных поэтов. Планируется, что каждый поэтический вечер будет 4
типа; уметь вести диалог; -написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, рефератов на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; -понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов лирических произведений. В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки обучающихся» программа ориентирована на освоение учащимися следующих
умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; - воспринимать и посвящен любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего. 5
характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; – давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; – использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; – понимать связь изученного произведения со временем его написания– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); – выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; – работать со справочным материалом, различными источниками информации. 6


В раздел основное общее образование