Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".

Урок- открытия нового знания по русскому языку

Автор: Лобанова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей №37", г.Тольятти



В раздел основное общее образование




Урок русского языка на тему: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Учитель
Лобанова Е.С.
Дата проведения
:
Класс
- шестой Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2013 г.»
Цель урока
: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:

Образовательные
: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие
Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные
Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока
: Открытие нового знания;

Форма урока
: урок-поиск
Оборудование:
компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.
План проведения урока:
Этапы урока Временная реализация Оргмомент 1 мин. Языковая разминка 6 мин. Актуализация знаний 3 мин Изучение нового Физкультпауза 17 мин. 2 мин. Воспроизведение новых знаний 5 мин. Проверка знаний. Электронный тест. 8 мин. Рефлексия. 2 мин. Домашнее задание 1мин.
Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организацио нный момент - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки. Записываю в тетрадях. Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) Повторение . ( прием «Закончи фразу»). 1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…. 2 Имена прилагательные изменяются по… 3 По значению и форме имена прилагательные делятся на…. 4 В предложении имена прилагательные бывают… 5 Основные способы словообразования имен прилагательных… 6 Чаще всего имена прилагательные образуются .. 7 Сложные прилагательные пишутся через дефис… 8 Сложные прилагательные пишутся слитно… Записывают в тетради конечную фразу. Актуализация знаний и фиксация 1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый); 2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый); Из каждого ряда надо исключить
затруднений в деятельности. (работа в парах) 3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий; 4) …… …….. ……. Прочитайте ряды слов. Внимательно их рас смотрите. Сформулируйте свое задание. Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему? Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду? Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов? лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки Из первого ряда можно исключить слово осенний . Слова трёх ( этажный ) и серо ( глазый ) — сложные имена прилагательные . Пишутся слитно . Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный,
темно-зеленый — сложные прилагательные. Они пишутся через дефис. В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско(немецкий), древне(русский) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно. I этап. Постановка учебной проблемы. - Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся. - В какой части прилагательных пропущены буквы? - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель Слова осенний, серебряные, утренний — это имена
открывает образец с правильным написанием). Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какова тема урока? - Сформулируйте цель урока, опираясь на его те му. Используйте для этого опорные слова на доске. 1. Познакомиться с правилом 2) учиться... . прилагательные. Буквы пропущены в суффиксах прилагательных. Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия) Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Познакомиться с правилом написания бук вы н в суффиксах прилагательных;
учиться правильно пи сать суффиксы прилагательных с буквой н. II этап. Поиск решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог: Решение проблемы «Открытие нового знания». Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез): - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке). -Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу). Ещё какие есть гипотезы? Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть? - Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? ( в суффиксе)(подсказка к решающей гипотизе 1) - От каких частей речи образованы прилагательные? - С помощью каких суффиксов) - Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы? НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1). Нет. В слове осенний нет суффикса – ЕНН-. НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная
Обратимся к таблице. .(Подсказка к решающей гипотезе 2). Образование и написание имен прилагательны х Существительно е суффикс Прилагательно е исключения I Туман Станция Тыква -Н -ОНН -ЕНН - - ветрЕНый II Пчела Кожа Трава -ИН -АН -ЯН - - стеклЯННый оловЯННый деревЯННы й гипотеза 2). Нет. В слове утренний суффикс безударный, но пишется НН (контраргумент). Учащиеся молчат. От существительных: осень, серебро, утро _Н-, -ЯН-, -ЕНН- Учащиеся молчат. Выполняют задание коллективно. Один ученик рабо тает с таблицей у доски, остальные
III Полное прилагательное Краткое прилагательное Река медлЕННая. Река медлЕННа. Сначала поработаем со сло вами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н Обобщите первую часть нашей работы и скажи те, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных? Какое слово является исключением из этого правила? Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса. А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. пишут в тетрадях. Делают вывод. Делают вывод. Формулируют правило – открытие нового знания III. Воспроизведение Обобщим все выше сказанное с помощью интерактивной таблицы Учащиеся
нового знания Работа в Интернете. работают с таблицей и делают выводы. Началоформирования умений. Составление алгоритма. Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Нужно составить алгоритм. Организация деятельности по применению новых знаний.
1. Коллективная работа.
Устно объяснить правописание слов: Комиссионный комиссия+онн Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян 2. Распределительный диктант Распредели слова на две группы:
Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый ,шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. 3. "3" - 2,3; больше - "2". Физкультминутка 5. Письмо по памяти Свет луны серебряный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. С. Есенин - Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине) - Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной) -Объясните правописание выделенных слов. 6. Просмотр видеофильма « Зимушка-зима». Составьте предложения, используя словосочетания: сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы,
причудливые искусственные кружева, багряное солнце, Проверка знаний Электронный тест "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?» Учащиеся выполняют задание, получают оценку. 1. Итог урока. Рефлексия. Сегодня на уроке я: 1) узнал, открыл для себя… 2) научился, смог… 3) могу похвалить себя и своих одноклассников за … Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме. Домашнее задание Используя предложения, составленные на уроке, написать мини- сочинение «Зимушка-зима». Список использованной литературы: 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.
2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000. 3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.; 4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286. 5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010. 6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект–Центр, 2006 7. Интерактивная таблица "Правописание Н и НН в прилагательных" 8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевной. Тест «Имя прилагательное. Буквы Н и НН в именах прилагательных» №1для 6 класса

Урок русского языка по теме "Н и НН в прилагательных"

Цели урока:
 Образовательная: познакомить учащихся с орфограммой “Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных”.  Развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.  Воспитательная: воспитывать внимательность, самостоятельность и любознательность.
Тип урока:
урок изучения новых знаний.
Оборудование урока
: мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация “Н и НН в прилагательных” PowerPoint
ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного о прилагательном.
(Слайды № 2-3)
Упражнение 1.
Дайте правильный ответ и объясните свой выбор. 1) Какая часть речи называет различные признаки предметов? А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол
2) Какое слово называет признак предмета? Книга – наш надёжный помощник. А) первое Б) третье В) четвертое 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: А) верного (друга) Б) о хорошей (книге) В) интересный (сюжет) 4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме? А) сказуемое Б) дополнение В) определение 5) Имя прилагательное не изменяется А) по родам Б) по числам В) по спряжению 6) Найдите прилагательное в превосходной степени А) красивее Б) богатейший В) более интересный
Упражнение 2.
О-Ё после шипящих в прилагательных. Распределить слова в 2 столбика: 1 столбик – сО, 2 столбик – с Ё (Слайды № 4-5)
Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, хорош..го, чуж..й, со свеж..й, песц..вый, больш..го, плюш..вый, свинц..вый. Самопроверка: О Е ежовый лицевой чужой пищевой песцовый ключевой большого хорошего свинцовы й со свежей плюшевы й
III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы.
(Слайды № 6-7) Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы:  СОН - сонный  Солома - соломенный  Станция – станционный  Утка – утиный  Песок – песчаный
 Глина - глиняный Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?
IV. Изучение правила по таблице
(Слайд № 8) (таблица у каждого ученика)
Н

НН
1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН кожАНыйГлинЯНыйГусИНый 1. Исключения: деревЯННый стеклЯННый оловЯННый 2.Исключение: ветрЕНый 2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН соломЕННый, революциОННый 3.Н в корне + Н в суффиксе чугуННый
V. Закрепление орфограммы, знакомство с примечаниями, тренировочные упражнения.
1. Обозначение орфограммы (Учебник, стр.154.) 2. Упражнение 412. (Чтение и комментарий, применение правила) 3. Слованная работа. (Слайд № 9) Демонстрация – 1. Массовое шествие (Демонстрация в защиту реформ.) 2. Публичный показ чего-нибудь (Демонстрация фильма, мод.) Сезон – 1. Одно из четырёх времён года (Одеться по сезону.) 2. Часть года, подходящая для какой-нибудь деятельности (Дачный сезон.)
Письменное задание:
образовать от слов прилагательные, составить и записать с ними предложения.
4. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 10) (в тетрадях и у доски) мужество - ...; туман - ... дерево - ...; революция - ...; кожа - ...; серебро - ...; лебедь - ...
Физпауза
(Слайд № 11) Раз — подняться, потянуться Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. 5.Объясни написание пропущенных букв: (Слайд № 12) (устная работа) 1. Сегодня ветре...ая погода. 2. Дорога покрыта ледя...ой коркой. 3. Я живу в каме...ом доме. 4. Тот исти... ый друг, кто честен и прям. 5. Мы пошли на земля...ой вал.
6. В небе слышится журавли...ый крик. 6.Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 13) Станцио...ый, кури..ый, торжестве...ый, овся...ый, шерстя...ой, обеде...ый, оловя...ый, кожа...ый, деревя...ый, звери...ый, торфя...ой, экскурсио...ый, письме...ый, стекля...ый, авиацио...ый, песча...ый, костя...ной, обыкнове...ый
Взаимопроверка
. (Слайд № 14)
НН

Н
станционный торжественны й обеденный оловянный деревянный экскурсионный письменный стеклянный авиационный обыкновенный куриный овсяный шерстяно й кожаный звериный торфяной песчаный костяной 7. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов. (Слайд № 15) Изучение памятки “Запомни слова!” (памятка у каждого ученика)  зелёный
 синий  пряный  свиной  багряный  юный  бараний  фазаний  румяный  тюлений 8. Буквенный диктант. (Слайд № 16) Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0  торжественный  ледяной  туманный
 ветреный  юный  организационный  лебединый  кожаный  стеклянный  багряный Проверка: (Слайд № 17) 9. Тренировка в различении суффиксов. Изучение памятки “Различай!” (Слайд № 18) (памятка у каждого ученика) Различай! Масляный– разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель); Соляной – состоящий из соли (столб); Ветряной– Масленый– намазанный, пропитанный маслом (блин, рука, каша); Солёный – содержащий соль (каша); 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 НН Н НН Н Н НН Н Н НН Н
(двигатель, оспа) Ветреный – (день, человек) 10. Знакомство с правописанием Н в кратких прилагательных: Работа по учебнику: страница 157. ценная вещь – вещь ценна ветреная погода – ветрена Формулировка правила: - Образуйте краткую форму от прилагательных по образцу: (Слайд № 19) длинный шнурок– шнурок длинен длинная дорога - дорога длинна длинное слово- слово длинно румяное яблоко - румяный ребёнок - румяная девочка - 11. “Четвертый лишний” (Слайд № 20) А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, сон..ый, лебеди..ый. 12. Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток) “Проверь себя” ) (Слайд № 21) 1.тума...ая погода 2.ветре...ый день 3.пря...ый запах
4.кури...ый бульон 5.маши...ая работа 6.болезне...ое состояние 7.здание совреме...о 8.стари...ые часы 9.ю...ое лицо 10.ледя...ая гора 11.вещь це...а 12.петуши...ые бои 13.жестя...ая коробочка 14.жизне...ая драма 15.величестве...ая колонна 16.лебеди...ый крик
Самопровека.
(Слайды № 22-24)Поставь себе оценку:  “5” - за 14-16 правильных ответов  “4” - за 11 -13 правильных ответов  “3” - за 8- 10 правильных ответов  “2” - за 5 - 7 правильных ответов  “1” - за 4 и менее правильных ответов 1. туманная
2. ветреный 3. пряный 4. куриный 5. машинная 6. болезненное 7. современно 8. старинные 9. юное 10. ледяная 11. ценна 12. петушиный 13. жестяная 14. жизненная 15. величественная 16. лебединый
VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 25) Было интересно ... Было трудно ... Я выполнял задания... Теперь я могу... Я научился...
VII. Домашнее задание.
Параграф 105, упражнение 422. (Слайд № 26)

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе.

Тема
: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных »
Тип урока
: урок - исследование с применением игровых форм .
Оборудование
: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской; при наличии интерактивной доски в классе возможна работа на базе презентации с заданиями и ответами для самопроверки либо работа с раздаточными материалами на печатной основе ( представлены в приложениях; « маршрутные листы» на каждого обучающегося для поэтапного отслеживания усвоения школьниками учебного материала ( форма дана в приложении) Цели урока:
Образовательные
:  Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.  Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.  Повторить сведения о прилагательном, о тексте. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

Общеучебные:
 Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.
Развивающие:
 Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Воспитательные:
 Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.  Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).
Ход урока.
i.
Организационный момент.
ii.
Операционно – исполнительский этап урока.

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.
Блиц – опрос. « Подскажи словечко ». - Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ). - Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).
- Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ). - По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ). - Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ). - Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ). - Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный ). Вопрос учителя: Какие суффиксы прилагательных вы знаете? (- еньк-, -оват-, -н-, -ист-, -чив-, -лив-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян- ) Слово учителя: Правописание суффиксов прилагательных часто вызывает сложности, поэтому сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в город Грамотеев. Надеюсь, что мы успешно доберёмся до него и все станем настоящими грамотеями. Каждый из вас получит « маршрутный лист». На каждой станции вам предстоит выполнить задание и результат занести в «маршрутный лист». Чем больше баллов вы наберёте, тем больше у нас шансов добраться до конечной станции. Итак, наше путешествие начинается. В добрый путь! Мы отправляемся с первой станции, которая называется « Исследовательская ». 
Выдвижение гипотез обучающимися на основе исследования материалов для наблюдения.
1. Станция « Исследовательская ».
Материалы для наблюдения: гусиный туманный земляной революционный песчаный клюквенный Задания для анализа предложенного словарного ряда: 1. Выделите суффиксы прилагательных. 2. Какие значения имеют эти суффиксы? 3. Какой суффикс всегда ударный? 4. В чём сложности правописания этих суффиксов? 5. Сравните слова в столбиках. 6. Сформулируйте тему урока. Запишите её . Проверьте себя на станции « Теоретическая » и по материалам учебника (страницы 100, 101, 102 ). Оценивается участие в обсуждении, результаты школьники заносят в «маршрутный лист». 
Самоповерка гипотезы обучающимися.
2. Станция « Теоретическая ». -Н- -НН- 1).Кожа – кожаный 1).Телефон – телефонный
Серебро - серебряный 2). Лебедь – лебединый Зверь - звериный Старина – старинный 2). Государство – государственный Станция - станционный Задание учителя: Проанализируйте приведённые в таблице примеры, самостоятельно сформулируйте правило. Проверим себя:
Правило
-НН- в суффиксах прилагательных пишется: 1. на стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-; 2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-. Исключения: ветреный, свиной, юный. -Н- пишется в прилагательных: 1. с суффиксами –АН-,-ЯН-; 2. с суффиксом –ИН-. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Обучающиеся сравнивают собственные выводы с теоретическими материалами, обращаются к учебнику, составляют опорный конспект в тетрадях, затем проверяют себя по образцу:
Опорный конспект
-НН- -Н-
1. основа на –Н- + суффикс –Н- исключения: свиной, юный 1. суффикс –ИН- 2. суффиксы –ОНН- и –ЕНН- исключения: ветреный, но безветренный 2. суффиксы –АН-, -ЯН- исключения: оловянный, стеклянный, деревянный Обучающиеся оценивают свою деятельность на станции «Теоретическая», заносят результаты в «маршрутный лист». iii.
Оценочно –рефлексивный этап.

Применение новых знаний в практической учебной деятельности.
2. Станция « Практическая ».
Слово учителя:
Здесь вы можете проверить свои умения применять правило на письме. Вам предлагается выбрать задание первого или второго уровня и выполнить его в тетради. Время выполнения заданий - 3 минуты. Задания 1 уровня Задания 2 уровня Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-
а). утр..ий, мыши..ый, кури..ый; б). кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый; в). жестя..ой, це..ый, дли..ый. а).береста, чугун, глина, клюква; б). лимон, кость, кухня, телефон; в). Журавль, петух, дерево, серебро.
Самопроверка.

Слово учителя:
Оцените свои работы по пятибалльной системе, результат занесите в «маршрутный лист». 4. Станция « Игровая ». Задание учителя: Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее », запишите эти слова в тетрадь.
«Четвёртый лишний»
А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый. Проверка правильности выполнения задания . Оценка - 1 балл за правильный ответ. Обучающиеся заносят результаты в «маршрутные листы». 
Самооценка усвоения учебного материала

5. Станция « Тестовая ».

Задание учителя:
Выполните тест и запишите в тетради букву, обозначающую строку верного ответа.

Тест.
Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН- А). песенный, безветренный, бритвенный; Б). болезненный, клюквенный, фирменный; В). именной, производственный, тыквенный. Самопроверка
.
Оценка – 1 балл. Заполнение «маршрутных листов». 6. Станция « Творческая ».
Задание учителя
: Познакомьтесь с историей хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания Мало кого уже уд..вляющее слово « хризантема » в переводе с древн.. греческого звучит как « золотой цветок ». В странах востока с этим р..стением связывают и ( не)обыкновенную радость, и истинную печаль, и глубочайш.. скор..ь. Одно из преданий ст..рины рассказывает, что в третьем веке до нашей эры
император
без сердца, без жалости узнал о существовании цветка (не)земной, божественной красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец.. говорили, что из этого растения можно было приготовить чудесный на вкус
эликсир
, помогающий и..бавиться от (не)излечимых болезней и уйти от смерти без врем..ни. Но только искренний человек мог прик..снуться к цветку с чудесным действием. Триста доблес (?)ных юношей и прекрас(?)ных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могущественному императору так и не удалось дождат(?)ся возвращения смельчаков. На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая
хризантема. Задания для анализа текста: 1. Докажите, что перед вами текст. 2. К какому типу речи относится данный текст? Придумайте заголовок. 3. Объясните лексическое значение выделенных слов. ( Проверьте себя по словарю ).Оценивается участие в обсуждении. 4. Выполните задание ЗСП со словами предание, рассказывает( на доске ).Оцениваются работающие ученики. 5. Выпишите из текста слова с пропусками и назовите орфограммы. Проверка.
Задание учителя:
Оцените свои работы по пятибалльной системе, результат занесите в « маршрутный лист». 6. Объясните постановку знака препинания в предпоследнем предложении. 7. Сколько в тексте прилагательных с орфограммой « Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных »? Оценка – 1 балл. 8. Назовите в этих прилагательных суффиксы, объясните их правописание. 9. Замените подчёркнутые словосочетания синонимичными. Слова для проверки: Предание старины – старинное предание Остров, хранящий тайну – таинственный остров
Смерть без времени – безвременная смерть Цветок с чудесным действием - чудодейственный цветок Сокровище, не имеющее цены – бесценное сокровище. 10. Выполните творческую работу. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные с Н и НН и познакомьтесь с ещё одной версией истории хризантемы. По другой легенде, родиной этого _______________________ растения является Китай. Китайцы уверены в своей_______________________ правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _____________________ преданию, _____________ человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца ________________ цветок хризантемы, обретает бессмертие. Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный. 
Выводы по результатам исследовательской работы.

Задание учителя:
Подведём итоги. Ответьте на вопросы: 1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились? 2. Расскажите о правописании- Н- и –НН- в прилагательных (кратко). 3. С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока? 4. Какиепунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий? 5. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке? Обучающиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, делают выводы, оценивают своё участие в этом обсуждении и заполняют «маршрутные листы».
Слово учителя: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в город Грамотеев. Все мы достигли поставленной цели. 
Самооценка результативности учебного занятия.

Слово учителя
: А теперь посчитаем количество баллов в « маршрутных листах». Поздравим знатоков русского языка.
IV. Домашнее задание:
упр. 227, объяснение задания учителем .
Предполагаемые результаты обучения:
1. Обучающиеся должны научиться осмысливать значение изученных суффиксов, дифференцировать их и сознательно употреблять при письме соответствующие слова. 2. Слабоусвоенный материал отрабатывается через каждодневные упражнения.
Информация о методической ценности материала.
1.
Пояснения.
Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, построенном на основных принципах системы развивающего обучения. Поэтому он основывается на осознанных знаниях школьников, а не на механическом заучивании правил. Ни один теоретический вывод не даётся авторами учебника в готовом виде, этому предшествуют задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте. Поэтому мною выбран такой тип урока, как путешествие - исследование, а в результате учебной деятельности на занятии школьники сами « открывают» новую тему, отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация их по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели,
осуществлять контроль и оценку собственных знаний, планировать свои действия. Ученики должны не получать готовые знания, а уметь работать сосправочным материалами и различными словарями. В приложениях учебника даются словарики ( толковый, орфоэпический, синонимов, антонимов и т.д.). «Словарик значения морфем» позволяет увидеть системность языковых явлений, понять внутренние связи языковых фактов. Отдельно хотелось бы отметить задание ЗСП. Слова предлагается рассмотреть по трём критериям: значение, строение, правописание. Эти задания дают возможность учащимся увидеть связь орфографических норм с лексикой, этимологией, морфемикой и словообразованием, что можно назвать комплексным разбором слова. Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми особенностями. Эта работа важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме. 2.
Актуальность темы.
Правописание суффиксов с -Н—НН- в именах прилагательных является новой для учащихся 6 класса темой. Прежде всего, ученики должны осознать, что речь идёт об именах прилагательных, которые образованы от существительных. Это важно учитывать: вскоре будет изучаться причастие и необходимо, чтобы эти классы слов чётко различались, поскольку употребление одной или двух букв Н в указанных словах регламентируется разными правилами орфографии. Работа идёт сразу со всеми суффиксами с привлечением возможно большего количества слов. Трудность в написании этих слов связана с тем, что происходит замещение одного суффикса другим, поэтому основным способом обучения является семантическая ориентация. Конечно, отработка правильного написания данной орфограммы не ограничивается только несколькими уроками, она требует системного подхода. Но если учебный материал хорошо усваивается на первых занятиях, то обычно ученики
впоследствии легко находят прилагательные с изученными суффиксами и верно пишут такие слова. По результатам диагностики имею следующие результаты усвоения орфограммы «Правописание- Н—НН- в суффиксах прилагательных» по итогам нескольких проверочных работ: Дата Количество обучающихся, выполнявших работу Количество обучающихся, не допустивших ошибок % усвоения орфограммы 14 ноября 2011 года (контрольный диктант) 12 школьников 7 школьников 58% 25 ноября 2011 года (контрольное тестирование) 11 школьников 7 школьников 63% 23 декабря 2011 года (итоговый контрольный диктант за 1 полугодие) 12 школьников 8 школьников 66%
1 февраля 2012 года (контрольная работа) 11 школьников 8 школьников 72% 28 февраля 2012 года (словарный диктант) 12 школьников 9 школьников 75%
Важно, чтобы данная орфограмма хорошо была усвоена до изучения темы «-Н—НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», так как она изучается в сопоставлении с правилами написания одной – двух Н в суффиксах имён прилагательных. 3.
Рекомендации к проведению урока.
Целесообразнее использовать спаренный урок для проведения данного урока – путешествия, так как нельзя «разрывать» используемые в нём задания на два дня. Возможно сокращение материала или его замена. Данная форма учебного занятия вызывает интерес у школьников не
только 6 класса, но и 7, 8. Такие уроки у меня стали привычными, на эту форму учебных занятий хорошо «ложится» любая тема. Использование «маршрутного листа» помогает и активизировать обучающихся на уроке, и формировать умение самооценки, и отследить усвоение учебного материала каждым школьником.


В раздел основное общее образование