Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Подготовка учащихся к выполнению задания части 3(написание сочинения-рассуждения С 15.2))"

презентация

Автор: Бобылева Наталия Кимовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 10 с УИОП, город Сургут, Тюменская область



В раздел основное общее образование




Подготовка учащихся

Подготовка учащихся

к выполнению задания части 3

к выполнению задания части 3

(написание сочинения –

(написание сочинения –

рассуждения С 15.2).

рассуждения С 15.2).





Бобылева Наталия

Бобылева Наталия

Кимовна,

Кимовна,
учитель русского языка МБОУ СОШ №10 с УИОП г.Сургута. 2016г.

Задание 15.2

Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Это старые мудрые книги, в них

есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придёт

время, когда они станут твоими друзьями».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.2

Задание 15.2

Критерии оценивания

Критерии оценивания


Задание 15.2

Задание 15.2

Критерии оценивания

Критерии оценивания


15.2.

Композиция сочинения-

Композиция сочинения-

рассуждения на морально-этическую

рассуждения на морально-этическую

тему

тему

Последовательность работы над сочинением на тему задания 15.2. • 1. Внимательно прочитайте текст, с которого начинается 2 часть экзаменационной работы. • 2. Прочитайте задание 15.2 и фрагмент текста, вынесенный в задание. Найдите и подчеркните ключевые слова. Ответьте, какая мысль заключена в этом фрагменте? • 3. Найдите в тексте этот фрагмент. • Определите: • а) где находится это предложение; • б) кому принадлежит это высказывание; • в) какова позиция автора произведения (какова идея произведения);
• г) как автор выражает свою позицию: непосредственно или опосредованно; • д) если в тексте нет прямой оценки автора, определить, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (сюжета, композиции, портрета героя, его речевой характеристики и др.). • 4. Сформулируйте основную мысль текста и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию. • 5. Объясните, как вы поняли данный фрагмент. • 6. Найдите в тексте два примера, при помощи которых сможете подтвердить своё мнение о фрагменте.
• 7. Сопоставьте вывод, которым завершите рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента. • 8. Напишите сочинение-рассуждение. • 9. Внимательно проверьте написанное сочинение.
Алгоритм работы с текстом •
Читаем задание.
• Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста:
«Это

старые мудрые книги, в них есть душа. Я их

очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и

придёт время, когда они станут твоими

друзьями
». • Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Читаем текст и ищем в нём данный в

задании фрагмент.
Эти слова написал Журке дедушка в письме, которое является своеобразным завещанием внуку.
(1) Журка потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2) Это оказались «Три мушкетёра». (3) Не такое старинное издание, как другие, хотя тоже с «ятями» и с твёрдыми знаками в конце слов. (4) Отпечатанное на гладкой бумаге и со множеством рисунков. (5) Журка обрадовался «Мушкетёрам» — это были старые друзья — начал перелистывать, разглядывая картинки... (6) И увидел между страницами узкий белый конверт. (7) Видимо, дедушка решил, что если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца. (8) Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у. (9) Журка сперва сам не зная чего испугался... (10) Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (11) Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну. (12)Суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (13) Развернул большой тонкий лист... (14) Дед писал чёткими, почти печатными буквами: (15) «Журавлик! (16) Книги на этих полках — тебе.
(17) Это старые мудрые книги, в них

есть душа. (18) Я их очень любил. (19) Ты сбереги их, родной мой, и

придёт время, когда они станут твоими друзьями.

(20) Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?). (21) Ты их ещё сочинишь. (22) Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (23) Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (24) В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (25) Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея. (26) Этот летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. (27) Будто я опять маленький, и он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним. (28) Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева... (29) В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (30) И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (31) Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же. (32) Впрочем, ерунда, старости не бывает, если человек её не хочет. (33) Просто приходит время, когда лопается нить, которая связала тебя с крылатым змеем. (34) Но змей вернулся, и я оставляю его тебе. (35) Может быть, он поможет тебе взлететь. (З6) Журка, вспоминай меня, ладно? (37) Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверно: жизнь у него не удалась. (38) Это неправда! (39) И ты про это не думай. (40) Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда.
(41) И учись летать высоко и смело. (42) Ты сумеешь. (43) Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. (44) Самое трудное знаешь что? (45) Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (46) И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. (47) Может случиться, что правы. (48) Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (49) Не оправдывай себя чужими правильными словами. (50) Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу... (51) Нет, ты поймёшь. (52)Ты у меня славный, умница. (53) Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (54) Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавлёнком». (55) Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (56) Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (57) И любовь к нему, к Журке, о которой он не знал. (58) И ничего нельзя уже было сделать — ни ответить лаской, ни разбить одиночество... (59) Напрасно дед боялся, что Журка чего-то не поймёт в письме. (60) Он понял всё. (61) В дедушкиных словах (будто не написанных, а сказанных негромким хрипловатым голосом) были не только печаль и любовь. (62) Была ещё гордость. (63) И поэтому в Журкиных слезах, несмотря ни на что, тоже была гордость...
(По В. Крапивину)


Объясняем смысл фрагмента текста.

Ищем в тексте аргументы. Выделяем ключевые слова: книги, мудрые, душа, друзья.

Примеры – аргументы.
• Во-первых, дед очень любил книги — «Я их очень любил» (предл. 18) — и всю свою жизнь он собирал их. В его библиотеке были и старинные книги: «Не такое старинное издание, как другие, хотя тоже с «ятями» и с твёрдыми знаками в конце слов» (предл. 3). • Во-вторых, в книгах Юрий Савельев находил то, о чём он мечтал в детстве, об этом говорится в предложениях 27, 29-31: «Будто я опять маленький, и он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним... В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же». • В-третьих, книги — это ещё и накопленные человечеством знания, передаваемые от поколения к поколению: «Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?)» (предл. 20). • В-четвёртых, мудрые книги имеют душу: они подсказывают в сложных жизненных ситуациях решения, они наши учителя, по ним мы постигаем жизнь. См. предл. 41, 43: «И учись летать высоко и смело»; «Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь». • В-пятых, именно поэтому книги являются нашими друзьями. Но Юрию Савельеву книги помогали ещё и пережить одиночество: «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма» (предл. 56).
Делаем вывод и пишем заключение. •
Приведём для примера ученическое сочинение.
«Книги

это не просто источники информации, они являются нашими друзьями. Книги общаются с нами, у них есть душа. Книги учат нас жизни. Они помогают нам понять, как правильно поступить в той или иной ситуации. Обратимся к примерам из текста В. П. Крапивина. Во-первых, дедушка рассказывает внуку о том, что он любил книги, уважительно относился к ним. Это подтверждают предложения №17,18. Юрий Савельев уверен в том, что Журка тоже будет любить книги, потому что он внимательно „слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна“ и „пытался сочинять стихи про Галактику
“.
Во-вторых, дедушка объясняет внуку, что он стал собирать книги для того, чтобы вернуть те ощущения, которые испытывал в детстве (предложение №° 31). Детство – самая прекрасная пора в жизни человека. Книги являются нашими друзьями. Именно они направляют нас по верному жизненному пути. Нужно любить книги и уметь прислушиваться к тем советам, которые спрятаны от нас между напечатанными строками».
Использованная литература: • 1. «ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты» под ред. И.П.Цыбулько, Москва, «Национальное образование» 2015 • 2. «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2015» издатель Д.А.Мальцев, Ростов-на-Дону, НИИ школьных технологий 2015 • 3. «ОГЭ без проблем. Справочник учащегося 8-9 класса для подготовки к ОГЭ по русскому языку» Н.В.Смирнова , Екатеринбург 2015 • 4. «Русский язык. ОГЭ. 9 класс» И.В.Пасичник, Т.В.Соловьёва, Пермь, «Знание» 2016 • 5. «Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки» Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич, Ростов-на-Дону, «Легион», 2015
Спасибо за внимание! Желаем успешной сдачи экзамена!


В раздел основное общее образование