Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Приёмы организации работы с текстом на уроках развития речи в 5-9 классах как средство формирования коммуникативно-речевых умений учащихся"

статья

Автор: Полуосьмак Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "СШ № 11", город Палласовка, Волгоградская область



В раздел основное общее образование



Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Если Вы любите Россию, вы будете рваться служить ей» (Н. В. Гоголь) Конкурс методических разработок
Приёмы организации работы с текстом

на уроках развития речи в 5-9 классах

как средство формирования

коммуникативно-речевых умений учащихся
Полуосьмак Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы муниципального казённого образовательного учреждения «Средняя Школа №11» Палласовского района Волгоградской области Электронная почта: Lyudmila.poluosmak@mail Палласовка 2016
Оглавление 1. Аннотация стр. 3 2. Содержание 2.1. Введение стр. 3-4 2.2. Основная часть стр. 4-9 2.3. Заключение стр. 9-10 3. Перспектива стр. 10 4. Список использованных источников стр. 11 5. Приложения стр. 12-25
1.

Аннотация.
2
Начиная работать в современных пятых классах, задаёшь себе вопрос: почему не получается смоделировать учебное занятие развития речи, чтобы ученик одновременно мог осваивать предметные знания, навыки коллективного труда, коммуникативно-речевые умения и универсальные способы мыследеятельности, в чём причины? И делаешь вывод, что необходимо перестроиться после понимающих тебя с полуслова одиннадцатиклассников и выработать новые для себя правила работы. Вышесказанное обуславливает проблему: как, используя работу с текстом на уроках развития речи, сформировать коммуникативно-речевые умения учащихся? Данная методическая разработка будет полезна тем педагогам, которые понимают, что развитие речи – непременное условие не только интеллектуального, но и вообще гармонического развития личности.
Ключевые слова:
единый речевой режим, компетенции, мотивация, оценивание, письменная речь, приёмы работы с текстом, сочинение.
2.

Содержание.

2.1. Введение.
Данная работа основывается на обобщении педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из неё профессиональных задач, вызывающих в массовой практике, как правило, затруднения у учителей: работа с текстом не ориентирована на коммуникативные цели формирования речевых умений и навыков учащихся 5-9 классов вследствие отсутствия или нежелания использования знаний психологии современных подростков и законов коллективной жизни того или иного класса, заданий междисциплинарного характера; конечный результат работы с текстом зачастую остаётся только оценкой в журнале, не имея ничего общего с диагностикой сформированности коммуникативно- речевых умений, дальнейшей индивидуальной траекторией формирования конкретного речевого умения или навыка. Предлагаемые типовые решения особенно могут оказаться востребованными в связи с: - введением и реализацией ФГОС общего образования, который предусматривает развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Среди выделяемых Федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом. Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, речь не только младших школьников, но и старшеклассников не отвечает этим качествам, поэтому речевое развитие школьников – одна из 3
центральных проблем в современной методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед средней школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях; - с необходимостью достижения приоритетов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в частности, того, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении; - с необходимостью осуществления трудовых действий и совершенствования педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», который выделяет следующие трудовые действия учителя русского языка: обучение методам понимания сообщения (анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации), формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка, формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором; - с практической реализацией концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации (от 29 октября 2015 г.), которой, в частности, предусматривается, что уроки русского языка должны быть нацелены на коммуникативное развитие личности, формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои. Я предлагаю следующие способы преодоления причин:  использовать при подборе текстов знания психологии современных подростков и законов коллективной жизни того или иного класса;  создать банк продуктивных заданий, ориентированных не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных знаний и умений, а также универсальных учебных действий;  выявлять уровень сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся для определения их образовательного дефицита и постановки дальнейших образовательных задач.
2.2.

Основная часть.
Речь – способ познания действительности, поэтому ее необходимо развивать. Анализ материалов экзаменационных испытаний за курс средней школы и текстов вновь введенного в российскую школу сочинения (2014), а также наблюдения за речевой практикой выпускников школы показывают, что многие выпускники недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к 4
разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать свои мысли. Именно поэтому, начиная работать в 5 классе, хочется, не теряя драгоценное время, так организовать деятельность учащихся, чтобы она была эффективной для формирования коммуникативно-речевых умений. Теоретическую основу решения профессиональных задач составляют педагогические (психологические, методические) положения о формировании коммуникативно-речевых умений. Первое положение связано с психологическим аспектом. В подростковом возрасте весьма существенным приобретением речевого развития является овладение письменной речью, «которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [3, с. 40]. Процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность. Л.С. Выготский выделил следующие причины затруднения в овладении письменной речью [3, с. 39]: «В устной речи не приходится выдумывать мотивы: при каждом повороте разговора возникает необходимая фраза, за ней – следующая дополнительная фраза и т.д. Таким образом, мотивация в устной речи возникает в процессе самого обмена мнениями (мыслями) между собеседниками, ибо каждому из них понятно, ради чего он говорит (ответить на вопрос, согласиться или возразить и т.д.), а в письменной речи надо обдумывать, осознавать, ради чего он пишет именно об этом именно так, мысленно предполагая возможную реакцию будущего собеседника-читателя. Это гораздо труднее, чем отвечать на слова конкретного зримого собеседника». При разработке системы обучения учащихся 5-9 классов связной устной и письменной речи я опиралась на принципы и задачи обучения, предложенные Т.А. Ладыженской [5, с. 56] и Л.П. Федоренко [8, с. 78]: - комплексное овладение основными видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) с учетом их взаимосвязи и установления рационального соотношения между ними в учебном процессе; - подведение учащихся к обобщениям, необходимым для обеспечения сознательного и прочного владения устной и письменной речью; - проведение «элементарного» лингвосмыслового анализа текста; - создание условий для речевой активности учащихся. По справедливому утверждению В. Г. Богина [2, с. 32], дидактический материал должен отвечать используемой методической системе; стимулировать речевую деятельность; быть основой для развития коммуникативной компетенции; отвечать определенным лингвометодическим критериям отбора; быть отобран и целесообразно организован. В процессе моей практики были отработаны приёмы, которые раньше использовались эпизодически, а теперь сложились в систему, смысл которой заключается в том, чтобы школьник смог «спроектировать» 5
полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке я учу выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать. Для того чтобы моделировать урок в соответствии с уровнем класса, я должна понять, какие коммуникативно-речевые умения не полностью сформированы в процессе обучения в начальной школе, поэтому провела стартовую диагностическую работу, состоящую всего из пяти заданий, проверяющих общее понимание текста и ориентацию в тексте, глубокое и детальное понимание текстов, использование информации из текста для различных целей. Результаты мониторингового исследования показали, что из 55 учащихся пятых классов довольно значительная часть не понимает деформированные тексты, предложенные для стартовой диагностики. Наибольшие затруднения по группам коммуникативно-речевых умений:  В 1-й группе (общее понимание текста и ориентация в тексте) 41% участников мониторинга показали низкий уровень сформированности умений находить в тексте информацию, выделять факты, описанные в тексте;  Во 2-й группе (глубокое и детальное понимание текстов) у 38% учащихся вызвали затруднения применение таких навыков как нахождение информации, противоречащей содержанию текста, ранжирование объектов с использованием информации в графическом виде;  В 3-й группе (использование информации из текста для различных целей) для 31% участников наиболее сложным оказалось применение навыков соотнесения информации из текста со знаниями из других источников и оценивание утверждений в тексте, исходя из своих представлений о мире. Вследствие этого решила для планирования уроков взять за основу
методику Надежды Ароновны Шапиро
[9, с. 18], известного московского учителя русского языка и литературы. Именно методы и формы работы с текстом этого педагога акцентируют современного учителя не разделять обучение понимания параграфов учебника и специально подобранных текстов для формирования коммуникативно-речевых умений. Ведь курс русского языка в школе в последние годы значительно изменился: больше внимания уделяется развитию речевых способностей учащихся; уходит в прошлое приоритетное значение орфографических и пунктуационных навыков как таковых. Анализируя переработанный в соответствии с ФГОС основного общего образования учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. для 5, 6, 7 классов, могу с уверенностью сказать, что он реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций. Данный учебник на уроке нельзя рассматривать как некое вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. 6
Это прежде всего один из важных источников знаний для учащихся. Но он выступает также как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников. Большую роль играет учебник в активизации мыслительной деятельности учащихся, когда проводится работа над новым материалом. В этом случае он выступает как источник знаний для ребят и как средство организации их
самостоятельной учебной работы
, после которой обязателен полный связный ответ, последующая критика устного ответа по плану
(приложение

1)
. Очень интересен в работе
прием диалога с текстом (Г. Г. Граник,

О. В. Соболева)
, который развивает внимание к слову. Можно находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова, значение которых уточнить в толковых словарях. Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. Данный приём используется в сочетании с
приёмами антиципации плана изложения и содержания
(предвосхищение того, что будет сказано дальше), а также с
приёмом словесного рисования
(для современных учащихся интересна такая работа на основе мультипликационных фильмов). Но даже при такой плодотворной работе замечаю, что учащиеся 5 класса, оформляя письменное высказывание, передают в тексте меньше информации, чем при устном описании, пропускают даже очевидные детали. Ещё большую сложность для пятиклассников представляют задачи объяснения и тем более доказательства. Объяснения характеризуются большим количеством логических ошибок. Особые трудности учащиеся 5 классов испытывают при построении причинных объяснений, хотя им уже доступны заученные и усвоенные в начальной школе доказательство и доказательство через пример. Различие между описанием и объяснением, а также доказательством и убеждением ими ещё не осознаётся. Для того чтобы сочинение-рассуждение могло развивать творчество школьников, их индивидуальность, т.е. то, что составляет суть развития личности, необходимо учитывать нацеленность обучения на развитие школьников в целом, для этого можно использовать
метод Эдварда де Боно

«Шести шляп мышления» (приложение 3),
позволяющий научиться эффективно управлять своим мышлением; научиться преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей; в нужных ситуациях уметь отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов, приводить пример, поясняющий или опровергающий утверждение. Именно это умение - один из важнейших метапредметных результатов, по мнению А. Г. Асмолова [1, с.24] . Неумение объяснить или доказать, ссылаясь на информацию из текста, в дальнейшем приводит к трудностям при написании сочинения-рассуждения. Развивать это умение можно через задания на поиск в тексте информации, подтверждающей/опровергающей 7
какое-либо утверждение. Таким образом, метод Эдварда де Боно предполагает применение
приёма комментирования,
являющегося основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельные рассуждения, умозаключения и выводы по поводу прочитанного текста;
приёма тезирования,
представляющего собой формулирование тезисов, положений и выводов текста;
приём реципации,
заключающегося в мысленном возвращении к ранее прочитанному и повторное осмысление его под влиянием новой мысли. В ходе такой работы с текстом итогом является
критический анализ
, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в согласии или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивания её. С учетом всего вышеизложенного, рассмотрим, что же используем мы на уроках развития речи для достижения намеченных результатов? Необходимо так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы результаты эти были весомыми, использовать приемы, методы и средства, способствующие решению профессиональных задач. Коммуникативно-речевые умения должны быть распределены по времени и осваиваться
регулярно
. Освоение умений происходит путём многократного повторения упражнений. Выполнять упражнения необходимо до тех пор, пока умения не будут доведены до автоматизма, затем можно переходить к более сложным действиям. Содержанием такой работы является, по моему мнению, после внимательного прочтения - озаглавливание текста и определение темы, а также выделение основной мысли и обязательное составление плана
(приложение 4),
затем - сопоставление плана и текста, составление вопросов к тексту
(приложение

5),
определение способов соединения предложений в тексте
(приложение 6)
, характеристика стиля, жанра, типа речи и роли языковых средств в передаче текста
(приложение 7).
Система упражнений для развития связной речи младших школьников, основанная на принципе постепенного наращивания трудности, предполагает, что каждое последующее упражнение
(приложение

8)
имеет большую степень самостоятельности обучаемых, чем предыдущее, постепенное усложнение материала определяет направленность активности младшего школьника (от познавательной к творческой)
(приложение 9).
Это четвёртое условие формирования умения. В качестве пятого условия назовём положительную мотивацию к выполнению, применению умения. У обучающихся должна быть внутренняя мотивация и инструкция, создающая установку [7, с. 4-67]. Для создания мотивации важно, чтобы тренируемое умение было включено в учебную ситуацию, имеющую значимость для обучающегося, ученик должен знать результаты выполнения действий, понимать общий принцип, схему умения, в которое включено тренируемое действие. Таким образом, на этапе формирования коммуникативно-речевых умений учащихся, для реализации практических целей обучения школьников 8
в качестве дидактического материала используется текст. При этом основной
прием работы с текстом – анализ.

2.3. Заключение.
Пошаговое следование указанным ниже этапам работы позволяет достигнуть результатов, не проявленных во время выполнения стартовой диагностической работы. 1) Предварительно выполнив анализ стартовой диагностической работы, фиксирую те трудности, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий. 2) На уроке рефлексии учащиеся создают коллективную работу, отражающие те пробелы в знаниях, в способах действия, которые требуют коррекции [6, с. 42]. 3) С учётом проделанной работы корректирую уроки повторения изученного в 5-9 классах и разрабатываю задание для комплексного повторения и итоговой диагностической работы. Решение выделенных профессиональных задач оказывается значимым для методики и практики обучения, воспитания и развития учащихся данного возраста, вследствие чего достигнуты как личностные, так и метапредметные результаты.
Результаты решения профессиональных задач:
 использование при подборе текстов знаний психологии современных подростков и законов коллективной жизни того или иного класса;  создан банк продуктивных заданий, ориентированных не только на проверку освоения отдельных знаний (
приложение 4, 8
), а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные (
приложения 2, 7
) и учебно-практические задачи (
приложения 1, 5, 6, 9
) на основе сформированных знаний и умений, а также универсальных учебных действий (
приложение 3
);  выявлен уровень сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся для определения их образовательного дефицита и постановки дальнейших образовательных задач.
Личностные результаты:
обогащают свой словарный запас и усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, оценивают собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения.
Метапредметные результаты:
владеют всеми видами речевой деятельности:
аудированием
(адекватно понимают основное содержание учебно-научных и художественных текстов, воспринимаемых на слух; замечают и фиксируют в устных ответах учащихся недочёты в построении научных определений, в использовании языковых средств, в частности, 9
терминов),
чтением
(владеют просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением, самостоятельно формулируют вопросы по содержанию прочитанного текста),
говорением
(выступают перед аудиторией сверстников с защитой проекта, соблюдая последовательность и связность изложения; владеют различными видами монолога и диалога),
письмом
(строят письменные высказывания на заданную тему, соблюдают последовательность и связность изложения, используют цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей, употребляют синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений, исправляют неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции). Таким образом, формирование коммуникативно-речевых умений по сути не связано с определённым предметным содержанием и может осуществляться на всех предметах за счёт особой организации учебно- воспитательного процесса. Педагоги должны хорошо понять, что развитие речи – непременное условие не только интеллектуального, но и вообще гармонического развития личности. Решение этой задачи находится в руках всего педагогического персонала.
3. Перспектива.
После такой
системы упражнений
работа с текстом должна идти в двух направлениях. В процессе комплексного анализа текста осуществляется повторение, обобщение и систематизация изученного учащимися ранее. Все это готовит их к итоговой диагностической работе, основа которой - тексты, связанные с различными предметными областями, проверяющие, по утверждению Запятой О.В., сформированность коммуникативных учебных действий [4, с. 6]. Задания к этим текстам должны быть направлены на оценку понимания текстов и использования информации из них для различных целей и составлению собственных текстов обучающего и творческого характера.
4. Список использованных источников.
1.Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2010. 10
2.Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения //Вопросы методологии,1999. №1-2. 3.Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996. 4. Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. – Волгоград: Учитель, 2014. 5. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М: Просвещение,1975. 6. Лебединцев В. Б. Модификация программ учебных предметов для организации коллективных занятий. – Красноярск: Поликом, 2007. 7. Сивокозова Т. Ф. Русский язык. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности. – Волгоград: Учитель, 2005. 8. Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку. М: Просвещение, 1964. 9. Шапиро Н.А. «Методы и формы работы с текстом». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
5. Приложения

Приложение 1
11
Критика устного ответа
1.
Выслушай ответ товарища и оцени по критериям «4 П»:  правильно  полно  последовательно  примеры
Приложение 2
Алгоритм изучения абзаца в паре 1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в абзаце?» 2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, предложения. 3. Какова главная мысль абзаца? 4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением. 5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца? 6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу. 7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему? 8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль. 9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.
Приложение 3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 15.3

ОГЭ по русскому языку) 9класс

(с использованием метода «Шести шляп мышления»)

Цель практикума:
сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения.
Личностный результат:
оценивают свои поступки и поступки других людей по отношению к другу, собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения.
Метапредметный результат:
владение всеми видами речевой деятельности.
Задачи:
12

образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно- выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении вводных слов;
развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из визуального ряда в текст), формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
воспитывающие:
формирование нравственных качеств учащихся, оценивая чужие поступки, соотнося с тем, как поступил бы сам.
Методы обучения:
метод Эдварда де Боно «Шести шляп мышления», сравнительного анализа информации, проблемно-поисковый.
Организационные формы:
беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, монолог и диалог учащихся.
Средства обучения:
компьютер, презентация, памятки, толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, изо, литературой, выдвижение гипотез, анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения.
Основные особенности использования цифровых

образовательных ресурсов:
иллюстративные материалы интернет-ресурсов по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.

I.

Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. 2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II.

Слово учителя.
13
Хочу начать наш урок притчей. В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. Как закончилась притча, вы узнаете в конце практикума.
III.

Работа над построением сочинения - рассуждения.

Слово учителя
: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения. 1).
Повторение схемы сочинения-рассуждения:
Вопросы классу: 14
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?
-Тезис.

-Аргументы
(доказательства)
-Вывод.


2.Что такое тезис? Аргументы? Вывод?
Тезис
– это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы
– это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод –
это заключение, итог проведённого рассуждения.
3) Анализ текста.
Слово учителя : Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи. Как вы думаете, какая шляпа начнёт нашу работу? (Красная) 
Работа группы красной шляпы:
сформулировать тему иллюстративного ряда, поделиться своими чувствами. Слово учителя : В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово ДРУЖБА. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом. Группа какой шляпы работает над тезисами? (Белая) Все остальные группы также работают в распечатанных текстах, маркируют их и записывают все предложенные варианты группой белой шляпы в памятках-табличках сочинения-рассуждения. Приглашаю группу белой шляпы вместе с текстами и памятками за отдельные парты, стоящие посередине кабинета так, чтобы все дети видели отвечающих. Этот приём «Аквариума» помогает ребятам группы быстро приступить к обсуждению и в то же время является физиологической составляющей урока. Все последующие группы действуют по этой же схеме. 15
16

Работа группы белой шляпы:
сформулировать тезисы и выводы прослушанных текстов, текста варианта 3 из сборника Цыбулько. 17

Работа группы чёрной шляпы:
найти предложения, которые не соответствуют прозвучавшим мнениям о дружбе. Стоит ли об этом упоминать в сочинении? Соответствует ли это тезисам белой шляпы? 
Работа группы жёлтой шляпы:
найти предложения, которые соответствуют тезисам белой шляпы. 
Работа группы синей шляпы:
выбрать 1 тезис, вывод к нему. 
Работа группы зелёной шляпы:
предложить аргументы к данным тезису и выводу. Все мысли, прозвучавшие во время работы групп, записываются в таблицу памятки.
Памятка. Написание сочинения-рассуждения

План сочинения

Пример

написания

Речевые клише

Вводные слова,

уместные

в каждой части

сочинения

1.Тезис
(объяснение лексического значения слова) … ………….. – это… Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что…- это… На мой взгляд, по моему мнению, по-моему,
Комментарий

к тезису
(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
II. 2, 3 Аргумента + примеры.

1-й
- из прочитанного текста (цитата или № предложения) Обратимся к тексту (автор). Предложение №. Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Во-первых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно 18

2-й
– из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка,города,страны;истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) Доказательством также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны (приводится конкретный пример) во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно
Ш. Вывод.
(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным) Таким образом, итак, действительно,
IV.

Рефлексия
- Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным? - В какой шляпе вам было наиболее приятно работать? - Так чем же, как вы думаете, закончилась прозвучавшая в начале урока притча? Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода Эдварда де Боно. Меняйте шляпы, уважаемые дети!
V.

Задание на дом:
написать сочинение – рассуждение на тему ДРУЖБА
Приложение 4
Как составить план текста Памятка
1.
Прочитай текст целиком, обращая внимание на то, как он построен.
2.
О чём говорится в начале текста?
3.
Какие события описаны дальше?
4.
Чем заканчивается текст?
5.
Раздели текст на смысловые части.
6.
Определи главное в каждой части, отметь в тексте основные предложения.
7.
Перечитай по отдельности каждую часть и попробуй пересказать своими словами, о чём там говорится. 19

8.
Подбери и запиши заголовок к каждой части.
9.
Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важное?
Приложение 5

Что значит писать и говорить на тему?

«Диалог с текстом» (Г.Г. Граник, О.В. Соболева)

Упражнение 1.
Проведите диалог с текстом: на месте знака
^
поставьте подходящие по смыслу вопросы. Жаворонок. Самая трогательная птица-жаворонок.
^
Наивная и бесхитростная, как ребёнок. ^ И поёт, и радуется, как ребёнок.
^
Простенько, но так чисто! (Ф.Абрамов)
Упражнение 2.
Проведите диалог с текстом: на месте знака
^
поставьте подходящие по смыслу вопросы. Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
^
Он окружён множеством умных, добрых друзей.
^
Друзья эти – книги. (К. Паустовский)
Упражнение 3.
Проведите диалог с текстом: на месте знака
^
поставьте подходящие по смыслу вопросы. Какое отношение к реке выразил писатель? Пинега. Утром вышел к реке и ахнул:
^
не узнать старушку.
^
Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу. Всё в серой тине.
^
А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика.
^
Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф.Абрамов)
Приложение 6

Как связать предложения в тексте?

Упражнение 1.
Прочитайте примеры вслух. Подумайте, почему в них для сцепления предложений употреблено повторяющееся существительное, а не местоимение. 1. Чёрное озеро названо так по цвету воды. Вода в нём чёрная и прозрачная. (К.Паустовский) 2. Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие. (В.Крапивин)
Упражнение 2.
Подумайте, где нужно на месте точек поставить повторяющиеся существительные, а где – местоимение.
1.
В поле стоит берёзка.

точно живая, вся трепещет на ветру.
2.
Я выхожу на поляну. За

- густой старый ельник. Все деревья обвешаны шишками.

так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. 20

Упражнение 3.
Найдите синонимы в тексте. Для чего они использованы в описании?
Рубиновый глаз.
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин)
Упражнение 4.
Найдите в учебнике такой текст, в котором роль сцепляющих слов выполняют термины. Перескажите его.
Упражнение 5.
К данным предложениям присоедините по два-три других, подходящих по смыслу; запишите один из текстов.
1.
В морфологии изучаются как части речи.


2.
Числа, употребляемые при счёте, называют натуральными числами.


Упражнение 6.
Прочитайте тексты . Найдите в них описательные обороты. Запишите один из текстов. 1. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) 2. Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков)
Упражнение 7.
На месте точек поставьте сцепляющие описательные обороты. Запишите один из текстов. 1. Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей.

побежали в разные стороны. 2. В каменных россыпях мы нашли жилое гнездо полярной совы.

бесшумно взлетела почти у самых ног. Для выбора: огромная белая птица; большие голенастые птицы.
Упражнение 8.
Замените лексический повтор описательными оборотами и местоимением этот. 1. Первый снег… Сколько радости дарит нам первый снег! 2. Иней… Удивителен иней! Для выбора: белое чудо, бело-синий пушистый наряд.
Упражнение 9.
Составьте два связанных по смыслу предложения, соединив их при помощи описательного оборота.
Приложение 7

Упражнения повышенной сложности

Упражнения при работе над основными понятиями текста

Упражнение 1.


Составьте предложения так, чтобы получился текст. Докажите, что это текст. А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей. Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула. 21
В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван- Царевич домой. Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли. (БАГВ)
Упражнение 2.
В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст. А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает. Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана. В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров. Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры. План. 1. В поисках «новых землищ». 2. Северная часть удивительной земли. 3. Белые медведи. 4. Самая глубокая впадина.
Упражнение 3.
Перепишите текст, деля его на абзацы: у вас должно получиться 3 абзаца. Лексические синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению. Лексические синонимы – богатейшая сокровищница русского языка и речи. Они позволяют выразить тончайшие оттенки мысли и чувства. Слова, входящие в синонимический ряд, обозначают один и тот же предмет, действие, признак, поэтому синонимические ряды состоят из слов одной части речи. Определите тип и стиль речи. Какой тип связи предложений в тексте?
Упражнение 4.
Определите по первому предложению первого абзаца текста - стиль речи, свойственный тексту; - тип текста; - тему текста; - предложите возможное развёртывание темы.
1) Прохладный, хмурый, осенний денёк.
- Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление помогает определить стиль? - Определяем тип текста. 22
Если это
описание
, то первое предложение задаёт объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида. Если перед нами
повествование
, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. В повествовании преобладают глаголы и различные повествовательные слова. Если текст
рассуждение
, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждение отличает строгая логическая последовательность. - Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. Часто мысль говорящего следует от известного к новому. - напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения). - Определение точности прогнозирования.
Чтение текста-оригинала.
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику: - Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! В. Приходько.
Дополнительная работа.
Выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?
Приложение 8

Упражнения на понимание прочитанного

(По методике Н.Шапиро)
Такие упражнения приучают учащихся к внимательному, вдумчивому чтению. Упражнения состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений, находящихся на другой стороне листа. Учитель определяет время, которое нужно для того, чтобы прочитать 2-3 раза текст, ученики переворачивают листок и читают утверждения, действуя по заданию: выписывают номера правильных и неправильных утверждений, сортируют утверждения. Эти упражнения можно выполнять с пятого класса. Впоследствии тексты можно использовать для контрольного списывания, разных видов изложений, комплексного анализа. 23

Упражнение №1.
Жёлудь У дороги лежал толстый крепкий жёлудь, а рядом с ним уютно расположилось в ямке семечко. После первого теплого дождя семечко проросло. Тоненький росток тянулся все выше, чтобы любопытное семечко могло видеть. А жёлудь не прорастал, только сильнее бурел. «Почему ты не растешь? Ты не хочешь посмотреть, что делается вокруг?» - спросило семечко. Желудь ответил: «Я расту пока вниз, чтобы крепко врасти в землю, набраться сил. Так учил меня дуб, на котором я вырос». Удивилось семечко, посмеялось над глупым жёлудем. 1 Запишите номера неправильных утверждений. 1. Желудь стал расти все выше. 2. Семечко лежало у дороги. Семечко проросло после дождя. 4. Жёлудь, по совету дуба, растет пока вниз. 5. Семечко посмеялось над глупым жёлудем.
Приложение 9

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических

конструкций.

(По методике Н.Шапиро)
Упражнение на восстановление разнообразных синтаксических конструкций помогут сформировать умение грамотно строить текст, использовать разнообразные по структуре предложения, избежать повторов. Каждое упражнение – это «испорченный» текст, который мог бы быть интересным по содержанию, но выглядит смешным из-за навязчивых повторений и обрубленных предложений. Внизу должно быть записано задание, как исправить текст: - устранить ненужные повторы, употребив предложения с однородными членами; - объединить простые предложения в сложные, используя союзы; - вставить на месте пропусков слова; - вставить, где нужно, слова. Первые упражнения нужно выполнять вместе с учениками, показать им последовательность действий. Потом учащиеся должны записать исправленный текст и выполнить сопутствующие задания: - найти определенные орфограммы и пунктограммы; - сделать различные виды разбора; - определить тип, стиль речи, тип связи между предложениями; - озаглавить; - устно пересказать и т.д.
Упражнение №1.
Элли подбежала к двери. Элли распахнула дверь. Элли вскрикнула от удивления. 24
Соедините три предложения в одно с однородными сказуемыми. Используйте союз и. Устраните ненужный повтор. Запишите в исправленном виде. Текст – оригинал. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Упражнение №2.
Путники терпеливо ждали. Проснется Трусливый Лев (1). Лев слишком долго дышал. Он дышал отравленным воздухом макового поля (1). Лев был крепок и силен. Льва не смогли убить коварные маки (1). Лев открыл глаза. Несколько раз широко зевнул. Лев попробовал потянуться. Перекладины телеги помешали Льву (1). Объедините простые предложения в сложные, предложение с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: когда, но, и. Устраните ненужные повторы. Запишите текст в исправленном виде. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. 25


В раздел основное общее образование