Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование интерактивных методов на уроках иностранного (английского) языка в условиях реализации ФГОС"

Доклад

Автор: Танина Юлия Геннадьевна, учитель английского языка, МБОУ "СОШ №9", Республика Хакасия, г.Абакан



В раздел основное общее образование



Танина Юлия Геннадьевна, учитель иностранных языков, МБОУ «СОШ №9»г.Абакана
Использование интерактивных методов на уроках иностранного

(английского) языка в условиях реализации ФГОС
«Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.» «Скажи мне и я забуду, Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я пойму.» Benjamin Franklin Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Согласно ФГОС нового поколения эффективность современного учебно- воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой. Новые технологии требуют изменения роли участников образовательного процесса. Так, учитель теперь должен не просто транслировать информацию, но организовать деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Интерактивные методы обучения английскому языку полностью соответствуют требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта среднего образования и программе по английскому языку для средней общеобразовательной школы авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубаневой Е.Н., по которой работаю я и большинство моих коллег в нашей школе. Таким образом, интерактивный метод обучения английскому языку является одним из методов проведения нетрадиционных уроков. В чем же заключается отличие традиционных занятий от интерактивных.

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК
Взаимодействие учитель-ученик Взаимодействие ученик-ученик
Активны лидеры
Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными.
Активны все учащиеся
Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работы в парах и малых группах.
Социально ожидаемое мнение
Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями.
Личное мнение
Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать своё мнение, продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и подискутировать (порассуждать) со сверстниками.
Учитель –«носитель истины»
Учитель выступает в роли «носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются.
Самостоятельные выводы
Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.
Учебное пространство(Учитель-

ученик)

Учебное пространство(Ученик-

Ученик)

Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой. Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и высказываться по поводу того, что они знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются творческие задания, проекты, ролевые игры, кластеры, ментальные карты, учащиеся анализируют текст с помощью денотативной карты или с помощью метода INSERT, идёт работа с документами и различными источниками информации. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, список которых можно продолжать. Алгоритм интерактивного занятия прост: введение в занятие – основная интерактивная часть – обратная связь .Хотелось бы также остановить ваше внимание на одном из методов активного обучения – игре. Важным элементом в моей работе является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия,
играм, подвижной деятельности. Целями школьного образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Для создания такой среды на уроке я использую активные методы

обучения.
Более эффективно организовать игровой образовательный процесс можно с помощью активных методов. Применение активных методов обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно - развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебного материала диалогическими. Включая в свои уроки АМО, я пришла к убеждению, что они помогают даже скромным и слабомотивированным детям реализовать свой потенциал, кроме этого, активные методы помогают детям расслабиться, снять стресс, обеспечивают на уроках благоприятную дружелюбную атмосферу, где учитель и обучающиеся выступают как равноправные партнеры. Не забывая о том, что главные принципы при использовании АМО – целенаправленность и системность, стараюсь включать их на всех этапах урока. В статье я опишу некоторые полюбившиеся детям активные методы и развивающие игры. Очень часто случается, что дети приходят на урок сонные, с грузом семейных проблем, или, наоборот, возбужденные и разгоряченные в конце смены, поэтому очень важно для учителя грамотно выстроить начало учебного занятия, чтоб раскрепостить детей, настроить на рабочий лад, я использую игры, совмещенные с двигательной активностью.
Например игра «Карусель».
Ученики образуют два круга - большой и маленький. Под музыку круги вращаются в разные стороны, когда музыка останавливается, ученики разыгрывают сценку «Знакомство» друг с другом.
Ценность метода в многократности повторения речевых образцов, благодаря этому методу ученики имеют возможность лучше узнать друг друга, раскрепощаются.
«Волшебная шляпа» .
Предварительно подготовка: Приготовить реквизит - «шляпу». Заранее написать на карточках имена детей, употребляемые в разных странах, названия стран, цифры, означающие возраст. Порядок проведения. Все ребята по очереди вытаскивают с закрытыми глазами карточку с именем и названием страны (можно написать на карточке цифру, означающую возраст), затем по цепочке (или по кругу) разыгрывают сценку приветствия/ знакомства/ выяснения самочувствия. Ценность метода в том, что каждый принимает на себя роль, хочет поговорить от имени другого героя. Детям с низкой мотивацией приходится поработать, ведь остальные дети хотят узнать, какое имя и страна ему достались, какую карточку он вытянул, он начинает ощущать интерес к себе, становится уверенней. Кроме этого, данный АМО позволяет создать положительный настрой на весь урок.
«Метод шепота».
Порядок проведения: Выбирается по желанию ученик, становится в угол кабинета, шепотом читает любое слово из упражнения. ( Если материал новый, можно вызвать сильного ученика). Ученики внимательно слушают, находят в списке слов необходимое слово, зачитывают его вслух. Данный метод можно проводить в режиме Ученик- Ученик, а можно в режиме Ученик - Класс. Ценность метода в том, развитие навыков чтения проводится в форме игры, воспитывается уважительное отношение детей друг к другу, развиваются навыки аудирования, фонетические навыки. Очень нравятся детям игры на ситуативное мышление. « Прочитай фразу со скоростью улитки», «Прочитай фразу с пулеметной скоростью», « Проговори фразу, как будто у тебя во рту горячая картошка», «Проговори фразу, будто ты только научился говорить». В таких играх следует создавать эффект свободного говорения, так как сосредоточенность создает много ошибок. Рекомендуется поднимать детей с места, при этом происходит « сдвиг очага возбуждения». Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности, поэтому на уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет стараюсь использовать элементы здоровьесберегающих
технологий. Для этой цели в урок включаю зарядки – релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Такая форма релаксации как движение и танцы основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят.
Результативность
использования этих методов на моих уроках носит троичный характер (учитель-ребенок-родитель). Со стороны педагога, я, как учитель иностранного языка, постоянно мотивирована на поиск новых форм, ресурсов и технологий в образовании, творческий подход в организации урока, для достижения конкретных целей и задач. Использование интерактивных технологий, помогает мне в самореализации, раскрытии собственных возможностей, мотивирует на изучение передового педагогического опыта, что в конечном итоге предохраняет от профессиональной деформации и способствует повышению самооценки. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные интерактивные и активные педагогические технологии – это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека, что и является отображением моего педагогического кредо - «желание - это тысяча возможностей, нежелание- тысяча причин…»


В раздел основное общее образование