"Роль образования в области "Искусства" в профориентации школьников"
Статья
Автор: Колмогорцева Ирина Николаевна, учитель технологии и ИЗО, МБОУ "СШ №7", Новый Уренгой
В раздел основное общее образование
Роль образования в области «Искусства» в профориентации школьников.
Профессиональная ориентация школьников, всегда находившаяся в центре
внимания педагогов и психологов, в последние годы стала приоритетным
направлением образования.
В школе необходимо учащихся средних классов развить умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении предметов. В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении.
Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте.
Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка,
литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную
культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее
воздействие на его личность.
Художественное образование в основной школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. На мой взгляд, изобразительное искусство как школьный предмет не ограничиваются только лишь эстетическим воспитанием учащихся, оно направлено на всестороннее развитие их личности. Психологами не раз проводились исследования о зависимости развития творческих способностей и успешности в учебе. По их итогам можно отметить наличие определенной закономерности. Учащийся, обладающий большим творческим потенциалом, пространственным мышлением, вероятнее всего, будет хорошо учить ся. Уроки изобразительного искусства в своем содержании затрагивают различные предметы: литературу, музыку, биологию, технологию, геометрию, черчение, физику и др. А, следовательно, именно предмету изобразительного искусства может быть отдано право формирования у учащихся умений выходить за пределы учебных ситуаций и эффек тивно использовать имеющиеся представ ления на практике. Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально- чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно- творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Жизненные планы, цели и ценностные ориентации играют весьма существенную роль в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников. Их роль заключается в выполнении формирующей, регулятивной и направляющей функции по отношению к построению и реализации жизненной перспективы. Важно выявить не только соответствие интересов, склонностей и способностей учащегося требованиям избираемой профессии, но и доминирующие ценности личности, ядро ее ценностных ориентаций. Ведь именно ценности в различных сферах жизнедеятельности и являются теми ориентирами и регуляторами построения жизненного пути. В ракурсе проблемы ценностей встает задача определения ценности выбираемой
профессии в соответствии с другими сферами жизнедеятельности старшеклассника: семейно-бытовой, общественной, культурной и так далее. И, возможно, выбор более значимой для жизни какой-либо сферы заставит иначе взглянуть на место и роль профессии, которая представляет ценность в актуальной жизненной ситуации. Здесь возникает уже не профессиональная, а сугубо педагогическая проблема формирования устойчивой системы ценностей личности, гибких планов достижения своих целей. Все сказанное ставит перед общеобразовательной школой не только задачи профессионального ориентирования учащихся, но и задачи направленного формирования личностно и общественно значимых ценностей, таких качеств, как гибкость, самостоятельность в решении поставленных целей, трудолюбие, способность прогнозированию и рефлексии возможных жизненных вариантов, ответственность за свои поступки. Таким образом, уроки изобразительного искусства в школе из-за их универсальности можно рассматривать, как дополнительную силу в профориентационной работе с учащимися, в подготовке детей к самостоятельной жизни. Список литературы: 1. Рамаханбетова Ш.Е.. Шодиев М.С. Профессиональная ориентация как способ развития творческой конкурентоспособной личности // Наука и школа. - 2011.
В раздел основное общее образование