Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Технологии развития критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС".

Методическая разработка

Автор: Лазарева Елена Александровна, учитель английского языка, МАОУ "СОШ № 40", город Старый Оскол, Белгородская область



В раздел основное общее образование




Технологии развития критического

мышления на уроках английского языка в условиях

реализации ФГОС.
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной, а теперь уже и в средней школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Технология развития критического мышления - одна из технологий, которая способна решить задачи, поставленные в новых стандартах. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни ФГОС и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Применение технологии критического мышления на уроках позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников. Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса. Строится на основе убедительной аргументации. Эта технология дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению. Структура урока с использованием технологии развития критического мышления состоит из 3 этапов: - вызов ( определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме)
- осмысление ( поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока) - рефлексия ( происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного) Эти этапы должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов(использую в работе)
1) Вызов
На данном этапе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Роль учителя – в основном координирующая. Рассмотрим подробнее суть некоторых приемов и стратегий. Кластеры Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Примеры кластеров: Я бы к кластерам отнесла и интеллект-карты. Интеллект-карта является графическим выражением процесса радиантного мышления (естественный продукт деятельности человеческого мозга). Радиантное мышление обозначает ассоциативные мыслительные процессы, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Интеллект-карта или карта памяти - диаграмма, которая используется, чтобы ознакомить с идеями заданиями или другими объектами, связанными и расположенными вокруг ключевых слов или идеи. Эти карты используются для создания, визуализации, структурирования и классифицирования идеи, как вспомогательные средства в учебе, организациях, решении проблем и принятия решений. Когда вы начнете использовать методы работы с картами памяти, вы почувствуете явные плюсы: - Карты памяти помогают легко запомнить информацию;
- Карты памяти облегчают визуальное восприятие и понимание вопроса; - Карты памяти раскрывают информацию; - Карты памяти являются одним из самых лучших способов организовать свои задания и списки выполняемой работы. К интелект-картам относятся Mind Maps, Popplet, Mindomo, Mindmeister, Text 2 Mind Map Прогнозирование (по портрету, картине) I think …… To my mind…… I suppose …… Прогнозирование по ключевым словам таблица тонких и толстых вопросов Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Thick? Thin ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc. Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. Why … ? - формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте, верные и неверные утверждения
2) Осмысление
Вторая стадия называется осмысление содержания (realization of meaning).Она направлена на: - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения Некоторые приемы и стратегии, присущие данному этапу: Чтение текста с маркировкой по методу insert
Инсерт, авторы Воган и Эстес Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу " V " поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; " + " поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; " - " поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; " ? " поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Выделение ключевых слов подчёркиванием поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы чтение текста с остановками
3) Рефлексия
Третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии (reflection) необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и
противоречия. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. Виды заданий для этого этапа - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ (синквейн, эссе, письмо, сочинение) - Исследования Литература 1 . Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст] // И. О. Загашев и др. —СПб. : Альянс «Дельта»,2003. —192с. 2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В.Развитие критического мышления на уроке. [Текст] // С. И. Заир-Бек ,И. В. Муштавинская. Пособ. для учителя. —М. : Просвещение, 2011. —224 с.
противоречия. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. Виды заданий для этого этапа - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ (синквейн, эссе, письмо, сочинение) - Исследования Литература 1 . Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст] // И. О. Загашев и др. —СПб. : Альянс «Дельта»,2003. —192с. 2. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В.Развитие критического мышления на уроке. [Текст] // С. И. Заир-Бек ,И. В. Муштавинская. Пособ. для учителя. —М. : Просвещение, 2011. —224 с. 3. gigabazadoc/77422.html


В раздел основное общее образование