"Карты индивидуальных заданий по темам общей и неорганической химии".
Методическая разработка
Автор: Лисицына Ирина Васильевна, учитель химии и биологии, ГБОУ Школа № 199, Москва
В раздел основное общее образование
При проведении уроков в соответствии с ФГОС все большее место
отводится
самостоятельной
работе
учащихся,
их
самостоятельной
познавательной деятельности. В процессе организации самостоятельной
работы по некоторым темам (в основном 8 и 9 класса) использую
индивидуальные классные и домашние задания, методика проведения
которых заключается в следующем. Общее задание вывешивается на стенд в
начале изучения темы (или рассылается учащимся в электронном виде). Тут
же приводятся различные варианты списков веществ, конкретно для которых
учащийся должен выполнить задание. Задание включает 5-8 вопросов по
большому блоку знаний. В процессе изучения темы ученик, получив свой
номер варианта, выполняет задания для веществ своего варианта. Возможна
взаимопроверка в такой работе, а также контроль учителя. Такие задания
можно дополнить заданиями творческого и исследовательского характера
( для интересующихся предметом более глубоко). Образцы карт домашних
заданий прилагаются.
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН
И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
ЗАДАНИЕ:
1. Составить план характеристики химического элемента, охарактеризовать элемент
по плану.
2. Составить формулу соединения, составить из указанных химических элементов;
проставить степени окисления; определить тип связи; изобразить схему строения
соединения из этих химических (соединений) элементов.
3. Сравнить физические свойства предложенных веществ и сравнить их строение:
а) вид химической связи;
б) тип решётки;
Сделать вывод, чем обусловлены физические свойства вещества.
4. а) Составить уравнения реакций. Указать их признаки.
б) Составить схему генетической связи между веществами.
№
вар.
Номера задания
Предлагаемые формулы веществ
1
2
3
4
I
Na
P, Cl
NaCl, Cl
2
, C
Cu → CuO → Cu(OH)
2
→ CuO → CuSO
4
II
Cl
I, H
Si, HBr, KI
Ca → CaO → Ca(OH)
2
→ CaCO
3
→
CaO
III
Zn
O, C
ZnCl
2
, H
2
AlCl
3
→ Al → Al(NO
3
)
3
→ Ai(OH)
3
→
H
2
O
IV
Fe
Ca, F
AgNO
3
, C, HI
Zn → ZnS → ZnCl
2
→ Zn(OH)
2
→ Na
2
ZnO
2
V
C
O, N
Br, BaCl
2
, Si
S → ZnS → H
2
S → SO
2
→ H
2
SO
3
→ Na
2
SO
3
VI
O
I, K
Ca(NO
3
)
2
, HCl
CaO → Ca(OH)
2
→ CaSO
4
CO
2
→ CaCO
3
CaCl
2
VII
Cu
S, Fe
O
2
, Si, CuCl
2
Na2O → NaOH → Na
2
CO
3
→ CaCO
3
→
CaO VIII S Cr, O FeCl 3 , C, H 2 S KCl → AgCl K 2 O → KOH K 2 SO 4 IX Al Cl, H MgSO 4 , HNO 3 Fe → FeCl 3 → Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 → Fe 2 (SO 4 ) 3 X Ca O, Al C, BaCl 2 , HCN P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 → Mg 3 (PO 4 ) 2 КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ» ЗАДАНИЕ: 1. Определить вид связи в предложенных веществах. Какие из них относятся к электролитам, какие к неэлектролитам? 2. Написать уравнения диссоциации этих веществ. 3. Указать сильные и слабые электролиты. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита? 4. Какие их электролитов обладают общими свойствами? Докажите это уравнениями. 5. Какие из предложенных веществ будут вступать в реакции ионного обмена? Написать соответствующие уравнения, сделать вывод об условиях протекания. № вар. Химические формулы веществ I Zn(NO) 3 , NaCl, Ca(OH) 2 , H 2 CO 3 , HClO 4 , HBr, H 2 SO 4 , Al(OH) 3 , KOH, глицерин II H 2 SO 4 , HCl, KOH, Na 2 SO 4 , H 2 S, NH 4 OH, H 2 O(дист.), Cl 2 (г), AgNO 3 III HNO 3 , CuSO 4 , NaCl, KOH, H 2 CO 3 , HCN, O 2 (ч), FeCl 3 , Ba(OH) 2 IV HBr, NaOH, H 2 SO 4 , MgSO 4 , NaS, K 2 SO 4 , HCN, глицерин V Zn(OH) 2 , HClO 4 , HCl, Ca(OH) 2 , H 2 SO 3 , CaSO 4 , NaCO 3 , O 2 (г) VI HI, NaOH, NH 4 OН, H 3 PO 4 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , Ba(OH) 2 , NaNO 3 , Al(OH) 3 , Cl 2 (г) VII NH 4 Cl, KNO 3 , HCl, NaOH, HClO 4 , Ba 3 (PO 4 ) 2 , H 2 S, NH 4 OH, H 2 O(дист.) VII Al 2 (SO 4 ) 3 , Ba 3 (PO 4 ) 2 , K 2 CO 3 , KOH, HCl, HBr, Cu(OH) 2 , H 2 CO 3 , HCN, Cl 2 (г) IX CuSO 4 , ZnCl 2 , Ba(OH) 2 , HNO 3 , H 2 SO 3 , Mg(NO 3 ) 2 , H 2 S, KOH, Mn(OH) 2
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОДГРУППА АЗОТА» ЗАДАНИЕ: 1. Дать сравнительную характеристику двух элементов, предложенных в варианте. 2. Сравнить свойства аммиака с любым предложенным газом. Предложить способы их собирания. 3. С чем реагирует аммиак? Написать уравнения, указать условия их протекания, разобрать их ионообменную и окислительно-воостановительную сущность. 4. Как опытным путём распознать предложенные кислоты? Написать уравнения в ионном виде. 5. Записать уравнения этих кислот с предложенными металлами (с е балансом). 6. Предложить способы получения предложенных газов с помощью предложенных веществ. 7. какие из предложенных веществ являются удобрениями, как их определить (опытным путём). В какую почву их следует вносить? № вар. Хим. элемент Химические формулы веществ I N, O NH 3 , H 2 O, HCl(к), NO 2 , NH 4 NO 3 , HNO 3 (к), Ca, O 2 , H 2 , Cu, NaCl II N, P NH 3 , NO, O 2 , H 2 O, H 2 SO 4 (р), Zn, HNO 3 (р), Mg, NH 4 Cl, KNO 3 , SO 2 III N, F (NH 4 ) 2 SO 4 , O 2 , H 3 PO 4 , H 2 O, Ca, HNO 3 (к), NO 2 , K 2 SO 4 , Ag, H 2 , NH 3 IV N, Ca NO 2 , NaNO 3 , H 2 O, NH 4 Cl, HNO 3 (к), HCl(р), Cu, Zn, NH 3 , H 2 , O 2
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОДГРУППА УГЛЕРОДА» ЗАДАНИЕ: 1. Составить формулы соединений углерода с указанными элементами. 2. Сравнить свойства оксида углерода (II) со свойствами одного из предложенных оксидов. 3. С чем из предложенного реагирует древесный уголь? Записать уравнения реакции с е балансом. 4. С чем из предложенного реагирует CO и CO 2 . Написать уравнения в ионном виде. 5. Предложить способы получения CO 2 из предложенных веществ. Составить уравнения. 6. Распознать предложенные соли. Записать уравнения в ионном виде. 7. Какие из веществ применяют в силикатной промышленности? Обосновать ответ. № вар. Хим. элемент Формулы и названия веществ I N, S, Ca, Si древ. уголь, CuO, CO, Na 2 CO 3 , Cl 2 , HCl, NaOH, NaNO 3 , O 2 II O, Mg, P, Si сажа, PbO 2 , CO, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , KOH, O 2 , KNO 3 , H 2 O III S, Al, O, P графит, SnO, Na 2 SO 3 , KOH, O 2 , NH 4 NO 3 , HCl, CO, Cl 2 IV Mg, O, H, N алмаз, CuO, HCl, K 2 CO 3 , NaOH, CO 2 , O 2 , KNO 3
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ» ЗАДАНИЕ: 1. Дать сравнительную характеристику двух химических элементов. 2. С чем из предложенного будут реагировать металлы, предложенные в варианте? Записать уравнения (с е балансом). 3. Как экспериментально подтвердить положение предложенных Ме в электрохимическом ряду напряжений? Записать уравнение с е балансом и в ионном виде. 4. Предложить способы получения предложенных Ме. 5. Какие Ме (из предложенных) подвергаются химической коррозии? Предложить способы защиты. № вар. Хим. элемент Химические формулы веществ I Si, Na Cu, Zn, Ca, O 2 , HCl, H 2 O, NaOH, H 2 SO 4 (к), CuCl 2 , Zn(NO 3 ) 2 II Mg, Al Ag, Fe, Mg, HNO 3 (р), O 2 , KOH, AgNO 3 , HCl, H 2 O, Fe(NO 3 ) 2 III Ca, Cd Zn, Fe, Cu, H 2 SO 4 (к), H 2 O, O 2 , ZnCl 2 , CuSO 4 , FeCl 3 , H 2 SO 4 (р) IV K, Ca Sn, Al, Zn, HCl, Fe 2 O 3 , O 2 , H 2 O, HNO 3 (к), ZnSO 4 , SnCl 2
CaO VIII S Cr, O FeCl 3 , C, H 2 S KCl → AgCl K 2 O → KOH K 2 SO 4 IX Al Cl, H MgSO 4 , HNO 3 Fe → FeCl 3 → Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 → Fe 2 (SO 4 ) 3 X Ca O, Al C, BaCl 2 , HCN P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 → Mg 3 (PO 4 ) 2 КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ» ЗАДАНИЕ: 1. Определить вид связи в предложенных веществах. Какие из них относятся к электролитам, какие к неэлектролитам? 2. Написать уравнения диссоциации этих веществ. 3. Указать сильные и слабые электролиты. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита? 4. Какие их электролитов обладают общими свойствами? Докажите это уравнениями. 5. Какие из предложенных веществ будут вступать в реакции ионного обмена? Написать соответствующие уравнения, сделать вывод об условиях протекания. № вар. Химические формулы веществ I Zn(NO) 3 , NaCl, Ca(OH) 2 , H 2 CO 3 , HClO 4 , HBr, H 2 SO 4 , Al(OH) 3 , KOH, глицерин II H 2 SO 4 , HCl, KOH, Na 2 SO 4 , H 2 S, NH 4 OH, H 2 O(дист.), Cl 2 (г), AgNO 3 III HNO 3 , CuSO 4 , NaCl, KOH, H 2 CO 3 , HCN, O 2 (ч), FeCl 3 , Ba(OH) 2 IV HBr, NaOH, H 2 SO 4 , MgSO 4 , NaS, K 2 SO 4 , HCN, глицерин V Zn(OH) 2 , HClO 4 , HCl, Ca(OH) 2 , H 2 SO 3 , CaSO 4 , NaCO 3 , O 2 (г) VI HI, NaOH, NH 4 OН, H 3 PO 4 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , Ba(OH) 2 , NaNO 3 , Al(OH) 3 , Cl 2 (г) VII NH 4 Cl, KNO 3 , HCl, NaOH, HClO 4 , Ba 3 (PO 4 ) 2 , H 2 S, NH 4 OH, H 2 O(дист.) VII Al 2 (SO 4 ) 3 , Ba 3 (PO 4 ) 2 , K 2 CO 3 , KOH, HCl, HBr, Cu(OH) 2 , H 2 CO 3 , HCN, Cl 2 (г) IX CuSO 4 , ZnCl 2 , Ba(OH) 2 , HNO 3 , H 2 SO 3 , Mg(NO 3 ) 2 , H 2 S, KOH, Mn(OH) 2
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОДГРУППА АЗОТА» ЗАДАНИЕ: 1. Дать сравнительную характеристику двух элементов, предложенных в варианте. 2. Сравнить свойства аммиака с любым предложенным газом. Предложить способы их собирания. 3. С чем реагирует аммиак? Написать уравнения, указать условия их протекания, разобрать их ионообменную и окислительно-воостановительную сущность. 4. Как опытным путём распознать предложенные кислоты? Написать уравнения в ионном виде. 5. Записать уравнения этих кислот с предложенными металлами (с е балансом). 6. Предложить способы получения предложенных газов с помощью предложенных веществ. 7. какие из предложенных веществ являются удобрениями, как их определить (опытным путём). В какую почву их следует вносить? № вар. Хим. элемент Химические формулы веществ I N, O NH 3 , H 2 O, HCl(к), NO 2 , NH 4 NO 3 , HNO 3 (к), Ca, O 2 , H 2 , Cu, NaCl II N, P NH 3 , NO, O 2 , H 2 O, H 2 SO 4 (р), Zn, HNO 3 (р), Mg, NH 4 Cl, KNO 3 , SO 2 III N, F (NH 4 ) 2 SO 4 , O 2 , H 3 PO 4 , H 2 O, Ca, HNO 3 (к), NO 2 , K 2 SO 4 , Ag, H 2 , NH 3 IV N, Ca NO 2 , NaNO 3 , H 2 O, NH 4 Cl, HNO 3 (к), HCl(р), Cu, Zn, NH 3 , H 2 , O 2
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОДГРУППА УГЛЕРОДА» ЗАДАНИЕ: 1. Составить формулы соединений углерода с указанными элементами. 2. Сравнить свойства оксида углерода (II) со свойствами одного из предложенных оксидов. 3. С чем из предложенного реагирует древесный уголь? Записать уравнения реакции с е балансом. 4. С чем из предложенного реагирует CO и CO 2 . Написать уравнения в ионном виде. 5. Предложить способы получения CO 2 из предложенных веществ. Составить уравнения. 6. Распознать предложенные соли. Записать уравнения в ионном виде. 7. Какие из веществ применяют в силикатной промышленности? Обосновать ответ. № вар. Хим. элемент Формулы и названия веществ I N, S, Ca, Si древ. уголь, CuO, CO, Na 2 CO 3 , Cl 2 , HCl, NaOH, NaNO 3 , O 2 II O, Mg, P, Si сажа, PbO 2 , CO, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , KOH, O 2 , KNO 3 , H 2 O III S, Al, O, P графит, SnO, Na 2 SO 3 , KOH, O 2 , NH 4 NO 3 , HCl, CO, Cl 2 IV Mg, O, H, N алмаз, CuO, HCl, K 2 CO 3 , NaOH, CO 2 , O 2 , KNO 3
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ» ЗАДАНИЕ: 1. Дать сравнительную характеристику двух химических элементов. 2. С чем из предложенного будут реагировать металлы, предложенные в варианте? Записать уравнения (с е балансом). 3. Как экспериментально подтвердить положение предложенных Ме в электрохимическом ряду напряжений? Записать уравнение с е балансом и в ионном виде. 4. Предложить способы получения предложенных Ме. 5. Какие Ме (из предложенных) подвергаются химической коррозии? Предложить способы защиты. № вар. Хим. элемент Химические формулы веществ I Si, Na Cu, Zn, Ca, O 2 , HCl, H 2 O, NaOH, H 2 SO 4 (к), CuCl 2 , Zn(NO 3 ) 2 II Mg, Al Ag, Fe, Mg, HNO 3 (р), O 2 , KOH, AgNO 3 , HCl, H 2 O, Fe(NO 3 ) 2 III Ca, Cd Zn, Fe, Cu, H 2 SO 4 (к), H 2 O, O 2 , ZnCl 2 , CuSO 4 , FeCl 3 , H 2 SO 4 (р) IV K, Ca Sn, Al, Zn, HCl, Fe 2 O 3 , O 2 , H 2 O, HNO 3 (к), ZnSO 4 , SnCl 2
В раздел основное общее образование