Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Карты индивидуальных заданий по темам общей и неорганической химии".

Методическая разработка

Автор: Лисицына Ирина Васильевна, учитель химии и биологии, ГБОУ Школа № 199, Москва



В раздел основное общее образование



При проведении уроков в соответствии с ФГОС все большее место отводится самостоятельной работе учащихся, их самостоятельной познавательной деятельности. В процессе организации самостоятельной работы по некоторым темам (в основном 8 и 9 класса) использую индивидуальные классные и домашние задания, методика проведения которых заключается в следующем. Общее задание вывешивается на стенд в начале изучения темы (или рассылается учащимся в электронном виде). Тут же приводятся различные варианты списков веществ, конкретно для которых учащийся должен выполнить задание. Задание включает 5-8 вопросов по большому блоку знаний. В процессе изучения темы ученик, получив свой номер варианта, выполняет задания для веществ своего варианта. Возможна взаимопроверка в такой работе, а также контроль учителя. Такие задания можно дополнить заданиями творческого и исследовательского характера ( для интересующихся предметом более глубоко). Образцы карт домашних заданий прилагаются. КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА» ЗАДАНИЕ: 1. Составить план характеристики химического элемента, охарактеризовать элемент по плану. 2. Составить формулу соединения, составить из указанных химических элементов; проставить степени окисления; определить тип связи; изобразить схему строения соединения из этих химических (соединений) элементов. 3. Сравнить физические свойства предложенных веществ и сравнить их строение: а) вид химической связи; б) тип решётки; Сделать вывод, чем обусловлены физические свойства вещества. 4. а) Составить уравнения реакций. Указать их признаки. б) Составить схему генетической связи между веществами. № вар. Номера задания Предлагаемые формулы веществ 1 2 3 4 I Na P, Cl NaCl, Cl 2 , C Cu → CuO → Cu(OH) 2 → CuO → CuSO 4 II Cl I, H Si, HBr, KI Ca → CaO → Ca(OH) 2 → CaCO 3 → CaO III Zn O, C ZnCl 2 , H 2 AlCl 3 → Al → Al(NO 3 ) 3 → Ai(OH) 3 → H 2 O IV Fe Ca, F AgNO 3 , C, HI Zn → ZnS → ZnCl 2 → Zn(OH) 2 → Na 2 ZnO 2 V C O, N Br, BaCl 2 , Si S → ZnS → H 2 S → SO 2 → H 2 SO 3 → Na 2 SO 3 VI O I, K Ca(NO 3 ) 2 , HCl CaO → Ca(OH) 2 → CaSO 4 CO 2 → CaCO 3 CaCl 2 VII Cu S, Fe O 2 , Si, CuCl 2 Na2O → NaOH → Na 2 CO 3 → CaCO 3 →
CaO VIII S Cr, O FeCl 3 , C, H 2 S KCl → AgCl K 2 O → KOH K 2 SO 4 IX Al Cl, H MgSO 4 , HNO 3 Fe → FeCl 3 → Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 → Fe 2 (SO 4 ) 3 X Ca O, Al C, BaCl 2 , HCN P → P 2 O 5 → H 3 PO 4 → Mg 3 (PO 4 ) 2 КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ» ЗАДАНИЕ: 1. Определить вид связи в предложенных веществах. Какие из них относятся к электролитам, какие к неэлектролитам? 2. Написать уравнения диссоциации этих веществ. 3. Указать сильные и слабые электролиты. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита? 4. Какие их электролитов обладают общими свойствами? Докажите это уравнениями. 5. Какие из предложенных веществ будут вступать в реакции ионного обмена? Написать соответствующие уравнения, сделать вывод об условиях протекания. № вар. Химические формулы веществ I Zn(NO) 3 , NaCl, Ca(OH) 2 , H 2 CO 3 , HClO 4 , HBr, H 2 SO 4 , Al(OH) 3 , KOH, глицерин II H 2 SO 4 , HCl, KOH, Na 2 SO 4 , H 2 S, NH 4 OH, H 2 O(дист.), Cl 2 (г), AgNO 3 III HNO 3 , CuSO 4 , NaCl, KOH, H 2 CO 3 , HCN, O 2 (ч), FeCl 3 , Ba(OH) 2 IV HBr, NaOH, H 2 SO 4 , MgSO 4 , NaS, K 2 SO 4 , HCN, глицерин V Zn(OH) 2 , HClO 4 , HCl, Ca(OH) 2 , H 2 SO 3 , CaSO 4 , NaCO 3 , O 2 (г) VI HI, NaOH, NH 4 OН, H 3 PO 4 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , Ba(OH) 2 , NaNO 3 , Al(OH) 3 , Cl 2 (г) VII NH 4 Cl, KNO 3 , HCl, NaOH, HClO 4 , Ba 3 (PO 4 ) 2 , H 2 S, NH 4 OH, H 2 O(дист.) VII Al 2 (SO 4 ) 3 , Ba 3 (PO 4 ) 2 , K 2 CO 3 , KOH, HCl, HBr, Cu(OH) 2 , H 2 CO 3 , HCN, Cl 2 (г) IX CuSO 4 , ZnCl 2 , Ba(OH) 2 , HNO 3 , H 2 SO 3 , Mg(NO 3 ) 2 , H 2 S, KOH, Mn(OH) 2
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОДГРУППА АЗОТА» ЗАДАНИЕ: 1. Дать сравнительную характеристику двух элементов, предложенных в варианте. 2. Сравнить свойства аммиака с любым предложенным газом. Предложить способы их собирания. 3. С чем реагирует аммиак? Написать уравнения, указать условия их протекания, разобрать их ионообменную и окислительно-воостановительную сущность. 4. Как опытным путём распознать предложенные кислоты? Написать уравнения в ионном виде. 5. Записать уравнения этих кислот с предложенными металлами (с е балансом). 6. Предложить способы получения предложенных газов с помощью предложенных веществ. 7. какие из предложенных веществ являются удобрениями, как их определить (опытным путём). В какую почву их следует вносить? № вар. Хим. элемент Химические формулы веществ I N, O NH 3 , H 2 O, HCl(к), NO 2 , NH 4 NO 3 , HNO 3 (к), Ca, O 2 , H 2 , Cu, NaCl II N, P NH 3 , NO, O 2 , H 2 O, H 2 SO 4 (р), Zn, HNO 3 (р), Mg, NH 4 Cl, KNO 3 , SO 2 III N, F (NH 4 ) 2 SO 4 , O 2 , H 3 PO 4 , H 2 O, Ca, HNO 3 (к), NO 2 , K 2 SO 4 , Ag, H 2 , NH 3 IV N, Ca NO 2 , NaNO 3 , H 2 O, NH 4 Cl, HNO 3 (к), HCl(р), Cu, Zn, NH 3 , H 2 , O 2
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОДГРУППА УГЛЕРОДА» ЗАДАНИЕ: 1. Составить формулы соединений углерода с указанными элементами. 2. Сравнить свойства оксида углерода (II) со свойствами одного из предложенных оксидов. 3. С чем из предложенного реагирует древесный уголь? Записать уравнения реакции с е балансом. 4. С чем из предложенного реагирует CO и CO 2 . Написать уравнения в ионном виде. 5. Предложить способы получения CO 2 из предложенных веществ. Составить уравнения. 6. Распознать предложенные соли. Записать уравнения в ионном виде. 7. Какие из веществ применяют в силикатной промышленности? Обосновать ответ. № вар. Хим. элемент Формулы и названия веществ I N, S, Ca, Si древ. уголь, CuO, CO, Na 2 CO 3 , Cl 2 , HCl, NaOH, NaNO 3 , O 2 II O, Mg, P, Si сажа, PbO 2 , CO, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , KOH, O 2 , KNO 3 , H 2 O III S, Al, O, P графит, SnO, Na 2 SO 3 , KOH, O 2 , NH 4 NO 3 , HCl, CO, Cl 2 IV Mg, O, H, N алмаз, CuO, HCl, K 2 CO 3 , NaOH, CO 2 , O 2 , KNO 3
КАРТА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ» ЗАДАНИЕ: 1. Дать сравнительную характеристику двух химических элементов. 2. С чем из предложенного будут реагировать металлы, предложенные в варианте? Записать уравнения (с е балансом). 3. Как экспериментально подтвердить положение предложенных Ме в электрохимическом ряду напряжений? Записать уравнение с е балансом и в ионном виде. 4. Предложить способы получения предложенных Ме. 5. Какие Ме (из предложенных) подвергаются химической коррозии? Предложить способы защиты. № вар. Хим. элемент Химические формулы веществ I Si, Na Cu, Zn, Ca, O 2 , HCl, H 2 O, NaOH, H 2 SO 4 (к), CuCl 2 , Zn(NO 3 ) 2 II Mg, Al Ag, Fe, Mg, HNO 3 (р), O 2 , KOH, AgNO 3 , HCl, H 2 O, Fe(NO 3 ) 2 III Ca, Cd Zn, Fe, Cu, H 2 SO 4 (к), H 2 O, O 2 , ZnCl 2 , CuSO 4 , FeCl 3 , H 2 SO 4 (р) IV K, Ca Sn, Al, Zn, HCl, Fe 2 O 3 , O 2 , H 2 O, HNO 3 (к), ZnSO 4 , SnCl 2


В раздел основное общее образование