"Развитие речи. Подготовка к ЕГЭ, ОГ по русскому языку"
статья
Автор: Андрейчук Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СШ №26 имени А. С. Пушкина", город Смоленск
В раздел основное общее образование
Памятка.
Изобразительно – выразительные средства
(тропы, фигуры, эвфония)
Тропы
(лексика)
Фигуры
(словосочетания и предложения)
Эвфония
(звучание текста)
Сравнение – уподобление
изображаемого предмета другому
с целью выявить в объекте
сравнения новые важные
свойства: Небо как колокол,
месяц –язык…(С.Ес.)
Эпитет – образное определение
предмета, явления, передающее
чувство автора к изображаемому
предмету, создает живое, яркое
пред-ставление о нем:
Вечером синим,
Вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело…
далече…мимо…(С.Ес.)
Метафора – слово или
выражение, употребленное в
переносном значении на основе
сходства:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Гипербола – преувеличение тех
или иных свойств изображаемого
предмета или явления: Редкая
птица (эпитет) долетит до
середины Днепра.
Литота – прием, основанный на
чрезмерном преуменьшении
свойств изображаемого предмета
или явления:
Если Ваня разойдется, ему море
по колено.
Олицетворение – разновидность
метафоры, присвоение
предметам неживой природы или
отвлеченным понятиям свойств
живых существ:
Шутила зрелость, пела юность.
МетонИмия – перенос
наименования, в основе которого
лежит смежность предметов,
понятий, различ-ная связь между
ними:
Я три тарелки съел.
Синекдоха – разновидность
метонимии, троп, состоящий в
употреблении части вместо
целого или целого вместо части:
И слышно было до рассвета, как
ликовал француз. Пуще всего
берегли копейку.
Каламбур – игра слов,
использование многозначнос-ти,
омонимии или звукового сходства
слов с целью достижения
комического эффекта: Настоящий
мужчина состоит из мужа и чина.
Ирония – прием, когда слово или
высказывание обретают в тексте
значение, проти-воположное
буквальному или подвергающее
его сомнению:
Инверсия – расположение членов
предложения в особом порядке,
нарушающем обычный, прямой
порядок, с целью усилить
выразительность речи:
Композиционный стык – повтор, когда
новое высказывание начинается с того
же, чем оканчивается предыдущее:
Дети никогда не бывают виноваты –
виноваты всегда взрослые.
Параллелизм – фигура, основанная на
одинаковом синтаксическом по-
строении предложений: Умение
говорить –
искусство.
Умение слушать – культура.
Антитеза – резкое противопоставление
понятий, мыслей, образов для
усиления выразитель-ности:
Ты и убогая, Ты и обиль-ная, Ты и
могучая, Ты и бессильная, Матушка-
Русь! (+ анафора).
Градация – постепенное усиление
смыслового или эмоционально-
экспрес-сивного значения: Не жалею,
не зову, не плачу, Все пройдет, как с
белых яблонь дым.
Риторический вопрос – вопрос, не
требующий ответа, утверждение или
отрицание, выраженное в форме
вопросительного предложения:
Богатство хорошо иметь; Но должно
ль им кому гордиться сметь?
(А.Сумароков.)
Риторическое восклицание –
восклицательное предложение,
выполняющее в тексте роль
эмоционального усиления:
О! Как легко! Как грудь свободно
дышит!
Бессоюзие – построение предложения,
при кото-ром однородные члены или
части сложного пред-ложения
связываются без помощи союзов,
фигура, придающая речи динамич-
ность, насыщенность: Швед, русский
колет, рубит, режет. Бой барабанный,
клики, скрежет.
Многосоюзие – повтор союза,
ощущаемый как избыточный и
употребляемый как выразительное
средство, обычно – в положении
анафоры:
И блеск, и тень, и говор волн.
Период – длинное, много-членное
сложное предло-жение или сильно
распро-страненное п/п, к-ое от-
личается законченнос-тью, единством
темы и интонационным распа-дением
на две части: в 1-ой - повтор
однотипных частей идет с нараста-
ющей интонацией, затем –
разделяющая значительная пауза, и во
2-ой ч. – вывод с замет-ным
Ассонанс – повторение в худ/т
одинаковых или похожих
гласных, которые служат для
создания звукового образа:
Быстро лечу я по рельсам
чугунным. Думаю думу свою.
Аллитерация – повторение
согласных, создающих звуковой
образ: Довольный праздничным
обедом, сосед сопит перед
соседом. (А. П.)
Звукоподражание – передача
слуховых впечатлений словами,
напоминающие звучание
природных явлений или звуки,
издаваемые животными: Вот
дождик вкрадчиво прокрапал.
Анафора – единоначалие,
повторение одних и тех же
элементов в начале каждого
ряда (предложе-ния, абзаца,
стиха):
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный - бледную.
(+ антитеза).
Эпифора – повторение слов или
фраз в конце смежных
высказываний:
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? Перифраза (перифраз)- Описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы избежать повторе-ния, придать повествова-нию большую выразитель-ность: Унылая пора! Очей очарованье! (т. е. осень). Оксюморон – сочетание слов, не совместимых по значению: Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. понижением голоса: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Парцелляция – художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдель-ные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения (имитация разговорной речи): Прошлый раз на… какой-то станции в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапо- гах. (М. Зощ.)
Отколе, умная, бредешь ты, голова? Перифраза (перифраз)- Описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы избежать повторе-ния, придать повествова-нию большую выразитель-ность: Унылая пора! Очей очарованье! (т. е. осень). Оксюморон – сочетание слов, не совместимых по значению: Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. понижением голоса: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Парцелляция – художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдель-ные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения (имитация разговорной речи): Прошлый раз на… какой-то станции в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапо- гах. (М. Зощ.)
В раздел основное общее образование