Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие речи. Подготовка к ЕГЭ, ОГ по русскому языку"

статья

Автор: Андрейчук Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СШ №26 имени А. С. Пушкина", город Смоленск



В раздел основное общее образование



Памятка. Изобразительно – выразительные средства (тропы, фигуры, эвфония) Тропы (лексика) Фигуры (словосочетания и предложения) Эвфония (звучание текста) Сравнение – уподобление изображаемого предмета другому с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц –язык…(С.Ес.) Эпитет – образное определение предмета, явления, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое пред-ставление о нем: Вечером синим, Вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече…мимо…(С.Ес.) Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства: Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Гипербола – преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра. Литота – прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Если Ваня разойдется, ему море по колено. Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: Шутила зрелость, пела юность. МетонИмия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различ-ная связь между ними: Я три тарелки съел. Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Пуще всего берегли копейку. Каламбур – игра слов, использование многозначнос-ти, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ирония – прием, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, проти-воположное буквальному или подвергающее его сомнению: Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Композиционный стык – повтор, когда новое высказывание начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты – виноваты всегда взрослые. Параллелизм – фигура, основанная на одинаковом синтаксическом по- строении предложений: Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов для усиления выразитель-ности: Ты и убогая, Ты и обиль-ная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка- Русь! (+ анафора). Градация – постепенное усиление смыслового или эмоционально- экспрес-сивного значения: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков.) Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Бессоюзие – построение предложения, при кото-ром однородные члены или части сложного пред-ложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамич- ность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн. Период – длинное, много-членное сложное предло-жение или сильно распро-страненное п/п, к-ое от- личается законченнос-тью, единством темы и интонационным распа-дением на две части: в 1-ой - повтор однотипных частей идет с нараста- ющей интонацией, затем – разделяющая значительная пауза, и во 2-ой ч. – вывод с замет-ным Ассонанс – повторение в худ/т одинаковых или похожих гласных, которые служат для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. Аллитерация – повторение согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом. (А. П.) Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающие звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Вот дождик вкрадчиво прокрапал. Анафора – единоначалие, повторение одних и тех же элементов в начале каждого ряда (предложе-ния, абзаца, стиха): Полюбил ученый - глупую, Полюбил румяный - бледную. (+ антитеза). Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? Перифраза (перифраз)- Описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы избежать повторе-ния, придать повествова-нию большую выразитель-ность: Унылая пора! Очей очарованье! (т. е. осень). Оксюморон – сочетание слов, не совместимых по значению: Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. понижением голоса: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Парцелляция – художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдель-ные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения (имитация разговорной речи): Прошлый раз на… какой-то станции в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапо- гах. (М. Зощ.)


В раздел основное общее образование