"Биология и медицина"
Рабочая программа курса по биологии
Автор: Лисицына Ирина Васильевна, учитель химии и биологии, ГБОУ Школа № 199, Москва
В раздел основное общее образование
Рабочая программа
курса
Биология и медицина
Составитель:
Лисицына Ирина Васильевна
учитель химии и биологии
высшей категории
2013
Пояснительная записка. Элективный курс « Биология и медицина» изучается в 8- 9 классе после того, как учащиеся достаточно прочно усвоят основные положения анатомии, физиологии и гигиены человека. Это дает возможность углубить знания учащихся, расширить их общебиологический кругозор, познакомить с современными методами научного и медицинского исследования, применяющимися при изучении физиологии человека, выяснении этиологии заболеваний, постановке диагноза, а также выборе способа лечения. Данный курс призван развить у учащихся интерес к биологическим наукам и определенным видам практической деятельности (медицина и др.) Курс рассчитан на 34 часа. Можно проводить одно двухчасовое занятие в две недели. Данный курс предоставляет возможность в интересной и занимательной форме познакомить ребят с историей медицинских знаний, деятельностью многих знаменитых врачей с древних времен до современности; особенностями медицинской профессии, тесной связью ее с биологическими науками. Частично в курсе затронуты вопросы фармацевтической химии, рассмотрены некоторые распространенные лекарственные препараты и способы их применения. Достаточно внимания уделено этиологии и патогенезу многих сердечно-сосудистых, легочных, психических, а также наследственных заболеваний. Значительное место в курсе отводится постановке практических работ различной сложности. Желательно, чтобы это были не демонстрации, а самостоятельные лабораторные работы под руководством учителя. Учитывая наличие соответствующего оборудования, подготовку учащихся и степень усвоения ими материала курса, учитель может в значительной степени варьировать постановку опытов. При изучении курса рекомендуется широко использовать учебные видеофильмы по физиологии человека, экскурсии на кафедры анатомии и
физиологии человека педагогического университета и медицинского факультета ТГУ, а также в научные и медицинские учреждения.
Цели курса:
-расширение общебиологического кругозора учащихся; -профессиональная ориентация учащихся на специальности биологического, медицинского профиля; -развитие творческой самостоятельности и познавательной активности учащихся, более глубокое освоение учебного предмета. -формирование культуры здоровья.
Задачи курса:
Дать учащимся элементарные медицинские знания Научить ребят основам правильного и рационального питания Сформировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни Воспитывать интерес к получению биологических и медицинских знаний, устанавливая взаимосвязь между ними Развитие метапредметных умений учащихся
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика; хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина; влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека; свои права при обращении в лечебное учреждение; значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека; основные вопросы гигиены человека; некоторые вопросы алхимии и становления медицинской науки. о личностных качествах, необходимых в профессии врача отечественных и зарубежных врачей, внесших вклад в развитие медицинской науки некоторые генетические заболевания и задачи генетического мониторинга; основные проблемы и перспективы развития медицины.
Учащиеся должны уметь:
оказать первую помощь при травмах; приготовить и использовать элементарные антисептические средства; составить рацион питания; ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями); решать генетические задачи о человеке; Определить величину кровяного давления у себя и у товарища; Определить группу крови( если есть лабораторная возможность); Проводить простейшие лабораторные исследования ( напр., с желудочным соком )
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные
УУД:
Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели. Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет) Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать биологические и медицинские факты и явления. Устанавливать логические и причинно- следственные связи биологических явлений и заболеваний. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск медицинской информации, анализировать и оценивать ее достоверность Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
Формы отчетности по изучению курса:
-защита рефератов; -проведение заключительной конференции; -подготовка творческих работ об основных медицинских специальностях; -выступления учащихся на классных часах, в рамках предметной недели; -оформление стендов и газет на медицинские темы; -проектная исследовательская деятельность.
Содержание курса.
1. Биологические знания и медицина. Микромеханика жизни. « Атом» жизни - клетка. « Кожа» клетки. « Тело» клетки. . 2. «Отец медицины - Гиппократ. Братство асклепиадов - школа врачей. Клятва асклепиадов. Парацельс из рода Бомбастов. Амбруаз Парэ - «первый хирург короля». «Отец хирургии»- Н.И.Пирогов. «Хирургия»- «рукоделие», «терапия»- «уход за больными» (греч.) 3.Алхимия: легенды и реальность. Химия и ее значение для медицины. Организм человека - биохимическая лаборатория. «Все есть лекарство. Все есть яд. Все зависит от дозы. » ( Парацельс). » Фармакон»- «яд» и « лекарство» ( греч.). Сердечные гликозиды и растения, в которых они содержатся- наперстянка, олеандр, конопля, ландыш майский, тропическая лиана- строфант. 4. Наблюдательность врача. « Маска Гиппократа». Исследования сердца. Исследования легких. Стетоскоп. Фонендоскоп. Электрокардиограмма. 5. Заболевания сердца. Сердечные шумы. Компенсированные и декомпенсированные пороки сердца. Операции на сердце. Успехи российских хирургов. 6. Кровь. Состав крови. Кровотечения и их виды. Смерть А.С.Пушкина от потери крови. Кровяное давление. Гипертония и гипотония. Лабораторная работа № 1 « Определение величины кровяного давления». 7. Группы крови. Переливание крови. Первые попытки Жана Дени, акушера Бланделла. Обнаружение венским врачом Карлом Ландштейнером
агглютиногенов. Резус-фактор. Донорство. Лабораторная работа № 2» Определение групп крови человека». 8. Инфекционные заболевания. Бактерии и вирусы. Работы Луи Пастера. Классификация бактерий. Классификация вирусов. Основные проблемы вирусологии. Эпидемии в истории человечества ( чума, оспа,холера,грипп т.д.) 9. Гигиена. Чистота как ее понимает хирург. Асептика и антисептика. Смерть Багратиона. 10. Пищеварительная система человека. Обнаружение анатомом Карпи аппендикса. Аппендицит. Операция английского доктора Тревза - удаление червеобразного отростка слепой кишки. Полостное внеклеточное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение. Пристеночное, или контактное пищеварение. Лабораторная работа № 3 « Состав и свойства желудочного сока». 11. Болезни легких. Крупозная пневмония - старый враг человечества. Смерть Джорджа Байрона и Л.Н.Толстого. Вред табакокурения. 12. Трансплантация органов и ее проблемы. Успехи российских врачей. 13. Уильям Мортон. Открытие эфирного наркоза. Анестезиология и ее биологические основы. 14. « Медицина милитарис». Доминик Ларей. Н.И.Пирогов « Начала военно-полевой хирургии». Война с точки зрения врача - эпидемия травм. Международный Красный Крест. Николай Нилович Бурденко. 15. Нервная система. Головной мозг. Где живет наша память. Сортирующая сеть - ретикулярная формация. Гипоталамус. Работы
Нобелевского лауреата по медицине и физиологии швейцарского физиолога Гесса. Оригинальные исследования головного мозга. Метод вживления электродов. Психические болезни. Опыты американского профессора Хосе Дельгадо по управлению настроением. «Химическое управление настроением - гашиш, пейотл, кохоба, мухоморы, кофе, чай, валерьянка. Химическая и биологическая основа эмоций. Транквилизаторы и стимуляторы. 16. Аллергия и ее биологическая природа. Кожная проба Салтера. Загадки аллергии. Пищевая аллергия. Поллиноз. Аллергия на животных. Климатическая, пылевая, химическая аллергия. Открытие пенициллина - «золотая эра медицины». Оборотная сторона медали - лекарственная аллергия. 17. Генетика. Диалектика у истоков жизни - изменчивость и наследственность. Законы наследственности. Наследственные заболевания человека. Болезни только для мужчин. Генетический мониторинг. Медико- генетические консультации. Помощь больным наследственными болезнями в Тульской области.
Заключительная конференция
« Моральные аспекты медицины».
Эпиграф « Врач обязан быть праведным человеком. Он не смеет быть лицемером, корыстолюбцем, лжецом… Величайшая основа лекарства - любовь. » (Парацельс).
Рекомендации к выполнению лабораторных работ
.
Лабораторная работа №1 «Определение величины кровяного
давления».
Укрепить манжету прибора на обнаженном плече и резиновой грушей нагнетать в нее воздух. В локтевом сгибе приложить фонендоскоп, чтобы можно было прослушать движение крови в артерии. При помощи специального винта медленно выпускают воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп не прослушается четкий прерывистый звук. Показание прибора в это время - систолическое ( максимальное) давление. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то вначале звук сменяется шумом, а затем исчезает совсем. Показания в этот момент - диастолическое (минимальное) давление. Время, в течение которого производится измерение давления, не должно быть более 1 минуты. Определить величину давления у товарища в состоянии покоя. А затем - после 30 глубоких приседаний. Сравнить полученные величины. В норме систолическое давление человека составляет 110-125 мм рт ст., а диастолическое-60-85 мм рт. ст. Определение величины кровяного давления имеет диагностическое значение и широко используется в медицинской практике.
Лабораторная работа №2 « Определение группы крови человека.»
Определить группу крови можно, если иметь готовые сыворотки крови 2и3 групп. Принцип методики определения группы крови следующий. В пределах одной группы крови нет агглютинации (склеивания) эритроцитов. Однако, она может произойти, если эритроциты попадут в сыворотку крови другой группы. Следовательно, совмещая кровь испытуемого со стандартной сывороткой, можно по реакции агглютинации решить вопрос о групповой принадлежности исследуемой крови. Стандартные сыворотки в ампулах можно получить на станции переливания крови.
Техника выполнения анализа.
На предметное стекло нанесите по капле сыворотки 2 и 3 групп крови. Перенесите по капле крови в каплю стандартной сыворотки, тщательно размешайте кровь в капле сыворотки до тех пор, пока смесь не станет равномерно окрашенной в розовый цвет. Через 2 минуты к каждой из капель прибавьте по 1-2 капли физиологического раствора и снова перемешайте. Предметное стекло поместите на белую бумагу и через 5 минут рассмотрите результаты. При отсутствии агглютинации капля представляет собой равномерную мутную взвесь, в противном случае - видно образование хлопьев эритроцитов. При этом возможны 4 варианта. Если агглютинация отсутствует во всех каплях, то это указывает на принадлежность исследуемой крови к 1 группе. Если агглютинация отсутствует в сыворотке 3 группы и произошла в сыворотке 2 группы, то исследуемая кровь принадлежит к 3 группе. Если же наоборот- кровь принадлежит ко 2 группе. При агглютинации обеими сыворотками можно говорить о принадлежности крови к 4 группе. При этом нужно помнить, что реакция агглютинации сильно зависит от температуры. На холоде она не происходит, а при высокой температуре может произойти и с неспецифической сывороткой. Лучше всего производить анализ при 18-22 градусах С.
Лабораторная работа №3 « Состав и свойства желудочного сока».
Натуральный желудочный сок можно купить в аптеке. 4-5 мл желудочного сока довести до щелочной реакции прибавлением карбоната кальция. Отфильтровать раствор. В пробирку № 1 налить 0,5 мл кислого желудочного сока; в пробирки №№ 2 и 3- по 0,5 мл желудочного сока щелочной реакции. Содержимое пробирки № 3 тщательно прокипятите. Добавьте во все пробирки по 5-6 мл молока и поставьте в стакан с горячей водой( 38-40 градусов С). Наблюдать за ходом опыта. Отметить, в какой пробирке раньше всего произойдет створаживание молока. Почему не наблюдается створаживание молока в пробирке №3.
Список использованной литературы.
1. Вилли К., Детье В. Биология. М.,»Мир»,1974. 2.Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. М.,» Молодая гвардия»,1992. 3.Акимушкин И.Занимательная биология. М.,»Молодая гвардия». 4. Шингарев Г. Необыкновенный консилиум. М., Детская литература.
Пояснительная записка. Элективный курс « Биология и медицина» изучается в 8- 9 классе после того, как учащиеся достаточно прочно усвоят основные положения анатомии, физиологии и гигиены человека. Это дает возможность углубить знания учащихся, расширить их общебиологический кругозор, познакомить с современными методами научного и медицинского исследования, применяющимися при изучении физиологии человека, выяснении этиологии заболеваний, постановке диагноза, а также выборе способа лечения. Данный курс призван развить у учащихся интерес к биологическим наукам и определенным видам практической деятельности (медицина и др.) Курс рассчитан на 34 часа. Можно проводить одно двухчасовое занятие в две недели. Данный курс предоставляет возможность в интересной и занимательной форме познакомить ребят с историей медицинских знаний, деятельностью многих знаменитых врачей с древних времен до современности; особенностями медицинской профессии, тесной связью ее с биологическими науками. Частично в курсе затронуты вопросы фармацевтической химии, рассмотрены некоторые распространенные лекарственные препараты и способы их применения. Достаточно внимания уделено этиологии и патогенезу многих сердечно-сосудистых, легочных, психических, а также наследственных заболеваний. Значительное место в курсе отводится постановке практических работ различной сложности. Желательно, чтобы это были не демонстрации, а самостоятельные лабораторные работы под руководством учителя. Учитывая наличие соответствующего оборудования, подготовку учащихся и степень усвоения ими материала курса, учитель может в значительной степени варьировать постановку опытов. При изучении курса рекомендуется широко использовать учебные видеофильмы по физиологии человека, экскурсии на кафедры анатомии и
физиологии человека педагогического университета и медицинского факультета ТГУ, а также в научные и медицинские учреждения.
Цели курса:
-расширение общебиологического кругозора учащихся; -профессиональная ориентация учащихся на специальности биологического, медицинского профиля; -развитие творческой самостоятельности и познавательной активности учащихся, более глубокое освоение учебного предмета. -формирование культуры здоровья.
Задачи курса:
Дать учащимся элементарные медицинские знания Научить ребят основам правильного и рационального питания Сформировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни Воспитывать интерес к получению биологических и медицинских знаний, устанавливая взаимосвязь между ними Развитие метапредметных умений учащихся
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика; хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина; влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека; свои права при обращении в лечебное учреждение; значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека; основные вопросы гигиены человека; некоторые вопросы алхимии и становления медицинской науки. о личностных качествах, необходимых в профессии врача отечественных и зарубежных врачей, внесших вклад в развитие медицинской науки некоторые генетические заболевания и задачи генетического мониторинга; основные проблемы и перспективы развития медицины.
Учащиеся должны уметь:
оказать первую помощь при травмах; приготовить и использовать элементарные антисептические средства; составить рацион питания; ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями); решать генетические задачи о человеке; Определить величину кровяного давления у себя и у товарища; Определить группу крови( если есть лабораторная возможность); Проводить простейшие лабораторные исследования ( напр., с желудочным соком )
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные
УУД:
Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели. Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет) Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать биологические и медицинские факты и явления. Устанавливать логические и причинно- следственные связи биологических явлений и заболеваний. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск медицинской информации, анализировать и оценивать ее достоверность Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
Формы отчетности по изучению курса:
-защита рефератов; -проведение заключительной конференции; -подготовка творческих работ об основных медицинских специальностях; -выступления учащихся на классных часах, в рамках предметной недели; -оформление стендов и газет на медицинские темы; -проектная исследовательская деятельность.
Содержание курса.
1. Биологические знания и медицина. Микромеханика жизни. « Атом» жизни - клетка. « Кожа» клетки. « Тело» клетки. . 2. «Отец медицины - Гиппократ. Братство асклепиадов - школа врачей. Клятва асклепиадов. Парацельс из рода Бомбастов. Амбруаз Парэ - «первый хирург короля». «Отец хирургии»- Н.И.Пирогов. «Хирургия»- «рукоделие», «терапия»- «уход за больными» (греч.) 3.Алхимия: легенды и реальность. Химия и ее значение для медицины. Организм человека - биохимическая лаборатория. «Все есть лекарство. Все есть яд. Все зависит от дозы. » ( Парацельс). » Фармакон»- «яд» и « лекарство» ( греч.). Сердечные гликозиды и растения, в которых они содержатся- наперстянка, олеандр, конопля, ландыш майский, тропическая лиана- строфант. 4. Наблюдательность врача. « Маска Гиппократа». Исследования сердца. Исследования легких. Стетоскоп. Фонендоскоп. Электрокардиограмма. 5. Заболевания сердца. Сердечные шумы. Компенсированные и декомпенсированные пороки сердца. Операции на сердце. Успехи российских хирургов. 6. Кровь. Состав крови. Кровотечения и их виды. Смерть А.С.Пушкина от потери крови. Кровяное давление. Гипертония и гипотония. Лабораторная работа № 1 « Определение величины кровяного давления». 7. Группы крови. Переливание крови. Первые попытки Жана Дени, акушера Бланделла. Обнаружение венским врачом Карлом Ландштейнером
агглютиногенов. Резус-фактор. Донорство. Лабораторная работа № 2» Определение групп крови человека». 8. Инфекционные заболевания. Бактерии и вирусы. Работы Луи Пастера. Классификация бактерий. Классификация вирусов. Основные проблемы вирусологии. Эпидемии в истории человечества ( чума, оспа,холера,грипп т.д.) 9. Гигиена. Чистота как ее понимает хирург. Асептика и антисептика. Смерть Багратиона. 10. Пищеварительная система человека. Обнаружение анатомом Карпи аппендикса. Аппендицит. Операция английского доктора Тревза - удаление червеобразного отростка слепой кишки. Полостное внеклеточное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение. Пристеночное, или контактное пищеварение. Лабораторная работа № 3 « Состав и свойства желудочного сока». 11. Болезни легких. Крупозная пневмония - старый враг человечества. Смерть Джорджа Байрона и Л.Н.Толстого. Вред табакокурения. 12. Трансплантация органов и ее проблемы. Успехи российских врачей. 13. Уильям Мортон. Открытие эфирного наркоза. Анестезиология и ее биологические основы. 14. « Медицина милитарис». Доминик Ларей. Н.И.Пирогов « Начала военно-полевой хирургии». Война с точки зрения врача - эпидемия травм. Международный Красный Крест. Николай Нилович Бурденко. 15. Нервная система. Головной мозг. Где живет наша память. Сортирующая сеть - ретикулярная формация. Гипоталамус. Работы
Нобелевского лауреата по медицине и физиологии швейцарского физиолога Гесса. Оригинальные исследования головного мозга. Метод вживления электродов. Психические болезни. Опыты американского профессора Хосе Дельгадо по управлению настроением. «Химическое управление настроением - гашиш, пейотл, кохоба, мухоморы, кофе, чай, валерьянка. Химическая и биологическая основа эмоций. Транквилизаторы и стимуляторы. 16. Аллергия и ее биологическая природа. Кожная проба Салтера. Загадки аллергии. Пищевая аллергия. Поллиноз. Аллергия на животных. Климатическая, пылевая, химическая аллергия. Открытие пенициллина - «золотая эра медицины». Оборотная сторона медали - лекарственная аллергия. 17. Генетика. Диалектика у истоков жизни - изменчивость и наследственность. Законы наследственности. Наследственные заболевания человека. Болезни только для мужчин. Генетический мониторинг. Медико- генетические консультации. Помощь больным наследственными болезнями в Тульской области.
Заключительная конференция
« Моральные аспекты медицины».
Эпиграф « Врач обязан быть праведным человеком. Он не смеет быть лицемером, корыстолюбцем, лжецом… Величайшая основа лекарства - любовь. » (Парацельс).
Рекомендации к выполнению лабораторных работ
.
Лабораторная работа №1 «Определение величины кровяного
давления».
Укрепить манжету прибора на обнаженном плече и резиновой грушей нагнетать в нее воздух. В локтевом сгибе приложить фонендоскоп, чтобы можно было прослушать движение крови в артерии. При помощи специального винта медленно выпускают воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп не прослушается четкий прерывистый звук. Показание прибора в это время - систолическое ( максимальное) давление. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то вначале звук сменяется шумом, а затем исчезает совсем. Показания в этот момент - диастолическое (минимальное) давление. Время, в течение которого производится измерение давления, не должно быть более 1 минуты. Определить величину давления у товарища в состоянии покоя. А затем - после 30 глубоких приседаний. Сравнить полученные величины. В норме систолическое давление человека составляет 110-125 мм рт ст., а диастолическое-60-85 мм рт. ст. Определение величины кровяного давления имеет диагностическое значение и широко используется в медицинской практике.
Лабораторная работа №2 « Определение группы крови человека.»
Определить группу крови можно, если иметь готовые сыворотки крови 2и3 групп. Принцип методики определения группы крови следующий. В пределах одной группы крови нет агглютинации (склеивания) эритроцитов. Однако, она может произойти, если эритроциты попадут в сыворотку крови другой группы. Следовательно, совмещая кровь испытуемого со стандартной сывороткой, можно по реакции агглютинации решить вопрос о групповой принадлежности исследуемой крови. Стандартные сыворотки в ампулах можно получить на станции переливания крови.
Техника выполнения анализа.
На предметное стекло нанесите по капле сыворотки 2 и 3 групп крови. Перенесите по капле крови в каплю стандартной сыворотки, тщательно размешайте кровь в капле сыворотки до тех пор, пока смесь не станет равномерно окрашенной в розовый цвет. Через 2 минуты к каждой из капель прибавьте по 1-2 капли физиологического раствора и снова перемешайте. Предметное стекло поместите на белую бумагу и через 5 минут рассмотрите результаты. При отсутствии агглютинации капля представляет собой равномерную мутную взвесь, в противном случае - видно образование хлопьев эритроцитов. При этом возможны 4 варианта. Если агглютинация отсутствует во всех каплях, то это указывает на принадлежность исследуемой крови к 1 группе. Если агглютинация отсутствует в сыворотке 3 группы и произошла в сыворотке 2 группы, то исследуемая кровь принадлежит к 3 группе. Если же наоборот- кровь принадлежит ко 2 группе. При агглютинации обеими сыворотками можно говорить о принадлежности крови к 4 группе. При этом нужно помнить, что реакция агглютинации сильно зависит от температуры. На холоде она не происходит, а при высокой температуре может произойти и с неспецифической сывороткой. Лучше всего производить анализ при 18-22 градусах С.
Лабораторная работа №3 « Состав и свойства желудочного сока».
Натуральный желудочный сок можно купить в аптеке. 4-5 мл желудочного сока довести до щелочной реакции прибавлением карбоната кальция. Отфильтровать раствор. В пробирку № 1 налить 0,5 мл кислого желудочного сока; в пробирки №№ 2 и 3- по 0,5 мл желудочного сока щелочной реакции. Содержимое пробирки № 3 тщательно прокипятите. Добавьте во все пробирки по 5-6 мл молока и поставьте в стакан с горячей водой( 38-40 градусов С). Наблюдать за ходом опыта. Отметить, в какой пробирке раньше всего произойдет створаживание молока. Почему не наблюдается створаживание молока в пробирке №3.
Список использованной литературы.
1. Вилли К., Детье В. Биология. М.,»Мир»,1974. 2.Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. М.,» Молодая гвардия»,1992. 3.Акимушкин И.Занимательная биология. М.,»Молодая гвардия». 4. Шингарев Г. Необыкновенный консилиум. М., Детская литература.
В раздел основное общее образование