Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Биология и медицина"

Рабочая программа курса по биологии

Автор: Лисицына Ирина Васильевна, учитель химии и биологии, ГБОУ Школа № 199, Москва



В раздел основное общее образование



Рабочая программа курса Биология и медицина Составитель: Лисицына Ирина Васильевна учитель химии и биологии высшей категории 2013
Пояснительная записка. Элективный курс « Биология и медицина» изучается в 8- 9 классе после того, как учащиеся достаточно прочно усвоят основные положения анатомии, физиологии и гигиены человека. Это дает возможность углубить знания учащихся, расширить их общебиологический кругозор, познакомить с современными методами научного и медицинского исследования, применяющимися при изучении физиологии человека, выяснении этиологии заболеваний, постановке диагноза, а также выборе способа лечения. Данный курс призван развить у учащихся интерес к биологическим наукам и определенным видам практической деятельности (медицина и др.) Курс рассчитан на 34 часа. Можно проводить одно двухчасовое занятие в две недели. Данный курс предоставляет возможность в интересной и занимательной форме познакомить ребят с историей медицинских знаний, деятельностью многих знаменитых врачей с древних времен до современности; особенностями медицинской профессии, тесной связью ее с биологическими науками. Частично в курсе затронуты вопросы фармацевтической химии, рассмотрены некоторые распространенные лекарственные препараты и способы их применения. Достаточно внимания уделено этиологии и патогенезу многих сердечно-сосудистых, легочных, психических, а также наследственных заболеваний. Значительное место в курсе отводится постановке практических работ различной сложности. Желательно, чтобы это были не демонстрации, а самостоятельные лабораторные работы под руководством учителя. Учитывая наличие соответствующего оборудования, подготовку учащихся и степень усвоения ими материала курса, учитель может в значительной степени варьировать постановку опытов. При изучении курса рекомендуется широко использовать учебные видеофильмы по физиологии человека, экскурсии на кафедры анатомии и
физиологии человека педагогического университета и медицинского факультета ТГУ, а также в научные и медицинские учреждения.
Цели курса:
-расширение общебиологического кругозора учащихся; -профессиональная ориентация учащихся на специальности биологического, медицинского профиля; -развитие творческой самостоятельности и познавательной активности учащихся, более глубокое освоение учебного предмета. -формирование культуры здоровья.
Задачи курса:
 Дать учащимся элементарные медицинские знания  Научить ребят основам правильного и рационального питания  Сформировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни  Воспитывать интерес к получению биологических и медицинских знаний, устанавливая взаимосвязь между ними  Развитие метапредметных умений учащихся
Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:
 наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;  хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;  влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;  свои права при обращении в лечебное учреждение;  значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
 влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека; основные вопросы гигиены человека;  некоторые вопросы алхимии и становления медицинской науки.  о личностных качествах, необходимых в профессии врача  отечественных и зарубежных врачей, внесших вклад в развитие медицинской науки  некоторые генетические заболевания и задачи генетического мониторинга;  основные проблемы и перспективы развития медицины.
Учащиеся должны уметь:
 оказать первую помощь при травмах;  приготовить и использовать элементарные антисептические средства;  составить рацион питания;  ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями);  решать генетические задачи о человеке;  Определить величину кровяного давления у себя и у товарища;  Определить группу крови( если есть лабораторная возможность);  Проводить простейшие лабораторные исследования ( напр., с желудочным соком )
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные

УУД:
 Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.  Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы
 Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет)  Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия. 
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать биологические и медицинские факты и явления.  Устанавливать логические и причинно- следственные связи биологических явлений и заболеваний.  Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск медицинской информации, анализировать и оценивать ее достоверность  Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль  Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
Формы отчетности по изучению курса:
-защита рефератов; -проведение заключительной конференции; -подготовка творческих работ об основных медицинских специальностях; -выступления учащихся на классных часах, в рамках предметной недели; -оформление стендов и газет на медицинские темы; -проектная исследовательская деятельность.

Содержание курса.
1. Биологические знания и медицина. Микромеханика жизни. « Атом» жизни - клетка. « Кожа» клетки. « Тело» клетки. . 2. «Отец медицины - Гиппократ. Братство асклепиадов - школа врачей. Клятва асклепиадов. Парацельс из рода Бомбастов. Амбруаз Парэ - «первый хирург короля». «Отец хирургии»- Н.И.Пирогов. «Хирургия»- «рукоделие», «терапия»- «уход за больными» (греч.) 3.Алхимия: легенды и реальность. Химия и ее значение для медицины. Организм человека - биохимическая лаборатория. «Все есть лекарство. Все есть яд. Все зависит от дозы. » ( Парацельс). » Фармакон»- «яд» и « лекарство» ( греч.). Сердечные гликозиды и растения, в которых они содержатся- наперстянка, олеандр, конопля, ландыш майский, тропическая лиана- строфант. 4. Наблюдательность врача. « Маска Гиппократа». Исследования сердца. Исследования легких. Стетоскоп. Фонендоскоп. Электрокардиограмма. 5. Заболевания сердца. Сердечные шумы. Компенсированные и декомпенсированные пороки сердца. Операции на сердце. Успехи российских хирургов. 6. Кровь. Состав крови. Кровотечения и их виды. Смерть А.С.Пушкина от потери крови. Кровяное давление. Гипертония и гипотония. Лабораторная работа № 1 « Определение величины кровяного давления». 7. Группы крови. Переливание крови. Первые попытки Жана Дени, акушера Бланделла. Обнаружение венским врачом Карлом Ландштейнером
агглютиногенов. Резус-фактор. Донорство. Лабораторная работа № 2» Определение групп крови человека». 8. Инфекционные заболевания. Бактерии и вирусы. Работы Луи Пастера. Классификация бактерий. Классификация вирусов. Основные проблемы вирусологии. Эпидемии в истории человечества ( чума, оспа,холера,грипп т.д.) 9. Гигиена. Чистота как ее понимает хирург. Асептика и антисептика. Смерть Багратиона. 10. Пищеварительная система человека. Обнаружение анатомом Карпи аппендикса. Аппендицит. Операция английского доктора Тревза - удаление червеобразного отростка слепой кишки. Полостное внеклеточное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение. Пристеночное, или контактное пищеварение. Лабораторная работа № 3 « Состав и свойства желудочного сока». 11. Болезни легких. Крупозная пневмония - старый враг человечества. Смерть Джорджа Байрона и Л.Н.Толстого. Вред табакокурения. 12. Трансплантация органов и ее проблемы. Успехи российских врачей. 13. Уильям Мортон. Открытие эфирного наркоза. Анестезиология и ее биологические основы. 14. « Медицина милитарис». Доминик Ларей. Н.И.Пирогов « Начала военно-полевой хирургии». Война с точки зрения врача - эпидемия травм. Международный Красный Крест. Николай Нилович Бурденко. 15. Нервная система. Головной мозг. Где живет наша память. Сортирующая сеть - ретикулярная формация. Гипоталамус. Работы
Нобелевского лауреата по медицине и физиологии швейцарского физиолога Гесса. Оригинальные исследования головного мозга. Метод вживления электродов. Психические болезни. Опыты американского профессора Хосе Дельгадо по управлению настроением. «Химическое управление настроением - гашиш, пейотл, кохоба, мухоморы, кофе, чай, валерьянка. Химическая и биологическая основа эмоций. Транквилизаторы и стимуляторы. 16. Аллергия и ее биологическая природа. Кожная проба Салтера. Загадки аллергии. Пищевая аллергия. Поллиноз. Аллергия на животных. Климатическая, пылевая, химическая аллергия. Открытие пенициллина - «золотая эра медицины». Оборотная сторона медали - лекарственная аллергия. 17. Генетика. Диалектика у истоков жизни - изменчивость и наследственность. Законы наследственности. Наследственные заболевания человека. Болезни только для мужчин. Генетический мониторинг. Медико- генетические консультации. Помощь больным наследственными болезнями в Тульской области.
Заключительная конференция

« Моральные аспекты медицины».
Эпиграф « Врач обязан быть праведным человеком. Он не смеет быть лицемером, корыстолюбцем, лжецом… Величайшая основа лекарства - любовь. » (Парацельс).
Рекомендации к выполнению лабораторных работ
.

Лабораторная работа №1 «Определение величины кровяного

давления».
Укрепить манжету прибора на обнаженном плече и резиновой грушей нагнетать в нее воздух. В локтевом сгибе приложить фонендоскоп, чтобы можно было прослушать движение крови в артерии. При помощи специального винта медленно выпускают воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп не прослушается четкий прерывистый звук. Показание прибора в это время - систолическое ( максимальное) давление. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то вначале звук сменяется шумом, а затем исчезает совсем. Показания в этот момент - диастолическое (минимальное) давление. Время, в течение которого производится измерение давления, не должно быть более 1 минуты. Определить величину давления у товарища в состоянии покоя. А затем - после 30 глубоких приседаний. Сравнить полученные величины. В норме систолическое давление человека составляет 110-125 мм рт ст., а диастолическое-60-85 мм рт. ст. Определение величины кровяного давления имеет диагностическое значение и широко используется в медицинской практике.
Лабораторная работа №2 « Определение группы крови человека.»
Определить группу крови можно, если иметь готовые сыворотки крови 2и3 групп. Принцип методики определения группы крови следующий. В пределах одной группы крови нет агглютинации (склеивания) эритроцитов. Однако, она может произойти, если эритроциты попадут в сыворотку крови другой группы. Следовательно, совмещая кровь испытуемого со стандартной сывороткой, можно по реакции агглютинации решить вопрос о групповой принадлежности исследуемой крови. Стандартные сыворотки в ампулах можно получить на станции переливания крови.
Техника выполнения анализа.

На предметное стекло нанесите по капле сыворотки 2 и 3 групп крови. Перенесите по капле крови в каплю стандартной сыворотки, тщательно размешайте кровь в капле сыворотки до тех пор, пока смесь не станет равномерно окрашенной в розовый цвет. Через 2 минуты к каждой из капель прибавьте по 1-2 капли физиологического раствора и снова перемешайте. Предметное стекло поместите на белую бумагу и через 5 минут рассмотрите результаты. При отсутствии агглютинации капля представляет собой равномерную мутную взвесь, в противном случае - видно образование хлопьев эритроцитов. При этом возможны 4 варианта. Если агглютинация отсутствует во всех каплях, то это указывает на принадлежность исследуемой крови к 1 группе. Если агглютинация отсутствует в сыворотке 3 группы и произошла в сыворотке 2 группы, то исследуемая кровь принадлежит к 3 группе. Если же наоборот- кровь принадлежит ко 2 группе. При агглютинации обеими сыворотками можно говорить о принадлежности крови к 4 группе. При этом нужно помнить, что реакция агглютинации сильно зависит от температуры. На холоде она не происходит, а при высокой температуре может произойти и с неспецифической сывороткой. Лучше всего производить анализ при 18-22 градусах С.
Лабораторная работа №3 « Состав и свойства желудочного сока».
Натуральный желудочный сок можно купить в аптеке. 4-5 мл желудочного сока довести до щелочной реакции прибавлением карбоната кальция. Отфильтровать раствор. В пробирку № 1 налить 0,5 мл кислого желудочного сока; в пробирки №№ 2 и 3- по 0,5 мл желудочного сока щелочной реакции. Содержимое пробирки № 3 тщательно прокипятите. Добавьте во все пробирки по 5-6 мл молока и поставьте в стакан с горячей водой( 38-40 градусов С). Наблюдать за ходом опыта. Отметить, в какой пробирке раньше всего произойдет створаживание молока. Почему не наблюдается створаживание молока в пробирке №3.

Список использованной литературы.
1. Вилли К., Детье В. Биология. М.,»Мир»,1974. 2.Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. М.,» Молодая гвардия»,1992. 3.Акимушкин И.Занимательная биология. М.,»Молодая гвардия». 4. Шингарев Г. Необыкновенный консилиум. М., Детская литература.


В раздел основное общее образование