Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Русь вековая" (в рамках изучения основ православной культуры)

Рабочая программа

Автор: Киселёва Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Бобровская СОШ №2, город Бобров, Воронежская область



В раздел основное общее образование



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №2 Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю» Протокол №1 Директор школы От 29.08.2016г. ______Н.И. Гайворонская Приказ № 61 от 01.09.2016г. «Согласовано» Зам. директора по НМР ________ М.А. Корикова Принято на заседании педагогического совета Протокол № 7 от 30.08.2016 г. Рабочая программа элективного курса «Русь вековая» (в рамках изучения основ православной культуры) для 6 класса учителя Киселёвой Н.С. на 2016-2017 учебный год

1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Русь вековая» для 6 класса общеобразовательной школы составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы 5-8 разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном.
Цель курса.
Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи.
Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия. Атеистическая политика советского государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались примитивно-материалистически, что не давало возможности увидеть духовные глубины нашего народа, истоки нравственных устоев. Таким образом, первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства. В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием указанных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Курс «Русь вековая» призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных норм Православия. Этовторая задача курса. А также задачами являются:  вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;  раскрыть духовные и физические дарования детей;  сформировать гражданское самосознание;  взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
 Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);  Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);  Национальная доктрина образования;
 Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;  Решение расширенного заседания правления ассоциации «Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;  Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);  Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.) Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
2
.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Учебный курс «Русь вековая» рассчитан на ознакомление учащихся с основными религиозными понятиями, традициями Руси, с основными иконами и иконописцами, православными праздниками. Учащиеся знакомятся с наиболее почитаемыми Святыми, храмами России и родного города, монастырской культурой. Формы и виды учебной деятельности в преподавании курса «Русь вековая» основываются на сочетании различных методов обучения:  словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;  наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;  практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;  репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
 индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления. Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
3. Место учебного курса в учебном плане
Учебный курс рассчитан на 17 часов, 1 час в две недели на протяжении учебного года (либо один час в неделю на полгода)
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;  воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
предметные результаты:
 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;  формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Личностные результаты
: - осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); - развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно- исторического наследия России; - знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; - осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; - умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; - настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное -- отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты:


-развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере; -любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; -умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты
: -развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; -знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; -умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; -приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; -усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; -приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; -формирование потребности в нравственном совершенствовании.
5. Содержание учебного курса

Христианская культура и языческие традиции Руси.
Язычество на Руси. Языческие символы. Боги и духи язычников. Крещение Руси князем Владимиром. Появление письменности. Строительство храмов. Новые «герои» христиан.
Небесная иерархия в

православии
.Херувимы, Серафимы, Престолы. Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы.
Образы Божией Матери в иконах
. Владимирская икона Божией Матери, Казанская, Семистрельная, Неупиваемая чаша, Умиление и др.
Благочестивая

семья. Родители и дети.
Чему христиане учили своих детей. Заповеди Божии. Библия о последствиях нарушения Божией заповеди. Вера в жизни христианской семьи. Добродетели: вера, надежда, любовь. С какими страстями души родители учли бороться детей? Народный фольклор – о добродетельной и неблагочестивой жизни. Освящение дома. Священные книги, по которым христиане учились грамоте. Что желали новорожденному в христианской семье.
Кто такие святые. Лики святых.
Святость – это сердечная чистота, ищущая несотворенную божественную энергию, проявляющуюся в дарах Святого Духа как множество цветных лучей в солнечном спектре. Благочестивые подвижники являются связующим звеном между земным миром и небесным Царством. Проникаясь светом божественной благодати, они, через Богосозерцание и Богообщение, познают высшие духовные тайны. В жизни земной святые, совершая подвиг самоотречения ради Господа, получают высшую благодать божественного Откровения. Согласно библейскому учению, святость – это уподобление человека Богу, который является единым носителем всесовершенной жизни и уникальным ее источником. Сергий Радонежский, князья Борис и Глеб, Александр Невский, Василий Блаженный, Серафим саровский и др.
Святитель Митрофан, епископ Воронежский
. Краткое житие Святителя Митрофана. Монастырь Митрофана в Воронеже.
Николай Чудотворец – образец

милосердия.
В православной вере Николай Чудотворец (Угодник) – самый почитаемый Святой. В каких нуждах люди обращаются к Святому. Иконы Николая Чудотворца.
Святые женщины в православии
.Ксения Петербуржская.Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Матрона Московская. Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз,но Господь дал ей духовное зрение .
Ангелы


Хранители и Святые, чьи имена мы носим.
Каждый человек с рождения находится под защитой Ангела-хранителя. Иногда мы явно ощущаем связь с ним, он способен защитить от беды и оказать поддержку, уберечь от совершения сомнительного поступка.Иконы- заступницы. Святые -тёзки .
Святой Андрей Рублёв. Икона и её назначение.
Русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи.
Святые иконы. Истории о

чудотворных иконах
. Владимирская, Всех скорбящих радость, Иверская, Казанская и др.
Устройство храма. Храмы на Руси
. Устройство православного храма предполагает деление его на три части: алтарь, средний храм и притвор. Храм Василия Блаженного в Москве, Храм Покрова на Нерли, Благовещенский кафедральный собор в Воронеже.
Храмы нашего города: Успенский и Покровский.
История создания храмов нашего города. Архитектура. Внутреннее убранство.
Монастырская культура на Руси
.История возникновения монастырей на Руси. Монастыри России и воронежской области. Монастыри женские и мужские.
Православные

праздники

и

посты.
Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Рассказ о традициях православных праздников в русской поэзии и прозе. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Иконы-календари – минеи, мерные иконы.
Весенние и летние

православные праздники
.Прощеное воскресенье. За что христиане просят прощение? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста. Почему пост назван Великим? Церковная история рассказывает о плодах поста. Произведения русской литературы и поэзии о том, как христианская семья проводила дни поста.Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Как праздновали Пасху в православной семье. Народные традиции праздника на Руси. Радоница.
Осенние

и

зимние

православные

праздники
. Материнское благословение. История праздника Покров Пресвятой Богородицы. Почему праздник Покрова отмечается только на Руси? Рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы. Иконографические типы праздника. О народных традициях праздника. Отражение христианских традиций праздника в поэзии, прозе.Череда Господских праздников. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. О чем рассказывает икона праздника? О православных традициях праздника. Отражение событий праздника Рождества Христова в русской литературе. Когда в православной семье наряжали елку?Богоявление. О чем говорил людям праздник Крещения Господня? Креститель Господень Иоанн. О чем рассказывает икона праздника? Православные традиции праздника. Великое освящение воды. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.Смысл праздника. Почему святой Симеон ожидал Спасителя? История происхождения иконописного изображения Матери Божией «Семистрельная». Народные обычаи и народный фольклор рассказывают о Сретении.
Современная

православная литература.
Знакомство с детской православной литературой.

6.Календарно-тематическое планирование

№п/

п

Тема занятия

Ключевые

понятия

Формируемые УУД

Дата
1 Христианская культура и языческие традиции Руси Язычество, идол, крещение, Остромирово Евангелие Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию; отличают правильно выполненное задание от неправильно выполненного;прогнозируют предстоящую работу, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществляют самоконтроль). Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе; умеют слушать и понимать других;умеют строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;умеют оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственно развиваются. 2 Небесная Серафимы, Познавательные:получают
иерархия в православии херувимы, престолы, ангелы, архангелы первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 3 Образы Божией Матери в иконах. Евангелист Лука, лик, Пресвятая Дева, Богородица Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 4 Благочестивая семья. Родители и дети Братья и сестры, благо, притча, Божественный мир, Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной
бытие, добродетели, господин, дух, грех и др. задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 5 Кто такие святые. Лики святых Житие, праведник, канонизация, мученик Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 5 Святитель Митрофан, епископ Воронежский Святитель, епископ, угодник Божий, обитель Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 6 Николай Чудотворец – образец милосердия Пресвитер, архиепископ, чудотворец Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 7 Святые женщины в православии Мария Магдалина, Ксения Петербуржская, Матрона Московская и др. Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют
предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 8 Ангелы Хранители и Святые, чьи имена мы носим Крещение, именины, ангел, покровитель, молитвенник Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе 9 Святой Андрей Рублёв. Икона и её назначение Иконописец, икона, роспись Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц,
иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 10 Святые иконы. Истории о чудотворных иконах Икона, нимб, мироточение, благоухание, крестный ход Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 11 Устройство храма. Храмы на Руси Алтарь, иконостас, средний храм, притвор, Царские врата Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 12 Храмы нашего города: Успенский и Покровский Реставрация, прихожане, звонница, архитектура Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 13 Монастырская культура на Руси Киево-Печерский монастырь, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Костомаровский Спасский женский монастырь (Воронеж.область), Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки
Свято-Успенский мужской монастырь (Лискинский район) извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 14 Православные праздники и посты Неподвижный круг, Пасхальный круг, пост, исповедь, причащение, иконы-календари Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 15 Весенние и летние православные праздники Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Радоница, Троица, Успение пресвятой Богородицы Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных
источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 16 Осенние и зимние православные праздники Рождество Христово, Крещение Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий на уроке; учатся выдвигать версию. Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в группе. 17 Современная православная литература Богословие Познавательные:получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;делают выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивают, группируют предметы;извлекают информацию из таблиц, иллюстраций, текстов. Регулятивные получают первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;проговаривают последовательность действий
на уроке; учатся выдвигать версию; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществляют самоконтроль). Коммуникати вные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;умеют работать в паре, группе; умеют слушать и понимать других .
7. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты
: - осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); - развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно- исторического наследия России; - знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; - осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; - умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; - настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими
как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное -- отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты:


-развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере; -любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; -умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты
: -развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; -знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; -умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; -приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; -усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; -приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; -формирование потребности в нравственном совершенствовании.
8. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Дорофеева Т.В., Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009 2. Дорофеева Т.В., Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009 3. Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009 4. Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010 5. Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010 6. Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008 7. Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009 8. Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
9.Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга третья «Путь святых праздников». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 128 с.


В раздел основное общее образование