"Пути и средства формирования ценностных ориентаций средствами иностранного языка в условиях ФГОС".
статья
Автор: Савельева Ольга Владимировна, учитель английского языка, МАОУ лицей №35, город Челябинск
В раздел основное общее образование
Пути и средства формирования ценностных ориентаций средствами
иностранного языка в условиях ФГОС.
На гробнице Аменофиса около трех с половиной тысяч лет назад была сделана надпись: "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом".[1] Эти строки приводит в своей книге известный российский социолог, доктор философских наук, член-корреспондент Российской Академии образования, Владимир Тимофеевич Лисовский в подтверждение своей мысли: проблемы подрастающего поколения остаются актуальными на протяжении всего развития человечества. В литературе имеются и другие свидетельства того, что претензии к молодому поколению предъявлялись всегда. Обращаясь к истокам аксиологического знания, видим, что с древних времен духовные ценности выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Но на наш взгляд, ошибочно думать, что под воздействием экономических и политических изменений, которые произошли в России, ценности изменились радикально. Такие вечные и непреходящие ценности, как Человек, счастье Человека, любовь, красота, дружба, здоровье, труд, мир выдержали проверку временем и остаются незыблемыми даже в наше неспокойное время. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. По мнению большинства ученых, занимающихся ценностной проблематикой, вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций. 1
Эта идея нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. «Портрет выпускника основной школы» описывает нам его как "любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества , многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством". [3] Воспитание ценностных ориентаций в образовательной организации возлагается, в первую очередь, на дисциплины гуманитарного цикла. Среди них особое место занимает иностранный язык. Одной из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов мира. Согласно ФГОС ООО на предмет "иностранный язык" возлагается очень важная миссия: "формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур", приобщение учащихся к универсальным глобальным ценностям, формирование умения общаться с представителями других культур. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает "воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики..., на основе принципов толерантности, диалога культур. " [3] В системе школьного образования возможности учебной дисциплины "Иностранный язык" уникальны. В процессе овладения иностранным языком 2
развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества: интерес, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого языка, это предмет, помогающий ввести в мир другой культуры. Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации. Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через восприятие иноязычной культуры совершенствуются знания о своей собственной. Так, например, больше значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен большой нравственный потенциал. Пословицы - крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-своему интересны, мудры и поучительны, только рассказаны на своем языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле заключен практический опыт народа, его миропонимание, и главное, содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность. Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Но главное в пословицах -это забота о нравственном воспитании, и почти все подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценить свои поступки и действия других людей, учат каким должен быть человек в труде. 3
Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнем, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие и осуждают зло, ложь, глупость, лень, вражду. Стихотворения, поучительные истории, притчи и басни - все это также способствует усвоению иностранного языка и воспитанию личности ученика, и может быть широко использовано в учебном процессе. Проблемами ценностей в образовании занимается относительно самостоятельная область педагогического знания - педагогическая аксиология. Прикладным аспектом педагогической аксиологии является "использование аксиологических знаний работниками образовательной сферы при составлении учебных программ и планов, создании учебников и учебных пособий, разработке дидактических и методических материалов, создании концепции обучения и воспитания". [2] С этой целью нами был разработан сборник дидактических материалов по английскому языку для аудиторной работы. Сборник состоит из восьми разделов, соответствующих изучаемым темам в 5 классе по УМК "Spotlight". В каждом разделе представлены тематические подборки пословиц и поговорок (а также увлекательные истории, шутки, страноведческий материал). Преимуществом использования данного вспомогательного средства обучения иностранному языку является его многофункциональность: с его помощью можно не только формировать положительное отношение к культуре другого народа и воспитывать в учениках толерантность, но и активизировать лексический и грамматический материал урока. К тому же, применение данного средства на занятии не требует много времени, но именно благодаря этому можно добиться систематичности в воспитании и формировании системы ценностных ориентаций. Это является особенно важным в контексте ФГОС, потому что формирование и развитие личностных универсальных учебных действий 1 должно осуществляться на каждом уроке. Они направлены на 1 Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего 4
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Практическая значимость проделанной нами работы заключается в том, что, во-первых, мы подготовили дидактические материалы, которые могут представлять определенную ценность для всех преподавателей иностранного языка, которые хотят помочь учащимся в овладении ценностными ориентациями. Во-вторых, данный комплект очень гибкий, его можно расширить и дополнить, а принципы перенести на другие пословицы, используя данные задания как образец при составлении аналогичных заданий с определенными изменениями. Таким образом, считаем обоснованным предположить, что у учителя, даже в рамках отдельно взятого учебного предмета, например, иностранного языка, есть возможность, пользуясь его средствами, закладывать и воспитывать у учащихся необходимые ценностные ориентации. И одним из главных путей передачи ценностей является культура как своего народа, так и народов других стран.
Список литературы
1. Алексеев П.Ф. Философия: Учебник / П.Ф. Алексеев, А.В. Панин. М., 2001. 2. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. М.. 2003. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. мира. 5
6
В раздел основное общее образование