"Многообразие, особенности строения и значение плодов "
урок
Автор: Наумюк Екатерина Вячеславовна, учитель биологии, МОУ СОШ №12, г.о. Подольск, Московская обл.
В раздел основное общее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12
г.о. Подольск
Технологическая карта урока по биологии в соответствии с требованиями ФГОС и
конспект урока в 6-ом классе по теме:
«Плоды»
учитель 1 квалификационной категории
Наумюк Екатерина Вячеславовна
2016г
Тема
Строение, значение и классификация плодов.
Цель
Формирование условий для усвоения учащаемся знаний строения и функций плодов, классификация и виды плодов
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД
В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов. В ценностно- ориентационной сфере: Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности. Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности
Основные
понятия
Плод; околоплодник; семя; семязачатки; померанец; тыквина; костянка; ягода; яблоко; многокостянка; боб; орех; крылатка; семянка; желудь; зерновка; коробочка.
Организация пространства
Межпредметные
связи
Формы работы
Ресурсы
С литературой 1. лабораторная работа 2. КОЗ (Компетентностно Ориентированные Задания) 3. Работа в группах 4. Фронтальная 5. Индивидуальная Учебник биологии Н.И.Сонин 6 класса, ; ЦОР (Цифровые Образовательные Ресурсы) Лабораторное оборудование Компьютер, проектор Тип урока Урок получения новых знаний
Этапы урока:
Этап урока Методы обучения УПЗ урока Формируемые УУД Методы оценки/ самооце нки Деятельн ость учителя Деятельность ученика 1. Организац ионный момент Приветст вует уч- ся. Определя ет готовност ь уч-ся. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Регулятивные
– самоконтроль учебной деятельности самопро верка 2. Актуализац ия знаний 1. Работа с презентацией. (интерактивное задание) 2.Интерактивный тест. 3. Элементы фронтального опроса. 4. Тест суждение. Проверяе т уровень сформиро ванности у учащихся представл ения о строении цветка, соцветия их значения
Все учащиеся
выполняют интерактивное задание
.
Все учащиеся
выполняют тест на интерактивной доске.
Все учащиеся
тест суждение (да или нет)
Познавательн
ые:
Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; устанавливать взаимосвязь индивид уально 3. Мотивация и стимулиров ание Фронтальная беседа Создает условия для возникно вения внутренне й потребно сти, включени я в учебную деятельно сть, вызвать интерес Учащиеся вместе с учителем определяют тему урока, цели занятия, план работы
Познавательн
ые:
выделение и формирование познавательной цели,
Регулятивные
:
постановка цели и анализировани е условий достижения цели.
Личностные:
Умение управлять своей познавательной Словесн ая проверк а учителе м
деятельностью. 4.Изучение новой темы Компетентно ориентированные задания КОЗ – информационная компетентность, коммуникативная компетентность Делит класс на группы и раздает КОЗ Класс делится на 2 группы: 1 группа изучает строение плода , 2-я изучает функции плода . После выполнения заданий заполняется кластер (Приложение 5). На следующем этапе все выполняют лабораторную работу (Приложение 4) и дополняют кластер
Познавательн
ые:
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Излечение необходимой информации из текста
Коммуникати
вные:
умение организовыват ь учебное сотрудничеств о и совместную деятельность с партнёрами Оценка продукт а деятель ности 5. Закреплени е Игра "Яблоко раздора" Организу ет работу учащихся. Учащиеся выдвигают свои версии и из всех версий определяют самую верную
Познавательн
ые
: формировать умения анал- ть, срав-ть, обобщ-ь, выдв- ть гипотезы, выделять главное, делать самос- ные выводы;
Коммуникати
вные:
развитие ком-ой куль- ры; осознание ценности совместной деят-ти Взаимоп роверка
6. Итоги урока. Рефлексия. самооценка Анализир ует уровень освоения учащимис я необходи мых знаний, умений и эмоциона льный настрой. Анализируют собственный результат
Личностные:
с амоконтроль и самооценка
Регулятивные
:
прогнозироват ь результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Оценка собстве нного продвиж ения
Конспект урока.
1. Организационный этап.
1. Слайд 2(Слайд №1 заставка к уроку)
"Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность" Бернард Шоу.
Бернард великий драматург и прожил он почти 100 лет, только благодаря своей деятельности. Поэтому я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.
2. Актуализация знаний.
Слайд 3.
Но перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним домашнее задание. Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и определети о каких цветах пойдет речь, и какой у них тип соцветия.
Валерий Брюсов. ЦВЕТИКИ УБОГИЕ
Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш
клонит жемчуг крупных белых слез, Синий
колокольчик
спит в тени берез, Белая
фиалка
высится, стройна, Белая
ромашка
в зелени видна, Здесь
иван-да-марья
,
одуванчик
там, Желтенькие звезды всюду по лугам, Изредка меж листьев аленький намек, Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, – Белый, желтый, синий – в зелени полян, Скромный венчик небом обделенных стран. 4 июня 1912 Опалиха
В выполнение задания учавствуют все учащиеся .
Слайд 4 (Ландыш-кисть, колокольчик- кисть, ромашка-корзинка, иван-да-марья-кисть, одуванчик-корзинка, иммортель-цветок- бессмертник-корзинки собранные в щиток) Слайд 5 .
Все учащиеся
выполняет тест: верное или неверное суждение. ключевое слово из верных ответов - плод . Слайд 6. Интерактивный тест для
всех
, основные типы соцветий.
3. Мотивация и стимуляция
Слайд 7
"Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы
раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет". В.Солоухин
Что хочет сказать автор этих строк? Какую роль в жизни растения играет цветок? Что образуется на месте цветка у цветкового растения? Сейчас мы в этом попытаемя разобраться.
Практическое задание.
Ребята, перед вами на столах лоточки. Внимательно рассмотрите все, что там лежит, и ответьте на вопрос, что лишнее? И почему? (
В лотке-клубень картофеля, корнеплод моркови, луковица и
яблоко)
-
Вы абсолютно правы - морковь это видоизменение корня, а картофель и луковица видоизменение побега. а лишее яблоко. - чем оно отличаются от корнеплода и клубня? Можете дать полный ответ? нет. На этот вопрос мы ответим в конце урока. Слайд 8. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой
как для растений
, так и для нас темой
– Строение, значение и классификация плодов.
А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека? (Другими словами, как и где человек использует плоды?)
Варианты ответов:
1. Употребляет в пищу. 2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс. 3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.); 4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений. Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать. - Запишите в тетрадях число и
тему
урока
«Плоды»
- А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке? (Многообразие, значение, строение) Это и будет нашей
целью
урока.
Физкульминутка. Слайд 9
1. Физ. Минутка для уставших глаз (следим за перемещением цветных плодов) 2. Физ. Минутка для кистей рук (катание грецкого ореха в ладонях)
3. Тянемся за яблоком на ветке.
4. Изучение новой темы.
Слайд 10, 11 - Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждого из вас приготовила задания: выполнив1 и 2 в группе задание вы узнаете строении плода, функции плода (Приложение2, 3), Слайд 12. 3 задание - выполняете все вместе, познакомитесь с классификацией плодов выполнив лабораторную работу (Приложение 4) - Кроме заданий у Вас на столах лежат схемы- это кластер на тему «Плоды» (Приложение 5). Этот кластер вы должны дополнить, после выполнения заданий .
Модельные ответы:
Вывод 1: Строение плода.
Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
Вывод 2: Функции плода.
Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.
Вывод 3:
По количеству семян плоды разделяют на
односемянные
и
многосемянные
. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
Название
плода
Тип плода
Какие растения имеют
такой плод
1.
Сочный
2.
Сухой
3.
Односемянной
4.
Многосемянной
орех + + Грецкий орех тыквина + + Огурец померанец + + Мандарин ягода + + Помидор стручок + + Фасоль Яблоко + + Груша семянка + + Подсолнечник
Слайд 13.
Модельный кластер:
5.
Закрепление
: Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в
игру "Яблоко
раздора":
ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное. Слайд 14 1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему? 2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую? Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя) Слайд 15 3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры. (Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.) 4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ Костянка сочный, семянка сухой) Слайд 16. 5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)
6.Почему плоды такие разные? ( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения) Слайд 17. 7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ? (- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком). 8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?. ( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки) Слайд 18. 9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного? 10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете? Слайд 19. 11. Многие плоды у сорных растений снабжены колючками и прицепками, для чего это им?. Верно, но более подробно эту тему мы разберем на следующем уроке. Слайд 20.
Выводы:
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян . Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян . Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад
6.
.
Этап «Рефлексия».
Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.
Оценивание учащихся
Слайд 21.
Д/З
- используя учебника стр 67-71 дополнить кластер «Плоды» подпунктом- подвиды плодов. Сообщение на тему: "Кладезь витаминов" в сообщении напишите рассказ о значении любого плода.
Приложение
Задание №1 "Попасть в самое яблочко"
Рассмотрите строение плода, используя учебник, назовите части плода. Из каких частей цветка он развиваются? Сделайте вывод и дополните кластер.
Задание №2 «Горит костер рябины красной"
Какое значение имеет плод в жизни растений? Найдите ответ на этот вопрос используя учебник? Сделайте вывод и дополните кластер.
Задание №3 "Карета Золушки"
Вспомните сказку Андерсена "Золушка", как добрая фея превратила тыквину в карету, какие растения имеют плод тыквину? Выполните лабораторную работу "Классификация плодов", цель которой рассмотреть плоды и разбить их на группы - классифицировать.
Задание:
1. Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника стр 67-71 определите их названия. 2. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. 3. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название
плода
Тип плода
Какие растения имеют
такой плод
1.
Сочный
2.
Сухой
3.
Односемянной
4.
Многосемянной
Фисташка Огурец Мандарин Помидор Клен Груша Подсолнечник 4.
Сделайте вывод и дополните кластер:
Приложение 5.
В раздел основное общее образование