"Методические рекомендации молодым педагогам по развитию учебно-познавательных и тврческих способностей обучающихся при изучении физико -математического цикла"
Методические рекомендации
Автор: Буркова Татьяна Дмитриевна, учитель физики, МАОУ Заозерная СОШ №16, г. Томск
В раздел основное общее образование
Методические рекомендации для молодых учителей по развитию учебно-познавательных и
творческих способностей учеников при изучении физико –математического цикла.
Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Однако, в процессе своей работы, сталкиваешься с тем, что большинство обучающихся практически не умеют проводить аналогии, классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с текстом, как учебной статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку. Многие не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, вывод из формулы физической величины, ученики не могут применить знания математического аппарата на уроке физики. Здесь остро стоит вопрос мотивации обучения. Не хотят дети учиться – и все тут! Как в этом случаи решить возникшую проблему? Где найти технологию, которая позволяла бы формировать творческое мышление и развивала бы интерес к предмету и при этом давала положительные результаты в изучении предмета? Данные вопросы интересуют как опытных педагогов, так и молодых специалистов. Какую бы технологию и метод не применял учитель на своем уроке, важно чтобы этот метод Не навредил! А помог развить то, что заложено природой! Главными задачами перед педагогом в таком случае являются: Формирование способностей у обучающегося решать проблемы на основе известных факторов, понятий из различных образовательных областей. Формировать личность ученика с четким научным миропониманием, творческого, инициативного, компетентного быстро ориентироваться в информационном пространстве человека. А добиться этого можно только благодаря сотворчеству учителя и ученика. Повысить качество обучения по предмету и выявить творческие и познавательные способности у современных подростков, можно используя активные и интерактивные формы занятий в урочной и внеурочной деятельности. Например: участие в интеллектуальных играх, в научно – практических конференциях, в предметных декадах. Методические рекомендации Необходимо создать системный подход к развитию учебно-познавательных и творческих способностей через проектную деятельность обучающихся. Создать условия для использования дистанционных и игровых технологий во внеурочной деятельности повышающие мотивацию учеников. Разработать диагностические материалы для исследований демонстрирующий удовлетворенность участников во внеурочной деятельности. Используя данные рекомендации можно формировать компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций. Что значит метапредметные компетенции? Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Для того чтобы обучение стало более эффективным необходимо использовать в рамках реализации ФГОС такие УМК как например: «Математика 5-7» авторы Э.Г. Гельфман и др. На сайте Единой коллекции (school-collection.edu) имеются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), предназначенные для преподавания по учебникам Э.Г. Гельфман. Данный учебник позволяет использовать в педагогической деятельности разнообразные приемы и методы. Изучаемые темы помогают обучающимся понять значимость школьной математики в жизни.
Причины выбора данного УМК
: Универсальные учебные действия формируются еще за счет того, что весь материал УМК составлен так,
что на протяжении всего курса изучения, учеников сопровождают сказочные герои
А значит, изучения становиться более интересным, ученики учатся проводить аналогии, классифицировать, обобщать информацию; в каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной и жизненной ситуацией.
В раздел основное общее образование