"Проблемно-диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы"
статья
Автор: Мазутова Тамара Павловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Мегетская средняя общеобразовательная школа", п. Мегет, Ангарский городской округ, Иркутская область
В раздел основное общее образование
Проблемно-диалоговое обучение на уроках русского языка и
литературы
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного образования, при котором проблемное обучение является его составляющей частью. Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного обучения не бывает.
Что же такое проблемное обучение в современной школе?
Термин «проблемное обучение» не новый, понятие проблемного обучения существует в педагогике с 60-х годов, но в наше время это понятие наполнилось новым содержанием.
Проблемное
обучение
– это организованный преподавателем способ взаимодействия учащихся с проблемно представленным учебным материалом, в ходе изучения которого учащиеся приобщаются к противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Путём создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
Каковы цели проблемного обучения?
Развитие мышления и способностей учащегося, развитие творческих умений; Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. Проблемный урок предполагает проблемное изложение знаний или изложение знаний с проблемным началом
.
1
.
Проблемное изложение знаний
– это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Он показывает образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала. В данном случае самостоятельность учащихся ещё невелика. Они лишь следят за поиском, который ведёт учитель.
2. Изложение с проблемным началом.
Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Из всех методов проблемного обучения этот метод является наиболее доступным. При изложении нового материала с проблемным началом возможно применение различных психологических эффектов. Например:
- перед рассказом о Грибоедове учащимся показывается иллюстрация огромного бриллианта. Далее произносится: «Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царём за смерть великого русского писателя Грибоедова…» Возникает вопрос: что же такого совершил русский писатель Грибоедов, что за его смерть расплатился персидский шах, да ещё дорогим алмазом? Или - перед рассказом учителя о Грибоедове зачитывается высказывание А.Блока о Грибоедове, где говорится о писателе как о чиновнике «с желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором жизни нет». Был ли Грибоедов таковым? Прав ли Блок? Возможным является применение эффекта Штирлица. Герой сериала «Семнадцать мгновений весны» упомянул о том, что запоминается первая и последняя фраза. Учитель может использовать этот «эффект края» следующим образом: - связать начало и конец урока (напомнить заинтересовавшую учащихся в начале урока проблему и «выстрелить» ответом – её решением; поставить в начале урока ряд проблемных вопросов и вернуться к ним после знакомства учащихся с новым материалом). Например: При изучении творчества М.Горького в 11 классе поставим ряд вопросов: А) как объяснить что при большом тиражировании томов его произведений некоторые произведения опубликованы только совсем недавно. Например, публикация «Несвоевременных мыслей», написанных в 1917-1918г.г.? Б) почему случилось потом так, что Горький, исходивший Русь вдоль и поперёк, знавший и любивший её народ, ни словом не обмолвился о коллективизации, как бы не заметил её? В) почему, вернувшись в СССР в 1931году, советуя собратьям по перу изображать стройки новой жизни, сам не написал об этом ничего? При изложении с проблемным началом также можно - поставить перед классом «дразнящий» вопрос; - создать нагнетание (обострить ситуацию, показав, что существуют и другие точки зрения) Например, при изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит: «Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам Белинского, Молчалин умён, когда речь идёт о его личных выгодах. Кто прав? Какое мнение у вас на этот счёт?» Рассмотрим технологию проблемного обучения на уроке русского языка в 5 классе.
Фрагмент конспекта урока по теме
«Правописание существительных на -ий, -ия, -ие»
- Ребята, над чем мы работали на прошлом уроке? Учились определять склонение, падеж и выбирать гласную в окончании существительного.
- Что мы для этого должны знать и уметь? Должны знать склонения существительных падежи и уметь их правильно определять. - Напомните, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Проверим домашнее задание. (Отработка умения проговаривать способ действия при выборе букв
-е
,
-и
в безударных падежных окончаниях существительных) Запишите сегодняшнее число и оставьте свободную строчку для записи темы урока.
I.
Создание проблемной ситуации с затруднением
. На доске существительные: тропинка, окно, площадь, станция, предложение, санаторий. Задания: 1) Выделите у этих существительных окончания; 2) Определите склонение этих существительных. 3) Поставьте данные существительные в предложный падеж и объясните выбор гласной в окончании. (Учащиеся выполняют задания) Создаётся проблемная ситуация с затруднением.
Шаг 1.
Даётся практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики выполняют задание, применяя уже имеющиеся знания.
Шаг 2.
Учитель говорит, что задание учениками выполнено с ошибками. - Откройте страницу 35, прочитайте задание к упражнению №137. Там есть выражение «Во втором предложении выделите грамматическую основу». Как написано слово «в предложении»? Какое окончание у слова «в предложении»? Окончание И - Если обратиться к словарю, то можно подтвердить, что в предложном падеже у слов станция, предложение, санаторий окончание И. (Учитель сообщает, что она это проверяла.) Таким образом, на уроке создалась
проблемная ситуация с затруднением
(учащиеся применяли имеющиеся знания, а выполнили задание с ошибками)
II.
Выход от проблемной ситуации к учебной проблеме.
Побуждающий диалог
к осознанию противоречия. - Скажите, ребята, что вы должны были сделать? Поставить существительные в предложный падеж и правильно выбрать гласную в окончании. - Какие знания вы применяли? Правило правописания гласной в падежных окончаниях. - Задание выполнено верно? Нет. - Почему вы не смогли выполнить задание? Значит, мы чего-то не знаем. - И чего же мы не знаем? Мы не знаем, когда, у каких существительных в предложном падеже пишется гласная И.
III.
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
- Какой же учебный вопрос мы поставим для себя на уроке? У каких существительных 1,2 склонения
в окончании пишется буква И
IV.
Решение учебной проблемы – выдвижение гипотез.
Побуждающий диалог
- На какие группы можно поделить записанные слова? На такие, у которых мы правильно написали окончания, и такие, у которых мы не смогли определить правильный выбор гласной в окончании. - Запишем их в связи с этим слова в два столбика. Тропинка Станция Окно Предложение Площадь Санаторий - У каких существительных мы неправильно написали окончания? - Попробуйте предположить, почему у этих слов мы должны писать в предложном падеже окончание
-
И?
Выдвижение гипотез.
- Может быть, это слова-исключения? - Может быть, у этих слов перед окончанием буква И? - То есть на что оканчиваются эти слова? На -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ - И какой мы можем сделать вывод о правописании окончаний в предложном падеже у слов, оканчивающихся на - ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?
Формулирование правила.
У существительных, оканчивающихся на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ, в предложном падеже пишется окончание И. - Так какова тема же тема сегодняшнего урока? (Формулируют) - Запишите тему сегодняшнего урока в свободную строчку. - И какой же вопрос мы рассмотрели сегодня на уроке? У каких существительных в предложном падеже пишется в окончании буква И. - Ответьте на этот вопрос, сформулируйте правило. (Формулируют.) - Сверьте вашу формулировку с учебником. (Сверяют.) Закрепление в виде продуктивных знаний по образцу: Набирайся ума в учении (учение, на -ИЕ) Появился на горизонте (горизонт, 2 скл., П.п.) - Почему не указано склонение у существительного на -ИЕ? Это не обязательно, нужно только опознать, что существительное оканчивается на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ. Из поездки по Америк.., Ази..; первенство в соревновани..; быть на лекци..; по тропинк.. к станци..; говорить о воспитани..; в огромном здани..;
Итог урока
- Что нового мы узнали на уроке? - Чему учились на уроке? - Задайте друг другу вопросы по материалу сегодняшнего урока
Домашнее задание:
Упр. 514 (образец объяснения орфограммы смотри в записях классной работы) По желанию: 1) Зарифмуйте правило, с которым познакомились на сегодняшнем уроке.
2) Представьте изученное правило в виде схемы.
В раздел основное общее образование