Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Юные инспектора движения"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Автор: Исянова Елена Викторовна, учитель технологии и изобразительного искусства, НРМОБУ "Куть-Яхская СОШ", поселок Куть-Ях, Тюменская область Нефтеюганикий район



В раздел основное общее образование




Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: на заседании педагогического совета ОУ Протокол № 1 от 27 августа 2016г. УТВЕРЖДАЮ
:
Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» ______________Е.В. Бабушкина приказ № 481-0 от 29 августа 2016г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юные инспектора движения»
возраст обучающихся 11-12 лет срок реализации – 1 год Автор-составитель: Исянова Е.В. выс. кв.категория Куть-Ях 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) в 5 классах разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспектора дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5 классов. Работа проводится в форме тео ретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Направленность программы: социально-педагогическая

Цель:
профилактика дорожно-транспортного травматизма школьников, изучение правил дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях для учащихся.
Задачи:
1. Определение содержания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально- психологических особенностей обучающихся. 2. Развитие личности обучающихся путем обеспечения интеграции важнейших составляющих – воспитания и обучения; 3. Формирование и развитие самосознания и творческих способностей обучающихся на основе изучения правил дорожного движения и применение их в жизненных практических ситуациях Решению поставленных задач призвана способствовать
деятельность в следующих

направлениях:

Деятельность по изучению «Правил дорожного движения»
- приобретение основных

знаний по «Правилам дорожного движения», меры ответственности за нарушение «ПДД» для пешеходов. 
Дорожные знаки
правилам дорожного движения Российской Федерации (Действующая редакция по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004) 
Обязанности пешеходов
: согласно раздела 4 ПДД РФ

Дорожная разметка и её характеристики:
Приложение 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации (Действующая редакция по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004) 
Основные «законы» безопасного движения
: основы правоведения: Закон РФ «О безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ
.
Основы страхования. Факторы повышенного риска для водителя, типичные обстоятельства и действия водителя, опасные ситуации на дороге и маневрирование, виды транспорта. Разводка транспорта. Практическое занятие «Велотрасса». 
Основы медицинских знаний:
первая медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится без сознания, пострадавший в состоянии клинической смерти, алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь. 
Инструкторская деятельность:
проведение занятий по правилам дорожного движения, подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, карточки для младших классов «Опасные участки по дороге в школу», ведение документации, дежурство и рейды на дорогах вместе с работниками ГИБДД по Нефтеюганскому району в с.п. Куть-Ях.
Состав ФК «Юные инспектора движения» -
учащиеся 5 классов в количестве 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Запланировано
35 часа в год.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

1.
самостоятельность в принятии правильных решений;
2.
убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
3.
внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
4.
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Формы работы:
сочетание групповых форм работы с учётом индивидуальных особенностей детей, разнообразные формы занятий. В результате реализации программы должны произойти следующие изменения в образе ученика:  воспитанники понимают, что жизнь и здоровье - самое важное из жизненных ценностей;  изменяются
качества ученика:
возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению;  умение применять свои знания по правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях, умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах;  сознательное следование нормам и правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию;  знание основ правоведения;  уважение государственных законов и правил;  самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.
Ожидаемые результаты
 Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи.  Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства.
 Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций.  Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения.  Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы.  Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Учебно – тематический план



п/п

Название раздела

Количество

часов

Теория

Практика

1
Введение 2 2 -
2
История правил дорожного движения 2 2 -
3
Изучение правил дорожного движения 19 10 9
4
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи 5 2 3 Фигурное вождение велосипеда 7 - 7
5
Итого 35 16 19
Содержание программы



п/п

Название раздела

Основное содержание

1
История правил дорожного движения
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
2
Изучение правил дорожного движения
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в
создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ДД.
3
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического
4
Фигурное вождение велосипеда
Теория.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов. Препятствия (прохождение трассы): - змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета - слалом; - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - скачок; - коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Учащиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД; - серии дорожных знаков и их представителей; - способы оказания первой медицинской помощи; - техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; - читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; - пользоваться общественным транспортом; - управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста; - взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; - участия в конкурсах, соревнованиях. - активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Календарно-тематическое планирование



урока
Тема занятия
Дата
по плану по факту
Тема 1: Введение (2ч)

1.
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. 05.09
2.
Оформление уголка по безопасности дорожного движения. 12.09
Тема 2: История правил дорожного движения (2ч)

3.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… 19.09
4.
ПДД. Общие положения. 26.09
Тема 3: Изучение правил дорожного движения (19ч)

5.
Обязанности пешеходов. 03.10
6.
Обязанности пассажиров. 10.10
7.
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. 17.10
8.
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. 24.10
9.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. 07.11
10.
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. 14.11
11.
Предупреждающие знаки. 21.11
12.
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. 28.11

13.
Изготовление макетов дорожных знаков. 05.12
14.
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. 12.12
15.
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. 19.12
16.
Изготовление макетов дорожных знаков. 26.12
17.
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. 09.01
18.
Места установки дорожных знаков. 16.01
19.
Виды разметки. 23.01
20.
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов 30.01
21.
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. 06.02
22.
Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. 13.02
23.
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. 20.02
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (5 ч)

24.
Основные требования при оказании ПМП при ДТП. 27.02
25.
Аптечка автомобиля и ее содержимое. 06.03
26.
Виды кровотечений. Способы наложения повязок. 13.03
27.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. 20.03
28.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. 10.04
Тема 5: Фигурное вождение велосипеда (7 ч)

29.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. 17.04
30.
Правила движения велосипедистов. 24.04
31.

32.
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. 15.05
33.
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. 22.05
34.
Составление памятки: «Юному велосипедисту». 29.05
35.
Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. 05.06
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения: • общие положения; • обязанности пешеходов; • сигналы светофора; • правила для водителей; • дорожные знаки; • практические занятия. 2. Основы доврачебной медицинской помощи: • общие принципы оказания доврачебной помощи; • техника наложения повязок; • первая помощь при общих ранениях; • первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей; • первая помощь при несчастных случаях; • первая помощь при ожогах и отморожениях; • транспортировка при различных видах травм. 3. Фигурное вождение велотранспортных средств.

Список литературы
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 2007г. 2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ- ЛТД, 2007г. 3. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2007г. 4. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 2007. 5. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007. 7. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004. 8. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо,2015. 10.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 2011г. 11. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 2012г. 12. Школа светофорных наук, г.Киров, 2013.
Приложение 1
Проведение месячника безопасности в НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Учитывая рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей школьного возраста, с начала учебного года следует проводить месячник безопасности дорожного движения. Цели и задачи месячника безопасности дорожного движения Цели: 1. Выработка чувства гражданской ответственности за проведение на улицах и дорогах. 2. Мобилизация деятельности педагогического коллектива, работников школы, обучающихся по усвоению теоретических знаний правил дорожного движения и соблюдению их в повседневной жизни и овладению практическими навыками по безопасности жизнедеятельности.. Задачи: отработать различные формы профилактических мероприятий по предупреждению ДДП.
Месячник безопасности в НРМОУ Куть-Яхская СОШ»
Совместно с организатором внеклассной работы, разработан план месячника безопасности. На совещании при директоре план обсужден и утвержден. Ознакомление учителей с планом проведения месячника безопасности проведено на педсовете. Первый этап- формирование отрядов ЮИД в 5 классах. Состав отряда формируется в классах на добровольной основе. Занятия проводятся по расписанию. Тематическое планирование занятий утверждено директором школы. ЮИД готовят и проводят уроки безопасности в начальных классах. Данная работа имеет несколько задач: 1. привлечение старших ребят к работе с младшими.
2. усвоение и закрепление ЮИДовцами правил и навыков безопасного поведения на дорогах 3. воспитание ответственности участников дорожного движения В классах проводится подготовка к мероприятиям месячника безопасности: к выставке рисунков и плакатов, к соревнованиям юных инспекторов движения, к соревнованиям санитарных постов, к конкурсам, викторинам. Формы месячника безопасности: а) беседы по предупреждению дорожного транспортного травматизма - безопасная дорога в школу б) выставки рисунков и плакатов; в) соревнования юных инспекторов движения, г) соревнования санитарных постов, д) конкурсы, викторины. е) встречи, беседы («Круглый стол»); При проведении игры «Светофор» 1-4 классы, соревнований юных инспекторов движения 5-7 классы, соревнований по санитарной подготовке 8-9 классы, встреч за круглым столом (встречи с работниками ГИБДД, ОВД, комиссии по делам молодежи) 9-11 классы, применяется метод анализа конкретных ситуаций, так как учащихся учат после оценки обстановки, сформулировать основную проблему, стоящую перед конкретным человеком, от правильного решения которой будет зависеть его безопасность и безопасность других людей. На этих мероприятиях вырабатывается алгоритм поведения в опасной ситуации. Обучающиеся показывают знания по теме « Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», отрабатывают действия по оказанию первой медицинской помощи. Отрабатывают знания по профилактике травм в школьном возрасте, об оказании первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах. В классах проводится работа по выпуску газет и плакатов на тему «Знаки дорожного движения». В газетах и плакатах освещаются вопросы по правилам дорожного движения, о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях для здоровья людей. По школе в определенных местах: на площадках, в коридорах, при входе в столовую и т.д. развешиваются «Дорожные знаки» сделанные ребятами. Особенно ребятам 1-4 классов нравится работа со знаками дорожного движения, которые ребята сами рисуют и развешивают на «опасных» участках в помещении школы. Эта работа помогает ребятам младших классов изучить дорожные знаки и их назначение. Работы детей оцениваются призами. С инспекторами дорожного движения (старшая группа) проводится рейд с работниками ГИБДД. Рейд проходит под руководством и в присутствии старшего инспектора ГИБДД. Юные инспектора движения увидят и почувствуют сложную, напряженную и ответственную работу сотрудников ГИБДД. На рейде юные инструктора учатся работать с приборами измерения скорости движения автомобилей, видят дорожную обстановку, учатся видеть нарушения правил дорожного движения. Приводится план проведения мероприятия по предупреждению дорожного транспортного травматизма НРМОУ «Куть-Яхская СОШ » План «
Месячник безопасности
»
№ п/п
Наименование мероприятия

дата проведения

I. Оформление наглядной агитации 1. стенд "Безопасность дорожного движения" 2. Конкурс рисунков "Дорожные знаки" 1 кл. Предупреждающие знаки Знаки приоритета 2 кл. Запрещающие знаки Предписывающие знаки 3 кл. Знаки особых предписаний Информационные знаки 4 кл. Знаки сервиса 5 кл. Знаки дополнительной информации (таблички) II. Открытие месячника безопасности дорожного движения III. "Опасные участки дороги на пути в школу под контролем" (дежурство поста ЮИД) IV. Фотогазета "Скрытая камера" V. Беседы в классах по безопасности дорожного движения 1 кл."Мы идем в школу", "Это должны знать все" 2кл. " На наших улицах" "Правила перехода улиц и дорог" 3 кл. "Движение пешеходов по улицам и дорогам" "Правила перехода улиц и дорог после высадки из транспортных средств" 4 кл. "Опасные ситуации по вине пешеходов" "Знаем ли мы правила дорожного движения?" VI. Игровая программа для 1-2 и 3-5 классов "Светофорчик" VII. Соревнования ЮИД (9-11 классы) VIII. Рейд ЮИД с работниками ГИБДД "Круглый стол" (9-11 классы) "Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для проведения занятия по БДД « МИНУТКА»

перечень вопросов

« МИНУТКА »
- это кратковременное занятие - напоминание по тематике безопасности движения, которое проводится учителями начальной школы, в конце каждого последнего урока, то есть непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой.
Цель минутки
- приобретение навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах поселка.
ВОПРОС:

ОТВЕТ:
Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части ? Проезжая часть предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней, мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.
Много случаев, когда во дворах дети попадают под движущийся задним ходом автомобиль Почему это происходит? Как быть детям? Детям опасно находиться, играть сзади автомобиля потому, что водитель видит только частично, что делается сзади него, и часто лишен возможности увидеть маленького ребенка. Где можно играть во дворе ? Только на специальной, отведенной для игр площадке, где не смогут ездить автомобили и мотоциклы . Для чего нужна дорожная разметка(линии, надписи и др.), наносимая на проезжую часть белой краской ? Она устанавливает определенный порядок движения. Она указывает где двигаться отдельным видам транспорта, где можно пешеходам переходить улицу. Для чего оборудуются пешеходные переходы на улицах ? Какие они бывают ? Пешеходные переходы - это места для перехода улицы с одной стороны на другую. Пешеходные переходы бывают подземными, наземными и надземными. При наличии пешеходного перехода переходить улицу надо только по ним. Переходы бывают регулируемые и нерегулируемые. Первые оборудованы светофором. Как перейти улицу по пешеходному переходу ? Разрешается переходить улицу, если горит разрешающий ( зеленый ) сигнал светофора. Перед тем как ступить на проезжую часть, надо осмотреться, убедиться, что автомобили остановились. Если приближающийся автомобиль движется с большой скоростью ( может водитель не увидел сигнал), пропустить его. Еще более осторожно и осмотрительно надо переходить улицу на нерегулируемом пешеходном переходе. Что означает красный сигнал светофора ? Красный сигнал запрещает движение. Что означает сочетание красного и желтого сигнала ? При этих сигналах движение запрещено. Они предупреждают о предстоящем включении зеленого.
Какое главное правило при переходе улицы ? Переходить ее надо только в установленных местах - на перекрестках и пешеходных переходах, но самое главное - обеспечить себе хороший обзор дороги вправо и влево. Стараться никогда не переходить там, где обзор плохой ( стоят машины, кусты деревья и другие помехи). По возможности отойти подальше от стоящих машин, кустов и других предметов, мешающих осмотреть дорогу. Как быть, если приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору ? Может оказаться так. Что как раз там, где разрешен переход сломалась или стоит машина. В таких случаях надо, подойдя к стоящей машине (или другому предмету, который мешает обзору), остановиться и осторожно выглянуть, только убедившись, что скрытой опасности нет, можно переходить. Почему надо переходить дорогу на перекрестках и по пешеходным переходам ? Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен. Пешеход, который переходит не там, где положено, сам может пострадать и мешает водителям. Почему нельзя переходить дорогу на красный или желтый сигнал светофора ? Когда для пешеходов включен « Красный»,для водителей горит « Зеленый». Видя зеленый сигнал, водитель едет быстро и не ожидает появления пешеходов. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого сигнала. Почему опасно перебегать дорогу? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога тоже обманчива: кажется, что безопасно, и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины. Почему опасно переходить дорогу Когда идешь наискосок, поворачиваешься
наискосок ? спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее. Как видит водитель пассажиров автобуса ? Водитель наблюдает за посадкой и высадкой и пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему не надо поворачивать голову , чтобы увидеть, что делается сзади. Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса ? Водитель увидит в зеркало, что никого нет и будет закрывать двери, если опоздаешь с выходом, может прищемить дверями. Если при этом упадешь, можешь попасть под колеса. Чем опасен выход на проезжую часть из- за стоящего автомобиля ? Когда машина стоит, она закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину, которая едет позади стоящей. Особенно опасны и закрывают обзор дороги машины грузовики, автобусы, троллейбусы , трамваи . Но и легковые машины тоже могут помешать увидеть опасность. Надо помнить: если на улице стоит машина, за ней может быть скрыта опасность. Чем опасна дорога на которой очень мало автомашин ? Пешеход может подумать, что дорога пуста и начинает переходить, не поглядев по сторонам. А машина может внезапно появиться - выедет со двора, из переулка. При переходе дороги надо всегда внимательно смотреть по сторонам. Как определить, далеко автомашина или близко ? Надо определить, долго ли автомашине ехать до того места, где стоит пешеход. Если долго, значит машина далеко. Если всего несколько секунд - значит близко. Иногда кажется, что автомобиль далеко, однако, если он едет быстро, переходить дорогу опасно. При переходе проезжей части надо обязательно учитывать скорость движения транспорта.
Почему нельзя ходить по проезжей части дороги ? Даже по краю проезжей части дороги идти опасно - может задеть машина. Ходить надо только по тротуарам. Как ходить по дороге, на которой нет тротуара ? Когда нет тротуара (за городом),надо идти по обочине, лицом к движению, чтобы видеть те машины, которые едут навстречу. Какая опасность нередко возникает, когда школьник подходит к своему дому ? Заметив свой дом, ученик захочет быстро перейти проезжую часть, чтобы попасть домой, и может не заметить автомашину, которая в этот момент едет по дороге. Как определить, что водитель автомобиля собирается повернуть направо ? Автомобиль занимает правый ряд, включается и мигает правый фонарик - указатель поворота. Чем опасны автомашины с прицепами ? Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во-вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов автомашины проехал мимо, может начать переход улицы и попадет под прицеп. Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руку ? Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует , потому, что при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны и потеряют самые ценные секунды. Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем переход со светофором ? Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь определить, далеко ли машина или близко, быстро едет или медленно, надо уметь заметить маленькую машину или мотоцикл. При этом часто из-за медленно едущей машины, выезжает другая, которая едет быстро, из-за машины, которая проехала, может выехать встречная.
Всегда ли видит пешехода водитель автомашины, которая к нему подъезжает ? Не всегда: Водителю приходится наблюдать за многими другими водителями и пешеходами. В чем опасность движения по дороге с маленькими детьми ? Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук и побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших и не выпускать их при попытке вырваться. Особенно часто это бывает при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси, напротив своего дома, когда на другой стороне улицы появились родители, товарищи или знакомые. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую ? В это время одна машина выезжает из-за другой, скорость обгоняющей машины намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину, пока она не выедет вперед, но тогда уже будет поздно. Водитель обгоняющей машины тоже не будет видеть пешехода, пока на выедет из-за той машины, которую обгоняет. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины? Здесь тоже одна машина выезжает из-за другой. Поэтому водитель, и пешеход могут не заметить друг друга, потому что видимость будет закрывать машина. Сколько метров автомашина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться? Даже когда человек хочет остановиться на бегу, он два метра « проскочит ». А машине надо, в зависимости от скорости, и 10, и 15, и 20 метров. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоз, машина проедет несколько метров без торможения. Можно ли оглядываться при переходе дороги? Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы привыкли на шум, крик, когда позовут, оглядываться, не думая, надо ли поддаваться этой
привычке. Вы подошли к перекрестку: пока подходили, все время горел « зеленый». Можно ли переходить? Если улица сравнительно широкая, больше 10-12 метров, лучше подождать, чтобы не оказаться на переходе или на середине проезжей части при красном сигнале светофора, нового цикла зеленого сигнала. Почему опасно стоять на середине улицы? Когда человек стоит на середине улицы, « на осевой линии», у него за спиной проезжают машины, он за ними не наблюдает. А стоять в потоке автомашин и не следить за ними - опасно. Испугавшись приближающейся машины, можно по привычке сделать шаг назад - прямо под колеса проезжающего за спиной транспорта. Стоя на середине улицы, надо быть очень собранным и внимательным, не делать ни одного шага, не глядя. На улицах, по которым движется много автомобилей, лучше так рассчитать переход, чтобы не пришлось стоять на середине между двумя встречными потоками машин. Что делать , если при переходе дороги пешеход уронил сумку, портфель или какой-либо другой предмет? Мы привыкли в такой ситуации сразу наклоняться и поднимать, отвлекаясь при этом от наблюдения. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала всегда посмотреть, убедиться, что опасности нет, а потом уже наклоняться. А лучше всего при переходе быть собранным и ничего не ронять. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность ? Опасности две. Во-первых, за грузовиком может быть не видна другая машина, которая едет с большей скоростью и пока скрыта от мальчика. Во-вторых , переходя, мальчик будет наблюдать за приближающимся грузовиком и может забыть посмотреть в другую сторону. Почему опасно играть рядом с дорогой ? Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть
под машину. На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомашину, больше автомобилей не видно. Можно ли переходить ? Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы. Пешеход подошел к перекрестку. Пока он приближался, горел «зеленый», и пешеход настроился на переход. Вдруг загорелся «красный». Пешеход решил так: пока машины стоят - успею. Ведь водители видят меня и не станут наезжать. В чем ошибка пешехода, чего он не учел ? Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку и при включении зеленого согнала выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин, и пешеход не видит эту машину из-за стоящего транспорта. Когда вы подошли к пешеходному переходу «без светофора», машины стояли, основная группа пешеходов уже прошла половину проезжей части. Можно ли переходить ? Когда основная группа пешеходов прошла, водители стоящих автомашин готовы начать движение. В это время они провожают глазами основную группу пешеходов и могут не заметить опоздавшего пешехода. Поэтому переходить дорогу в такой ситуации опасно. В чем опасность спешки на улице ? Когда человек спешит, он все время думает об одном - как идти быстрее, не потерять время. В таком состоянии легко не заметить автомашину. Большинство несчастных случаев на дорогах возникает, когда ребята спешат, волнуются, увлечены разговором, игрой. Как надо шагать с тротуара на проезжую часть: сразу или сначала приостановиться ? Почему ? Всегда надо приостановиться. Во-первых чтобы лучше осмотреть проезжую часть. Во-вторых, чтобы настроиться на переход. Потому что на проезжей части нужно повышенное внимание, не такое, как на тротуаре. Около подъезда вашего дома стоит машина. Водитель ушел. В чем может Стоящая машина закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за нее
быть опасность ? можно не заметить другую машину, мотоцикл, велосипедиста. Почему некоторые пешеходы переходят улицу та, где им вздумается, да еще наискосок ? Нет культуры поведения, выдержки, силы воли, уважения к водителям. Почему велосипедисты и мотоциклисты находятся на дороге в наибольшей опасности ? Устойчивость двухколесного транспорта во много раз ниже, чем четырехколесного. Размеры его во много раз меньше и его часто не замечают. Устройства для сигнализации маневров на автомобиле несравненно лучше, чем на мотоцикле и велосипеде, поэтому мотоциклисту и велосипедисту приходится подавать сигналы рукой, что они не всегда умело делают. Кроме того, в ряде случаев сигналы рукой малозаметны: сумерки, ненастная погода и т.д. И последнее: опыт мотоциклистов и велосипедистов часто недостаточен для безопасного управления. Почему некоторые пешеходы переходят улицу на красный сигнал светофора ? Нет выдержки, дисциплины, уважения к водителям, которым труднее водитель автомобиль, когда пешеходы переходят неорганизованно, нарушают Правила дорожного движения. Какой поворот опаснее, левый или правый, и почему ? Левый поворот намного опаснее. Водителю приходится пересекать две полосы движения: свою - можно столкнуться с попутным автомобилем, который приближается сзади, его не всегда легко заметить, и встречную полосу - надо пропустить встречный транспорт. Горит « зеленый» для машин, но они стоят. Почему они могут стоять ? Опасно переходить или безопасно. Переходить в такой ситуации очень опасно: машины могут стоять в ожидании разрешения поворота при заторе, пропуская «скорую помощь», пожарную или другую специальную машину. В одном ряду машины могут стоять, а в другом ряду ( скрытые за стоящими)
могут проезжать. В чем опасность автобуса когда он приближается к остановке ? Место подъезда к остановке обычно сильно накатано. В ненастную погоду или зимой возможно скольжение автобуса ( юзом ) и даже выезд его на площадку. Кроме того, сам пешеход может поскользнуться и попасть под колеса. Или его могут нечаянно толкнуть, особенно, когда на остановке много пассажиров. Поэтому надо внимательно наблюдать за подъезжающим к остановке автобусом и не подходить к нему близко до полной остановки. Как быть, если пешеходу приходится выходить на дорогу близко от стоящей автомашины: деревьев, кустов ? Приостановиться и осмотреть часть дороги, которая была скрыта за предметом. Вы хотите догнать товарища недалеко от дороги. Какая опасность угрожает товарищу ? Убегая он может выбежать на проезжую часть дороги, не заметив машину. На краю тротуаров улицы с небольшим движением группа школьников оживленно беседует. Возможные опасности ? Кто-нибудь будучи уверенным, что машины нет, может не глядя, шагнуть на дорогу. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса ? О том, что стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт, поэтому выходить или выбегать из-за него нельзя - ни спереди, ни сзади.
« Минутка»
проводится ежедневно или не реже одного раза в два дня. Каждый день разбирается новый вопрос из «вопросника» с проставлением даты проведения занятия. Проведение «минуток» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, операций и рейдов по безопасности движения, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из школы, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.

Приложение 3
ТЕКСТ БЕСЕДЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Уважаемые родители!
Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице. Никто не сможет заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности.
Запомните: в начальной школе ваш ребенок должен хорошо знать и соблюдать

следующие правила:
- Играть только в стороне от дороги. - Переходить проезжую часть не спеша и только по пешеходному переходу. - Не пересекать путь приближающемуся транспорту. - Опасаться стоящего транспорта (за ним может быть скрыта движущаяся машина). - Входить и выходить из любого транспорта только при полной его остановке. - Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару. - При переходе улицы на разрешающий сигнал светофора необходимо уступить дорогу машинам с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом и всем водителям-нарушителям.
При переходе проезжей части дороги обязательно:
- Вначале найти безопасное место для перехода. (Именно найти, ведь не всегда рядом оказывается переход. Это место должно быть как можно дальше от машин и других помех обзору.) - Остановиться на тротуаре возле обочины. (Обязательно остановиться! Всегда нужна остановка. Не следует выходить или выбегать на дорогу сходу.) - Осмотреться и прислушаться - нет ли машин (осмотреться - значит, с поворотом головы и вправо, и влево; прислушаться - значит, выбросить все посторонние мысли из головы и помнить, что машину может быть пока не видно), и если видна приближающаяся машина - дать ей проехать. Снова посмотреть по сторонам. - Если поблизости нет машин - можно переходить дорогу, и только под прямым углом к тротуару. - Продолжать внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу. Приложение 4

Памятка родителям по обучению детей безопасному

поведению на дороге.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
 Неумение наблюдать.  Невнимательность.  Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей ПДД.

При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
 Придерживайтесь правой стороны.  Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.  Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.  Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.  Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
 Остановитесь, осмотрите проезжую часть.  Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.  Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.  Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.  Не стойте с ребенком на краю тротуара.  Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
 Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
 Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.  Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.  Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.  Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.  Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.  Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.  Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.  При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.  Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
 Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.  Подходите для посадки к двери только после полной остановки.  Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).  Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
 Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

 Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.  Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.  Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.  Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил

дорожного движения.
 Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.  Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.  Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.  Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».  Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.  Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.  Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы


В раздел основное общее образование