Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Преподавание математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования"

cтатья

Автор: Головань Ольга Георгиевна, учитель математики, МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района, село Кулешовка



В раздел основное общее образование




"Преподавание математики в условиях реализации ФГОС

основного общего образования"
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Неслучайно на смену лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Переход на ФГОС второго поколения требует значительных изменений во всей системе образования. Новые требования подразумевают, что школьники в процессе обучения должны овладеть УУД, которые формируют у учащихся способность самостоятельно усваивать новые умения и знания. Другими словами, образование по новым стандартам должно развивать самостоятельность у учащихся, формировать способность к самообучению не только по математике, но и по другим школьным предметам. Принципиальное отличие новых стандартов от прежних заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований:  требований к результату освоения основной образовательной программы;  требований к структуре основных образовательных программ;  требований к условиям реализации стандарта. Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на второй ступени обучения, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. На современном этапе развития системы российского образования школьное математическое образование призвано внести свой вклад в решение педагогических задач, поставленных стандартами нового поколения. Математика является предметом, обязательным для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих основное и среднее общее образование. Это обусловлено ролью предмета в интеллектуальном и общекультурном развитии человека. Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и
логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач. В результате изучения предметной области «Математика», обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:  осознание значения математики в повседневной жизни человека;  формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;  понимание роли информационных процессов в современном мире;  формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития  развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;  формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; в метапредметном направлении  формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;  развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;  формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; в предметном направлении  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных
общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;  создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Существенно изменены подходы к формированию содержания школьного математического образования, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике сформулированы цели и требования к результатам обучения, включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса. В соответствии с ФГОС ООО рабочая программа учителя разрабатывается на основе:  требований ФГОС общего образования,  основной образовательной программы школы,  примерной образовательной программы по учебному предмету, с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов (УМК), включающих в себя авторскую программу по предмету. Программы по предмету должны содержать следующий обязательный состав компонентов:  *Титульный лист;  Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, общую характеристику учебного предмета, курса, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;  Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса;  Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. В содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно- методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ: в личностном направлении:  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;  представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;  умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении:  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и предстравлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;  умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;  умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; в предметном направлении:  овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как
важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;  умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;  развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;  овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;  овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально- графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;  овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;  овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;  усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;  умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;  умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого
преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика. На всех этапах урока должна проявляться самостоятельность учащихся. Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. В учебном процессе учитель выступает в роли организатора, а не информатора. Важно стимулировать учебную самостоятельность детей. Для достижения поставленной цели ученики не должны получать новые средства и готовые способы действия. Их необходимо подвести к открытию новых законов, правил, после чего возникает желание — найденный способ проверить на практике. В условия ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:  Информационно – коммуникационная технология  Технология развития критического мышления  Пректная технология  Технология проблемного обучения  Игровые технологии  Модульная технология  Технология мастерских  Кейс – технология


В раздел основное общее образование