Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Любовью дорожить умейте"

методическая разработка урока

Автор: Мурашева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №63, город Иркутск



В раздел основное общее образование




Урок литературы в 8 классе «Любовью дорожить

умейте…»
Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Мурашева Н.Н.
Цели урока:
-Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
Задачи:
Обучающие: -Учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей. -Учить связному ответу на вопросы Развивающие: Продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал. Воспитывающие: -Воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать, понимать другого человека. 1.Организационный момент. 2.Слово учителя - Здравствуйте, садитесь. Дома вы прочитали рассказ Куприна «Куст сирени». Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Л. Берне (слайд 1) : «Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом» . Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся). То есть о чём пойдёт речь сегодня? Правильно, о любви, счастье. Тема нашего сегодняшнего урока «Любовью дорожить умейте…». (слайд 2). Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание). Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (ответы учащихся). Перед нами стоит вопрос, который мы должны решить к концу урока : «Счастлива ли Вера Алмазова?» -Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия. 3. Словарная работа (слайд 3) Педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.
4. Исследование по тексту: Почему герои рассказа садят именно сирень?(слайд 4) (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.) Какую фамилию носят герои рассказа? Почему? (слайд 5) Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. -Случайно ли имя Вера? (Вера в свои силы, уверенность в будущем) -Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой? (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)  Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.) -Даёт ли автор описание внешности героев? Почему?
-Какими вам видятся Алмазов и его жена в сложившейся ситуации?  Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)  Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.) -Когда они едут к садовнику, какими они перед нами предстают?  Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)  Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)  В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)  Чем же заканчивается эта история?  Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)  На сколько частей можно разделить произведение? 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.  (Как соотносится начало и конец рассказа?  Какой приём лежит в основе? (Антитеза) Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией. 5. Работа в группах. Кластер со словом «Счастье»
6. Защита кластеров. 7. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? (Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми). Счастлива ли Вера Алмазова? 8. Рефлексия Чем для вас интересен был урок?  Что больше всего понравилось?  О чём ещё хотелось бы поговорить? 9.Оценки за урок 10. Домашнее задание 1 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора). 2 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?


В раздел основное общее образование