Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа внеурочной деятельности"

методическая разработка

Автор: Колмогорцева Ирина Николаевна, учитель технологии и ИЗО, МБОУ "СШ №7", город Новый Уренгой



В раздел основное общее образование




Департамент образования Администрации города Новый Уренгой

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей искусства и технологии от 12.05.2016 № 4
ПРИНЯТО
Протокол заседания педагогического совета От 19.05.2016 № 6
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ «СШ№7» От 24.05.2016 № 174
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»
по общекультурному направлению _ для 5-7 классов на 2016-2019 учебные года Срок реализации: 3 года Количество часов: 105 Программа разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ); примерной программы по учебным предметам, технология 5-9 классы (М.: Просвещение, 2012); «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011
Программу по внеурочной

деятельности составила

Колмогорцева Ирина Николаевна
учитель технологии высшей категории г.Новый Уренгой 2016
Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа предназначена для 5-7 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов объединения «Творческая мастерская» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011.
Концепция (основная идея) программы
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных особенностей школьников среднего звена. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и инструментами декоративно – прикладной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив - ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис пользовать образно- выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации. Программа рассчитана на детей от 11 до 14 лет. Программа рассчитана на 105 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: теории – 18 часов, практических работ – 78 часов; итоговые, отчетные занятия - 9 ч. Актуальность и новизна В настоящее время все более актуальны проблемы гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию. Поэтому осознание важности такой науки, как социальная педагогика, постепенно входит в области деятельности не только социальных педагогов, но и любого учителя, заинтересованного в успешном процессе социализации своих воспитанников. Программа отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия. Это отнюдь не механическая добавка к основному общему обра зованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмо ционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преем ственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; - развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Цель
программы - гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:

развивать природные задатки и способности, помогаю щие достижению успеха в том или ином виде искусства; научить приёмам исполнительского мастерства; научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научить правильно использовать термины, формулиро вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Общая характеристика курса «Творческая мастерская»
Программа построена с учетом индивидуальных способностей учащихся и материальной базы общеобразовательного учреждения. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью
данной программы является, то что процесс изготовления любого изделия здесь начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Интегрированный характер содержания внеурочной деятельности предполагает построение процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Особенности организации внеурочных занятий
в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав ки, обсуж дают особенности исполнительского мастерства профессиона лов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов. Программе присущи практико-ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект. Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на занятии. Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные
формы

организации занятий и методы обучения
: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах, научно-практической конференции, выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.
Описание места курса
«Творческая мастерская» Данный курс проводится в 5-7 классах. На проведение внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Описание ценностных ориентиров

содержания курса «Творческая мастерская»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Результаты реализации курса внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; -планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится: использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной форме; анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, классификацию по разным критериям; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность: развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов; создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Знания и умения,

которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Учащиеся должны знать: о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; о видах декоративно- прикладного искусства; о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой; начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях; сведения о свойствах различных тканей, видах красителей, технике свободной росписи тканей; народные традиции в изготовлении игрушек; начальные сведения о флористике; начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства; безопасные приёмы работы с необходимыми инструментами и приспособлениями; правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов. уметь: работать нужными инструментами и приспособлениями; последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги (техника скрапбукинг); изготавливать декоративные изделия из ракушек для оформления интерьера; изготавливать мягкие игрушки из различных тканей; несложные деко ративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры); пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться
Контроль знаний определяется следующими формами:
- устный опрос - работа по карточкам - самостоятельная творческая работа - практическая работа. Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида бумажного искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках- продажах. Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно- прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок; - дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно- прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала; - у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы. - ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов; - создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Содержание курса
1. Вводное занятие Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с различными материалами. Практическая работа: Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
2. Работа с бумагой Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим про ведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др. Проведение конкурса. Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. 3. Работа с различными тканями Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швей ной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформ - лением мягкой игрушки. 4. Работа с природными материалами Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарствен ные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно). Практическая работа: изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?». 5. Кожная пластика Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров. Практическая работа: подготовка кожи к работе; ра бота над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку). 6. Морские пришельцы (работа с ракушками) Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки. Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок. 7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки- ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. 8. Виды декоративно-прикладного искусства История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей. Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей. Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви тие декоративно- прикладного искусства, его роль в организа ции жизни общества и формировании
материально-духовной среды жизни людей. Особый смысл декора (украшения) в декоративно-приклад ном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством. Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация. 9. Основы композиции в декоративно-прикладном ис кусстве. Значение цвета Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декора тивного решения реально существующих форм. Практическая работа: выполнение статичной, дина мичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам. 10. Цветоведение. Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологи ческие законы восприятия). Естественная шкала цветовых то нов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах. Практическая работа: составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду. 11. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие. Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители. Правила работы с технологической документацией. Ком пьютерные программы общего назначения и их использование. Практическая работа: компьютерная разработка эски зов со свободным расположением элементов рисунка, композиция платка. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения сво бодной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Практическая работа: подбор вариантов композицион ного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы распо - ложены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись». 12. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» История появления техники «бандан». Виды техники рос писи данным способом (техники «планги», «складной батик»). Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика. Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диван ная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор). 13. Значение орнамента. Орнамент в одежде Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символи ческий орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в по лосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.
Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов ком позиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий. Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполне ние эскиза для своего изделия (платок, платье и др.). 14. Применение техник «свободная роспись», «узелко вый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Ко лористическое решение композиции будущего изделия. Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго – и - материалосберегающие, другие перспективные тех нологии. Применение батика в оформлении интерьера. Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из из делий по выбору (платок, шарф, платье и др.).
15.
«Уход за одеждой. Ремонт одежды» Содержание. Санитарно-гигиенические требования к одежде. Общие сведения о ремонте одежды. Виды ремонта одежды. Ремонт при помощи на ложения заплат. Приемы выполнения накладной заплаты. Требования к каче ству выполняемой работы. Правила безопасности труда и организация рабочего места. Практическая работа. Составление плана работы. Технология выполнения ручных работ. Понятия строчка, стежок, шов, длина стежка. Терминология ручных работ. Виды ручных стежков и строчек. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Выполнение на кладной заплаты на образце. Проверка качества выполненной работы. Выполнение подкладной заплаты на образце. Проверка качества выполненной работы.
16.
«Интерьер жилого дома» Содержание. Понятие о жилом помещении: жи лой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирова ние пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Практическая работа. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства, панно. 17. Изготовление швейного изделия. Содержание. Санитарно-гигиенические требования к одежде. Понятие о конструировании швейных изделий. Моделирование одежды. 18
.
«Уход за одеждой. Ремонт одежды» Содержание. Санитарно-гигиенические требования к одежде. Общие сведения о ремонте одежды. Виды ремонта одежды. Ремонт при помощи на ложения заплат. Приемы выполнения накладной заплаты. Требования к каче ству выполняемой работы. Правила безопасности труда и организация рабочего места. Практическая работа. Составление плана работы. Технология выполнения ручных работ. Понятия строчка, стежок, шов, длина стежка . Терминология ручных работ. Виды ручных стежков и строчек. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Выполнение на кладной заплаты на образце. Проверка качества выполненной работы. Выполнение подкладной заплаты на образце. Проверка качества выполненной работы. 19. «Интерьер жилого дома»
Содержание. Понятие о жилом помещении: жи лой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирова ние пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Практическая работа. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства, панно. 20. Подведение итогов. Подготовка и проведение вы ставки-ярмарки Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта. Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога. Тематическое планирование 1 года обучения


Название раздела

Всег

о
1. Вводное занятие 1ч. 2. Работа с бумагой 8 ч. 3. Работа с различными тканями 3ч. 4 Работа с природными материалами 2 ч. 5. Кожная пластика 2ч. 6. Морские пришельцы (работа с ракушками) 2 ч. 7. Отчётная выставка-ярмарка работ школьников 1ч. 8. Виды декоративно-прикладного искусства 1ч. 9. Основы композиции в декоративно- прикладном искусстве. Значение цвета 2ч. 10 . Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. 2ч. 11 . Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» 5ч. 12 . Значение орнамента. Орнамент в одежде. 2ч. 13 . Применение техник «свободная роспись», «узелко вый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды. 2ч. 14 Подведение итогов. Подготовка и проведение вы ставки-ярмарки 2ч. ВСЕГО: 35 ч. Тематическое планирование II года обучения. № п.п. Название раздела Количе ство часов 1 Введение. 1 2 Уход за одеждой. Ремонт одежды. 5 3 Интерьер жилого дома. 28 4 Выставка работ. 1 ВСЕГО: 35 ч.

Система отслеживания оценивания результатов обучения детей
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; 2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля. 5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; 6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений; 7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
ОПИСАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы для учителя: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения). 2. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки») 3. Русский костюм/ Ю.Карташов. – М.: Белый город, 2005 4. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 с. 5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с 6. Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов.-М.:Эксмо, 2009.-606 с: ил. 7. Вышивка лентами шаг за шагом/ С.Ю. Ращупкина. – Ростов н/Д : Владис, 2011.-64с.- (Стильные вещи делаем сами). 8. Декупаж: лучшие советы / Н.Н. Севостьянова.-М.: АСТ: Астрель, 2011-32 с.: ил. 9. Десять тем для цифрового скрапбукинга// Фотомастерская.-2010-№ 9 (64). С 50-57. 10.Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты/ пер. с англ. Ю. В. Букановой.-М.: АСТ: Астрель, 2011.-124,[4] с.: ил. 11. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация/ Р.Ф. Таран.-М.:АСТ: Полиграфиздат, 2011.-31, [1] с.: ил. – (Подарок своими руками). 12.Подарки своими руками. Бисер, ткань, кожа, бумага, вышивка/ Т. А. Агинива, Ю. А. Матюхина, О. Л. Матюхина.- Ярославль: Академия развития, 2009.-224с., ил. – (Умелые руки). 13.Д. Чотти., Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г. Список литературы для детей 1. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Мокруцкой / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова. - М.: Дрофа, 2012. – 80 с. : ил. 2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. –М. : Вентана Граф, 2013.- 96с. : ил. 3. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил. 4. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». - учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.
5. Дымковская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-16с. (Искусство детям) 6. Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.-16 с. 7. Каргопольская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-16с.- (Искусство детям) Журналы «Вышиваю крестиком» Журналы «Формула рукоделия» Журналы «Ручная работа» Интернет-ресурсы: Скрапбукинг, тенденции 2010/ Блог о рукоделии и вещах ручной работы.


В раздел основное общее образование