Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии"

Методическая разработка

Автор: Елганова Аксана Владимировна, учитель географии, МБОУ СОШ №19, город Ижевск



В раздел основное общее образование




Развитие внимания и памяти учащихся

на уроках географии
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. «Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» - ключевые задачи современной школы, определенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 04 декабря 2010 года. Главная стратегическая цель Школы выражена в следующем: обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России. Следовательно, всем учащимся должны быть предоставлены возможности для полноценного интеллектуального развития в условиях качественного школьного образования. В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательной деятельности, которая заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов как мышление, внимание, память. В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся именно к данному виду деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни как внимание. Если говорить о школьной жизни, то именно вниманием достаточно часто объясняются успехи в учебе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи. Еще одним важным процессом организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания является память. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений. Богатыми возможностями для развития внимания и памяти учащихся обладает такой школьный предмет как география. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель. География - интегральный предмет, наука на стыке естественных и общественных наук. При изучении географии, актуализируются знания физики, химии, литературы, математики, биологии. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходить под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них. География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников 1
необходимо, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения. Для развития внимания и памяти на уроках географии можно использовать разнообразные задания и упражнения. На сегодняшний день разработано большое количество упражнений направленных на тренировку и развитие внимания и памяти, но нет алгоритма выполнения данных упражнений, поэтому задача учителя не только предложить ученикам интересные и увлекательные задания для развития внимания и памяти, но и дать алгоритм решения подобных задач. Хочу привести примеры заданий на развитие внимания и памяти для учащихся 6-го класса, данные задания основаны на материалах учебного курса географии.
Упражнения на развитие внимания

1.

Тема «Гидросфера», урок «Озера»

ЗАДАНИЕ: Найдите ошибки, допущенные в тексте
. Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - соленые и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера. Большинство озер имеет естественный отток в форме реки или потока, но некоторые не имеют, и теряют воду исключительно испарением и/или подземной утечкой. Их называют окраинными озерами.
Правильный ответ:
Огромное количество озер на Земле - пресные и большинство лежат в Северном полушарии в более высоких широтах.
Как выполнить данное задание
: внимательно прочитайте текст, затем читая отдельно каждое предложение, пытайтесь найти не соответствия. Например, второе предложение, в Северном полушарии в более высоких широтах количество выпадающих осадков больше чем испарение, и значит, большую часть озер данной территории будут составлять пресные озера.
2.

Тема «Гидросфера», урок «Части мирового океана»

ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное географическое понятие, дайте ему

определение.
лаовркнегуцдвыолапаимьвбудлвоар воарпдфщленгбслвдыжфэфэфжфдвл жфдылвоаркне
море
срвоылфдфоврра
ЗАДАНИЕ: Найдите зашифрованное название океана, определите его

максимальную глубину:
эфжыдвлаопрюябчьстмиихйзцщушшк эж
тихий
лвоэфжыдвлаопршкгнцнствл гноащцдьэвоарпхйзущкшгьибмючбьы
Как выполнить данные задания
: 1. выполнение данного задания начинается с верхней строчки с первой буквы, к первой букве добавляем вторую, складываем в слог, добавляем третью, четвертую. Если в результате сложения первых четырех букв не возникаем зашифрованное слово, то убираем первую и добавляем пятую так до тех пор, пока не сложится нужное слово (понятие, название географического объекта, термин и другое). 2. попробуйте причитать всю строку целиком как одно слово.
3.

Тема «Гидросфера», урок «Реки»

ЗАДАНИЕ: Исключите лишнее название. Свой выбор обоснуйте.
Волга, Объ, Амазонка, Инд
Как выполнить данное задание
: Для начала определите, что за объекты указаны, в данном случае указаны реки. Далее определите, по каким признакам нужно 2
характеризовать реки (местоположение, длина, площадь водосборного бассейна, режим и т.д.), из указанного перечня определите общие черты и различия. Местоположение – три реки протекают на территории Евразии, одна в южной Америке (Амазонка), Длина и площадь водосборного бассейна всех рек разная, режим – две замерзают, две нет и т.д. Оценив по всем характеристикам, найдите верный ответ (Амазонка – протекает в Южной Америке).
4.

Тема «Литосфера», урок «Горы суши»

ЗАДАНИЕ: Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Южной

Америки, назовите эту вершину.
132931571 1-А 9-Н 5-Г 4-Б 3-К 8-В 7-У 6-Й 2-О
Как выполнить данное задание:
предложено числовое поле 3х3. Каждой цифре соответствует буква. Задание выполняется таким образом: цифра 1, пишем букву А, потом цифра 3, пишем букву К, далее цифра 2, пишем букву О, цифра 9, пишем букву Н и т.д. При успешной работе должно получиться зашифрованное слово (АКОНГАКУА)
5.

Тема «Литосфера», урок «Горы суши»

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте анаграммы (слова, преобразованные путем

перестановки входящих в нее букв).
1.ТЭЕРВЕС 2. МБОНАЛН 3. ААОНГУККА 4. ЛУБХЕА 5. ДПЕАОБ
Как выполнить данное задание:
Анаграмма - вид простейшего шифра, когда слово разделяется на буквы, и из этих букв составляется набор букв. Нужно одолеть анаграмму и реконструировать спрятанное в ней слово. Анаграмма расшифровывается путем перестановки букв. Например: ТЭЕРВЕС в расшифрованном виде значит ЭВЕРЕСТ, а МБОНАЛН — МОНБЛАН.
6.

Тема «Гидросфера», урок «Реки»

ЗАДАНИЕ: Отгадайте метаграмму:
Я - сибирская река, Широка и глубока. Букву «е» на «у» смени – Стану спутником Земли.
Как выполнить данное задание:
Метаграммы - слова-загадки, в которых путем замены одной буквы на другую, можно получить новое слово. Выберите одно из двух понятий (река или спутник), замените в данном слове указанные буквы («е» на «у» или наоборот) получите второе слово (Лена - луна).
Упражнения на развитие памяти

1.

Тема «План и карта», урок «Градусная сетка»

ЗАДАНИЕ: Не глядя на карту, дайте правильный ответ.
1. Россия располагается восточнее или западнее Франции? 2. Какой город южнее Москва или Санкт-Петербург? 3. Австралия или Антарктида севернее? 4. Какой материк Северная или Южная Америка располагается южнее?
Как выполнить данное задание:
Вспоминаем местонахождение указанных объектов относительно градусной сетки (экватора и нулевого меридиана). Если нужно определить восточнее или западнее располагается объект, то рассматриваем положение относительно нулевого меридиана, если – южнее или севернее, то относительно экватора. Рассмотрим выполнения данного задания на примере 3
вопроса № 1. Россия находится к востоку от нулевого меридиана, а Францию нулевой меридиан пересекает, значит, Россия располагается восточнее Франции.
Упражнения на развитие внимания и памяти

1.

Тема «Литосфера», урок «Повторение. Литосфера»

ЗАДАНИЕ: Ответьте на вопросы теста.
Рабочее поле
ТЕСТ

1.

ВНИЗ
Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом: 1. Желтым 2. Зеленым 3. Коричневым
2. ВПРАВО
Какой цифрой на рисунке обозначен кратер
3. ВВЕРХ
Выберите правильный ответ: Самый высокий действующий вулкан в нашей стране: 1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий 4. Ключевская Сопка.
4. ВЛЕВО
Выберите правильный ответ: Равнина, высотой до 200м. называется: 1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем 3.Низменностью.
5.

ВНИЗ
Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон
6. ВПРАВО
Найдите «белую ворону»: 1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау
Как выполнять данное задание:
Отвечая на вопросы теста, перемещайтесь в указанном направлении на количество клеток, соответствующее номеру ответа. Начало движения в указанной точке. Укажите координаты конца пути. Пример решения: Рабочее поле 1 2 3 4 5 А Б В Г Д
Начало пути Б2

Конец пути В3

ТЕСТ

1.

ВНИЗ
Выберите правильный ответ: Горы на географических картах обозначены ______ цветом: 1. Желтым 2. Зеленым 3. Коричневым (1 ход – три клетки вниз)
2. ВПРАВО
Какой цифрой на рисунке обозначен кратер - цифра 2 (2 ход – две клетки вправо)
3. ВВЕРХ
Выберите правильный ответ: Самый высокий действующий вулкан в нашей стране: 1. Эльбрус. 2. Этна. 3. Везувий 4. Ключевская Сопка. (3 ход – четыре клетки вверх)
4. ВЛЕВО
Выберите правильный ответ: Равнина, высотой до 200м. называется: 1.Возвышенностью 2. Плоскогорьем 2. Низменностью. (4 ход – три клетки влево)
5. ВНИЗ
Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон - цифра 2 (5 ход – две клетки вниз) 4

6. ВПРАВО
Найдите «белую ворону»: 1. Везувий 2) Джомолунгма 3) Фудзияма 4) Кракатау (6 ход – две клетки вправо) Опыт использования представленных упражнений на уроках позволяет с помощью систематической диагностики памяти и внимания фиксировать улучшение показателей этих видов психологических процессов у учащихся.
Литература.
1. Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6. 2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8. 3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/Под Ред. Ю.М. Забродина. М., I980. 4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 6. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987. 7. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004. 8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. М. :Рольф, 2000. 9. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. 5


В раздел основное общее образование