Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Кружок "Весёлый калькулятор"

программа внеурочной деятельности

Автор: Макарова Любовь Анатольевна, учитель математики, МБОУ "СОШ №6 г. Томмота", город Томмот, Республика Саха (Якутия)



В раздел основное общее образование




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №6 г. Томмота»

МО «Алданский район»

«Утверждено»
Экспертным советом Протокол № __________ от «____»___________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР: ____________ Васильева М.С. «____»______________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №6 г. Томмота»: ________ Мулдуянов Г.С. «___»___________2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности

«Весёлый калькулятор»

5 класс

на 2015 - 2016 уч. г.

Автор
:
Макарова Любовь Анатольевна,

учитель математики

Томмот, 2015


Пояснительная записка
Программа кружка «Весёлый калькулятор» относится к научно- познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся
на занятии. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Актуальность
разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа направлена на отработку вычислительных навыков. Ведь выпускники начальной школы переходят в среднее звено, не обладая хорошо сформированными навыками работы с многозначными числами, плохо знают таблицу умножения, не могут умножать и делить многозначные числа. Программа предполагает отработку вычислительных навыков и за курс начальной школы, и за 5 класс.
Цель данной программы
— сформировать компетент ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на выки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы
:  формирование вычислительных навыков;  развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;  формирование учебно-интеллектуальных умений, при ёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;  формирование собственного стиля мышления;  формирование учебно-информационных умений и ос воение на практике различных приёмов работы с разнообраз ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ ных видах;  освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс « Весёлый калькулятор » входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут, находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Весёлый калькулятор » учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму командами.
Основным методом
реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде
игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
Занятия по программе проходят 1 час в неделю (35 часов в год) в форме:
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок. • анализ и решение текстов задач; • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации. • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам) Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы. В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Весёлый калькулятор» предполагается
достичь следующих результатов:

Личностными результатами
изучения программы является формирование следующих умений:  овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления, их происхождении и назначении;
 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;  формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными
результаты:
1.

Регулятивные универсальные учебные действия:
 принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;  обобщать, делать несложные выводы;  классифицировать информацию.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;  строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные
результаты
:

Первый уровень результатов
– учащиеся должны обладать хорошо сформированными вычислительными навыками, способами планирования и проведения наблюдений и исследований; приёмами запоминания. •
Второй уровень результатов
- получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб щать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы ,
строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в раз личных видах (табличном, графическом, схема тическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию. •
Третий уровень результатов
- получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и про водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
Форма организации занятий
Математические игры. «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Математические пирамиды: ««Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание» и др. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Мир занимательных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Весёлый калькулятор»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)

История возникновения чисел (6 часов)
История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.
Действия над натуральными числами (14 часов)
Приёмы устного счёта. Таблица умножения. Умножение двузначных чисел. Умножение многозначных чисел. Деление многозначных чисел. Порядок действий.
Дробные числа (8 часов)
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.
Реальная математика (5 ч.)
Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц» Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки» Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»
Итоговое повторение (2 ч.)
Конкурс – игра «Лучший калькулятор».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Весёлый калькулятор»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Тема занятия

Коли

честв

о

часов

Сроки

проведения

История возникновения чисел

6
По плану Корректир. 1. История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. 2 5,12.09 2. Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами» 2 19,26.09 3. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная 2 3,10.10
Действия над натуральными

числами

14
4. Приёмы устного счёта. 2 17,24.10 5. Таблица умножения 3 31,14,21. 10 6. Умножение двузначных чисел 2 28.10, 5.12 7. Умножение многозначных чисел 3 12, 19,26.12 8. Деление многозначных чисел 3 16,23, 30.01 9. Порядок действий 1 6.02
Дробные числа

8
10. Действия с обыкновенными дробями 3 13,20,27.02 11. Действия над десятичными 3 5,12,19.03
дробями 12. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость 2 2,9.04
Реальная математика

5
13. Решение задач на проценты . Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц» 3 16, 23,30.04 14. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки» 1 7.05 15. Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам» 1 14.05
Итоговое повторение
16. Конкурс – игра «Лучший калькулятор» 1 21.05 17. Итоговое занятие. 1 28.05
Итого

35


Список используемой литературы:

1.
А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.:Айрис - пресс, 2013.
2.
Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5 класс. М: Мнемозина, 2013.
3.
М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014
4.
М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.
5.
И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.
6.
П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.
7.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 2013


В раздел основное общее образование