"Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии"
методическая разработка
Автор: Румянцева Ульяна Николаевна, учитель биологии, МБОУ "Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова", с. Борогонцы, Усть-Алданский район Республика Саха(Якутия)
В раздел основное общее образование
Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии
учитель биологии Румянцева Ульяна Николаевна
МБОУ «Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова»
Усть-Алданский район
Республика Саха(Якутия)
Активные методы обучения- это обучение деятельностью. Познавательная
активность- это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению
задачи(проблемы), желание самостоятельно получить знания. Активность школьников
пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия. Активные методы обучения
при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные
задачи:
1. подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
2. обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных школьников, так и
не подготовленных;
3. установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала
Для реализации этих задач я придерживаюсь следующие этапы учебного процесса:
1 этап. Первичное овладение знаниями.
2 этап. Контроль знаний.
3 этап. Формирование умений и навыков.
Для
каждого
этапа
подбираются
тщательно
продуманные
методы
и
приемы
индивидуализации
с
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся.
В
своей
работе
большое внимание уделяю на привитие навыков работы детей с содержанием текста темы,
на
ее
усвоение.
За
годы
работы
разработала
и
систематизировала
свои
общедидактические приемы и методы обучения. Принципы которые помогают мне создать
развивающую среду в процессе обучения приведены в таблице1.
Таблица1.
Для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей учительской деятельности. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением - это могут быть , КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Для эффективной реализации методов обучения, необходимы сопутствующие педагогические приемы. Таблица2. Педагогические приемы Регуляторы Сотрудничество Самооценка Дополнительные и штрафные баллы «Помощники» Анализ результатов Устные оценки «Парадоксы» Фиксирование результатов в учебной тетради Интонация «Внимание» «Консультанты» Мимика «Диверсанты» «Ассистенты» Дозирование времени «Палочки-выручалочки» «Лидер урока»
Инновационные методы Методы Краткое описание Ожидаемый результат «Невод»- карта понятий. Карточки состоят от 15-120 шт., э т о з а в и с и т о т ф о р м ы ко н т р ол я : т е м а т и ч е с к и й , итоговой, текущий. Ученик должен составит схему с помощью карточек. Метод используется для закрепления, обобщения, контроля знаний. П р а в и л ь н о е с о с т а в л е н и е к а р т о ч е к п о з в о л я е т систематизировать понятий, и с к л ю ч а е т б е з д у м н о е механическое заучивание материала. Дает информацию учителю о качестве усвоения учебной темы учеником, а ученик делает самоанализ о уровня усвоения программы. « Р а з м и н ка » - ко н т р ол ь и закрепление знаний на каждом уроке Каждый урок начинается с « Р а з м и н к и » . Те м п э т а п а быстрый. Слово «Разминка» снимает стресс учащихся от п о н я т и я « к о н т р о л ь н а я работа», оно длится 10-12 минут. Вопросы составляются у ч и тел ем и л и « Л и де р о м урока». Вопросы и ответы должны быть короткими. В о п р о с ы з а ч и т ы в а ю т с я учителем, а ответы сразу пишут в специальной тетради. По о к о н ч а н и ю в ы п о л н е н и я работы, организуется метод ВПР парами (взаимопроверка). Д а е т с я к л ю ч о т в е т а . П о н а б р а н н о м у б а л л у выставляются оценки. Обеспечивает готовность к уроку. Развивает п а м ят ь , мыслительную деятельность. Схема-конспект Самостоятельная разработка темы в виде схемы-конспекта. Схема должна показать главные понятия, связь их с косвенными понятиями. У м е н и е а н а л и з и р о в а т ь синтезировать и обобщать знания. Составление вопросов-ответов П о а б з а ц н а я р а б о т а . Составляют на каждом абзаце вопросы и находят ответ им. Умение находить главное. Для обратной связи с учеником на первых страницах учебной тетради заполняются две таблицы. С помощью которого ребенок контролирует качество усвоенного материала, темы, раздела, курса. Первая таблица, это деловое соглашение ученика с учителем, т.к. ученик берет на себя обязательство на освоения курса на год. Уровень освоения фиксируется на второй таблице. С
помощью, которого ученик ведет самостоятельно мониторинг достижения своего плана. Правильно организованная учебно-познавательная деятельность на уроках, подбор эффективных методов обучения, системность общедидактических принципов позволяют повышать качество знаний обучающихся.
Для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей учительской деятельности. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением - это могут быть , КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Для эффективной реализации методов обучения, необходимы сопутствующие педагогические приемы. Таблица2. Педагогические приемы Регуляторы Сотрудничество Самооценка Дополнительные и штрафные баллы «Помощники» Анализ результатов Устные оценки «Парадоксы» Фиксирование результатов в учебной тетради Интонация «Внимание» «Консультанты» Мимика «Диверсанты» «Ассистенты» Дозирование времени «Палочки-выручалочки» «Лидер урока»
Инновационные методы Методы Краткое описание Ожидаемый результат «Невод»- карта понятий. Карточки состоят от 15-120 шт., э т о з а в и с и т о т ф о р м ы ко н т р ол я : т е м а т и ч е с к и й , итоговой, текущий. Ученик должен составит схему с помощью карточек. Метод используется для закрепления, обобщения, контроля знаний. П р а в и л ь н о е с о с т а в л е н и е к а р т о ч е к п о з в о л я е т систематизировать понятий, и с к л ю ч а е т б е з д у м н о е механическое заучивание материала. Дает информацию учителю о качестве усвоения учебной темы учеником, а ученик делает самоанализ о уровня усвоения программы. « Р а з м и н ка » - ко н т р ол ь и закрепление знаний на каждом уроке Каждый урок начинается с « Р а з м и н к и » . Те м п э т а п а быстрый. Слово «Разминка» снимает стресс учащихся от п о н я т и я « к о н т р о л ь н а я работа», оно длится 10-12 минут. Вопросы составляются у ч и тел ем и л и « Л и де р о м урока». Вопросы и ответы должны быть короткими. В о п р о с ы з а ч и т ы в а ю т с я учителем, а ответы сразу пишут в специальной тетради. По о к о н ч а н и ю в ы п о л н е н и я работы, организуется метод ВПР парами (взаимопроверка). Д а е т с я к л ю ч о т в е т а . П о н а б р а н н о м у б а л л у выставляются оценки. Обеспечивает готовность к уроку. Развивает п а м ят ь , мыслительную деятельность. Схема-конспект Самостоятельная разработка темы в виде схемы-конспекта. Схема должна показать главные понятия, связь их с косвенными понятиями. У м е н и е а н а л и з и р о в а т ь синтезировать и обобщать знания. Составление вопросов-ответов П о а б з а ц н а я р а б о т а . Составляют на каждом абзаце вопросы и находят ответ им. Умение находить главное. Для обратной связи с учеником на первых страницах учебной тетради заполняются две таблицы. С помощью которого ребенок контролирует качество усвоенного материала, темы, раздела, курса. Первая таблица, это деловое соглашение ученика с учителем, т.к. ученик берет на себя обязательство на освоения курса на год. Уровень освоения фиксируется на второй таблице. С
помощью, которого ученик ведет самостоятельно мониторинг достижения своего плана. Правильно организованная учебно-познавательная деятельность на уроках, подбор эффективных методов обучения, системность общедидактических принципов позволяют повышать качество знаний обучающихся.
В раздел основное общее образование