Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии"

методическая разработка

Автор: Румянцева Ульяна Николаевна, учитель биологии, МБОУ "Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова", с. Борогонцы, Усть-Алданский район Республика Саха(Якутия)



В раздел основное общее образование



Пути активизации учебной деятельности на уроках биологии учитель биологии Румянцева Ульяна Николаевна МБОУ «Мюрюнская СОШ№1 им.Г.В.Егорова» Усть-Алданский район Республика Саха(Якутия) Активные методы обучения- это обучение деятельностью. Познавательная активность- это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи(проблемы), желание самостоятельно получить знания. Активность школьников пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1. подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя; 2. обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных школьников, так и не подготовленных; 3. установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала Для реализации этих задач я придерживаюсь следующие этапы учебного процесса: 1 этап. Первичное овладение знаниями. 2 этап. Контроль знаний. 3 этап. Формирование умений и навыков. Для каждого этапа подбираются тщательно продуманные методы и приемы индивидуализации с учетом возрастных особенностей обучающихся. В своей работе большое внимание уделяю на привитие навыков работы детей с содержанием текста темы, на ее усвоение. За годы работы разработала и систематизировала свои общедидактические приемы и методы обучения. Принципы которые помогают мне создать развивающую среду в процессе обучения приведены в таблице1. Таблица1.
Для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей учительской деятельности. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением - это могут быть , КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Для эффективной реализации методов обучения, необходимы сопутствующие педагогические приемы. Таблица2. Педагогические приемы Регуляторы Сотрудничество Самооценка Дополнительные и штрафные баллы «Помощники» Анализ результатов Устные оценки «Парадоксы» Фиксирование результатов в учебной тетради Интонация «Внимание» «Консультанты» Мимика «Диверсанты» «Ассистенты» Дозирование времени «Палочки-выручалочки» «Лидер урока»
Инновационные методы Методы Краткое описание Ожидаемый результат «Невод»- карта понятий. Карточки состоят от 15-120 шт., э т о з а в и с и т о т ф о р м ы ко н т р ол я : т е м а т и ч е с к и й , итоговой, текущий. Ученик должен составит схему с помощью карточек. Метод используется для закрепления, обобщения, контроля знаний. П р а в и л ь н о е с о с т а в л е н и е к а р т о ч е к п о з в о л я е т систематизировать понятий, и с к л ю ч а е т б е з д у м н о е механическое заучивание материала. Дает информацию учителю о качестве усвоения учебной темы учеником, а ученик делает самоанализ о уровня усвоения программы. « Р а з м и н ка » - ко н т р ол ь и закрепление знаний на каждом уроке Каждый урок начинается с « Р а з м и н к и » . Те м п э т а п а быстрый. Слово «Разминка» снимает стресс учащихся от п о н я т и я « к о н т р о л ь н а я работа», оно длится 10-12 минут. Вопросы составляются у ч и тел ем и л и « Л и де р о м урока». Вопросы и ответы должны быть короткими. В о п р о с ы з а ч и т ы в а ю т с я учителем, а ответы сразу пишут в специальной тетради. По о к о н ч а н и ю в ы п о л н е н и я работы, организуется метод ВПР парами (взаимопроверка). Д а е т с я к л ю ч о т в е т а . П о н а б р а н н о м у б а л л у выставляются оценки. Обеспечивает готовность к уроку. Развивает п а м ят ь , мыслительную деятельность. Схема-конспект Самостоятельная разработка темы в виде схемы-конспекта. Схема должна показать главные понятия, связь их с косвенными понятиями. У м е н и е а н а л и з и р о в а т ь синтезировать и обобщать знания. Составление вопросов-ответов П о а б з а ц н а я р а б о т а . Составляют на каждом абзаце вопросы и находят ответ им. Умение находить главное. Для обратной связи с учеником на первых страницах учебной тетради заполняются две таблицы. С помощью которого ребенок контролирует качество усвоенного материала, темы, раздела, курса. Первая таблица, это деловое соглашение ученика с учителем, т.к. ученик берет на себя обязательство на освоения курса на год. Уровень освоения фиксируется на второй таблице. С
помощью, которого ученик ведет самостоятельно мониторинг достижения своего плана. Правильно организованная учебно-познавательная деятельность на уроках, подбор эффективных методов обучения, системность общедидактических принципов позволяют повышать качество знаний обучающихся.


В раздел основное общее образование