Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Буквы О- Ё после щапящих"

Методическая разработка урока

Автор: Малкина Софья Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ № 24", город НОВОКУЗНЕЦК



В раздел основное общее образование




Конспект урока

Предмет:
русский язык
Школа
№ 24
Класс
5 «Б»
Ф.И.О. студентов:
Малкина Софья Владимировна
Тема урока:
Буквы о-ё после шипящих в корнях слов
Цель урока:
формировать навык написания букв о-ё после шипящих корнях слов
Задачи урока:

Обучающие:
Развить навыки грамотного письма через текстовую форму Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением
Воспитательные:
Воспитывать уважение к одноклассникам в процессе устного ответа по предмету Воспитывать аккуратность, культуру ведения тетради
Развивающие:
Совершенствовать речь устную учеников во время устного и письменного ответа
Список литературы:
1. Серегина О.С. «Такие разные конспекты уроков» - Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007г.
Методическое обоснование:
Это первый урок в системе уроков изучения орфограммы о-ё после шипящих в корне слова.Целью данного урока является формирование навыка написания букв о-ё после шипящих. Учащиеся не знакомы с таким видом орфограммы, что может создать некоторую сложность при работе, т.к. ученики не имеют знаний, на которые они могли бы опираться при изучении новой темы. . Изучение нового материала будет происходить от теории к практике Систему методов и приемов, используемых на занятии, составят различные жанры педагогического монолога (вводное, инструктирующее, обобщающее и др.). За время урока будет выполнено три упражнения, направленные на формирование навыка. Например, составить предложения из слов в упражнении. Урок будет традиционно проходит в 4 этапа: организационный момент (сообщается тема и цели урока), изучение нового материала, закрепление материала и обобщение. В результате выполнения определенных учебных действий предполагается, что будет достигнута основная цель урока: формирование навыка написания букв о-ё после шипящих.

Этап урока
1. Организационный этап 2. Этап изучения нового материала.
Деятельность учителя
Слово учителя. Приветственное слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Вводное слово учителя: Сегодня мы изучим еще одно новое правило. Но сначала мы с вами обратимся к словам, написанным на доске. Инструктирующее слово: Итак, внимание на доску! Света, прочитай слова, которые написаны на доске. Ребята, устно поставьте ударение. Является ли буква ё орфограммой? После каких звуков находится орфограмма? В какой морфеме находится орфограмма? Давайте теперь вместе сформулируем тему урока. Похвальное слово:
Деятельность ученика
Слушание, глобальное, нерефлексивное Чтение Образец ответа: Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о], а в слове крыжовник наоборот. Образец ответа: После шипящих согласных. Образец ответа: В корне. Образец ответа: Буквы о – ё после шипящих в корне слова.
Примечание
На доске записаны слова: Жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк, крыжовник.
Правильно, молодцы! Инструктирующее слово: Теперь открыли тетради, написали дату и тему урока: Двадцать второе февраля. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Открыли учебники на 13 странице, прочитали правило. Читать вслух будет Маша Луговских. Перевернули страницу, продолжает читать правило Рита. Сообщающее слово учителя: Так, еще раз. В корне слова мы пишем практически всегда букву «ё» . В таких словах – черный, желтый, шепот. Мы можем подобрать к ним проверочное слово с буквой «е» в корне. К черному мы подбираем чернеть, к желтому – желтеть, к шепоту – шепчет. Но есть у нас слова, к которым мы не можем подобрать проверочный слова. Это такие слова, как крыжовник, жонглер, жокей, шоссе и др. И есть у нас еще одно правило, но оно уже в другой морфеме находится. В окончаниях и суффиксах глагола и глагольных частей речи всегда пишется буква Письмо: Двадцать второе февраля. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Слушание, глобальное, критическое Запись на доске:
3. Закрепление нового материала «Ё». Всегда. То есть, такие слова, как увлеченный, прибереженный, смущенный и другие подобные слова будут писаться с ё. Ведущее, инструктирующее слово: Для закрепления, изученного на уроке, материала переходим к выполнению упражнения № 595. Вика, прочитай задание. Работаем вместе несколько слов, дальше выполнять упражнение будете сами. Первое слово у нас жёлудь, записали его. Попробуем подобрать проверочное слово? Выдели корень желуд, поехали дальше, следующее слово – жёрдочка. Кто может подобрать однокоренное слово с е в корне. Выделили корень жердь, следующее слово – шепот. Однокоренное с проверочной е в корне? Похвальное слово: Молодцы все у вас хорошо получается. Далее комментировать работу будет Вадим. Ответ ученика: Желудёвый Ответ ученика: Жердь Ответ ученика: Шепчут Ответ ученика: Шёлк - шелка (корень шелк), шерстка – шерсть (корень шерсть), решетка – решето (корень решет), черный – чернеть (корень черн), черствый –
ВЕДУЩЕЕ+Инструктирующее слово: Давайте теперь отдохнем от письма и устно сыграем в игру, которая называется «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ». Я буду называть 4 слова, а вы будете говорить мне, какое слово лишнее. Итак, первая цепочка слов: ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. А почему? ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. черстветь (черств), черточка – черта (корень черт), печенка – печень (корень печень), щечка – щека (корень щек), щелка – щель (корень щель). На морозе часто краснеют щечки. Мама купила мне красивое платье из шелка. Попугай сидел на жёрдочке. Ответ ученика: Шов Ответ ученика: Потому что нельзя подобрать однокоренное слово с е. Ответ ученика: Щеки. Так как можно подобрать однокоренное слово «щека». Ответ ученика: Решетка (решето). Ответ ученика: Шорты, нельзя подобрать однокоренное слово с е.
Похвально слово: Молодцы, отлично! Ведущее+ инструктирующее слово: Вот мы немного отдохнули, переходим к выполнению упражнения № 596. Вам необходимо здесь составить предложения со всеми словами и объяснить значение выделенных слов. Давайте сначала их прочитаем. Света, читай. Сначала объясним значение выделенных слов. Теперь составим предложения со всеми словами из упражнения и запишем. Похвальное слово + ведущее слово: Молодцы ребята, переходим к упражнению № 597. Вика, читай задание. Крыжовник, шорох, шов, шорты,
капюшон, трущоба
, шоколад, шоссе, шофер, жонглер. Образец ответа: Капюшон – откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды. Трущоба - Труднопроходимое место (густой лес с буреломом, глубокий заросший овраг и т.п.) Образец ответа: Я люблю крыжовник. В лесу раздался странный шорох. У меня цветные шорты. Шов на моих штанах сделан плохо. Мне нравится вся одежда с капюшоном. Мы долго пробиралась через эту трущобу. Вечерами приятно пить горячий шоколад. Шоссе уходило вдаль. Шофер притормозил у магазина. Жонглер – это артист из цирка. Запишите, вставляя пропущенные буквы, сначала имена
Инструктирующее слово: Работать будем так: сначала по цепочке читаем слова, буквы не вставляем, а только называем часть речи и сверху в учебнике карандашиком подписываем. Начали! Теперь слова, над которыми мы поставили сущ. запишем себе в тетрадь, только те слова, которые являются существительными. Записываем себе в тетрадь и вставляем пропущенные буквы, рядом в скобках пишем однокоренное слово с «е», если оно есть. Работаем самостоятельно, позже вместе проверим. Похвальное слово: Молодцы, верно. Инструктирующее слово: Теперь ниже написали все глагольные слова, букву «ё» после шипящих везде подчеркнули. существительные, а потом глаголы и другие глагольные слова. Образец ответа; Шепот (сущ), прошел (глагол), шелк (сущ), обожженный (прич), щечка (сущ), печешь (глагол), челка (сущ), огорченный (прич), сбережет (глагол), испеченный (прич). Письмо Образец ответа; Шепот (шептать), шелк (шелка), щечка (щека), челка (чело). Письмо Прошел, обожженный, печешь, огорченный, сбережет, испеченный.
4. Итог урока Похвальное слово: Молодцы! Вы меня сегодня очень радуете. Ведущее слово+обобщающая беседа: Итак, сегодня мы познакомились еще с одной орфограммой – буквами о-ё после шипящих. Давайте обобщим. От каких условий зависит написание букв О – Ё в корне слова в существительных? Похвальное слово: Молодец! А какую букву мы пишем в окончаниях и суффиксах глаголах? Этикетная рамка: Благодарю вас за урок, вы все сегодня были очень активными. Слушание Образец ответа: Написание о-ё зависит от того, можем ли мы подобрать однокоренное слово с «е» или нет. Если модем пишем ё, если нет, пишем о. Образец ответа: В глаголах и во всех глагольных формах мы пишем букву «ё»!


В раздел основное общее образование