"Методические приемы технологии развития критического мышления"
Статья
Автор: Конюшкова Ирина Платоновна, Учитель математики, МБОУ "Килемарская СОШ", пгт. Килемары Килемарского муниципального района Республики Марий Эл
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Методические приемы технологии развития критического
мышления
В данной работе я представляю список некоторых инновационных методик, составляющих суть технологии критического мышления, которые применяю в своей работе: • Эвристическое обучение; • Мозговой штурм; • Дебаты; • Путаница; • Сократический диалог; • Дерево науки; • Ролевые игры; • Деловая игра; • Деловая корзина; • Форум; • Обсуждение вполголоса; • «Думай и слушай»; • Панельная дискуссия; • Программа саморазвития и т.д. Краткое описание некоторых методик:
I.
« Путаница»
Цель: закрепление пройденного материала. Задача: развить у учащихся логическое мышление. Инструкция на примере урока математики: Учащимся на каждую парту раздают конверт, в котором на части и слова разрезан текст на определенную тему. Учащиеся должны логично построить предложения без пробелов и определить понятия. Полученный результат зачитывают всему классу.
II.
«Дерево науки»
Цель: повторение пройденного материала Задачи: 1) проверить знания учащихся; 2) определить значимость понятий и определений. Материал: ватман с нарисованным деревом без листьев, небольшие листы бумаги, вырезанные в форме листьев дерева для каждого учащегося. Инструкция: На доску вывешивается заранее подготовленный ватман с нарисованным деревом, каждому ученику раздается листок бумаги, вырезанный в форме листьев дерева. Учащимся предлагается на своем листе написать понятие по математике и его расшифровку. Затем каждый ученик выходит к доске и зачитывает определение и вместе с классом решает, куда этот листок прикрепить (на макушку, на середину, вниз дерева) в зависимости от важности данного понятия в математике. Если класс считает, что это понятие не относится к курсу математики или относится, но косвенно, то листок прикрепляется на землю возле дерева. Все высказывания педагог корректирует в конце выступлений каждого учащегося, подтверждает, либо опровергает местоположения листка на дереве.
III.
«Дебаты»
Дебаты предполагают: - активное включение ученика в поисковую систему, учебно- познавательную деятельность; - организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; - обеспечение диалогического общения между учителем и учеником и между учащимися в процессе добывания знаний. Целевые функции дебатов:
1. Социальная функция выражается в том, что дебаты приобщают учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, обучают школьников отстаивать свою точку зрения, вести полемику. 2. Развивающая функция – развитие оперативной памяти, критического мышления, формирования умения анализировать, синтезировать, сопоставлять, сравнивать и т.д. 3. Дидактическая - дебаты формируют общеучебные умения и навыки, самостоятельность. 4. Воспитательная – вырабатывают самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческие установки. Основные этапы технологии «Дебаты»: 1. Ориентация: выбор темы для обсуждения, выбор формы дебатов, команды, распределение ролей и т.д. 2. Проведение дебатов. Дебаты могут стать формой урока или элементом в структуре урока. 3. Обсуждение дебатов. Учитель совместно с «рецензентами», «слушателями», членами команд, группой «экспертов» и т.д. подводит итоги и выставляет отметки. Виды дебатов: 1. «Классические» дебаты. Участвуют в споре 6 человек (две команды по 3 человека). Остальные учащиеся «рецензенты», «слушатели» и судьи. 2. «Модифицированные» дебаты. Их организация допускает изменение правил, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах. Провести дебаты между параллельными классами и т.п. Допустимы вопросы аудитории, организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов. 3. «Экспресс-дебаты». В таких дебатах процесс ориентации сокращен, подготовка осуществляется на уроке по материалу учебника или по рассказу учителя. Этот вид дебатов можно рассматривать как элемент «обратной связи» на уроке.
IV.
«Мозговой штурм»
Правила: Слушать не критикуя; Все интересные высказывания фиксируются на бумаге; Выдвигать убедительные аргументы в защиту или против идей; Как бы не фантастична была идея, она должна быть встречена с одобрением. Варианты МШ: Прямой; Обратный; Теневой; Комбинированный (прямой и обратный, т.е. может быть в разных комбинациях); Индивидуальный. Этапы проведения МШ: 1) Формирование проблемы, которую нужно решить; 2) Разделение на группы по 6-10 человек; 3) Назначаются генераторы в каждой группе и 2 эксперта. Генераторы осуществляют поиск идей. Эксперты отбирают и записывают лучшие идеи, наблюдают; 4) Озвучивают правила МШ для всех участников; 5) Разминка на 10 мин.; 6) Время на решение проблемы 7 мин.; 7) Высказывание идей (команды обмениваются мнением); 8) Совещание экспертов (отбор лучших идей); 9) Сообщение результатов решения экспертов, выводы, всеобщее обсуждение. Данные приемы позволяют развивать мышление обучающихся, активизировать их деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.
В раздел основное полное образование