Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование мультимедиа технологий на уроках математики"

статья

Автор: Цеунова Олеся Ивановна, учитель математики, СОШ №99, город Кемерово, Кемеровская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №99»
Использование мультимедиа технологий

на уроках математики
Выполнила:
Цеунова Олеся Ивановна,
учитель математики СОШ №99 Кемерово 2010

Использование мультимедиа технологий

на уроках математики

Актуальность, цель и задачи
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. Обучающиеся приобретают не только математические знания и умения, но и навыки работы с мультимедийными программами, а это способствует формированию умений работать с различной информацией, развивает логическое мышление, способствует повышению интереса обучающихся к предмету, обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью. Таким образом, вопросы применение мультимедиа технологий в процессе обучения и особенности организации таких уроков являются актуальной проблемой педагогики и методики преподавания.
Цель
данной работы: создание условий для применения мультимедиа технологий на уроках математики. В ходе работы решались следующие
задачи
: 1) изучение темы «Мультимедиа технологии обучения» в различной литературе; 2) обоснование применения мультимедиа технологии для использования в воспитательно-образовательном процессе; 3) обобщение опыта по применению мультимедиа технологий в виде учебных электронных материалов по математике.
Мультимедиа технологии


Термин
«медиа»
происходит от английского слова media, переводимого как «средства массовой информации».

Мультимедиа»
означает совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде. Мультимедиа- компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
Мультимедиа

технологии

(МТ)
– опpеделяют инфоpмационную технологию на основе пpогpаммно - аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа с сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО(технические средства обучения). Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Работая с мультимедиа-средствами, обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию. Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Уроки

с

использованием

мультимедиа

технологиями

помогают

решить

следующие дидактические задачи:
 усвоить базовые знания по предмету;
 систематизировать усвоенные знания;  сформировать навыки самоконтроля;  сформировать мотивацию к учению;  оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Использование технологии, по которой я работаю, невозможно без использования компьютера. В своей деятельности я прошла несколько этапов использования мультимедиа технологий.
Знакомство с учебно-методическими комплексами на CD
, открытие анимационных возможностей программ, представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей. Учебное электронное издание можно использовать на всех этапах обучения математики. В училище имеются CD разных издательств:  «Виртуальна школа Кирилла и Мефодия»: «Уроки Алгебры 10-11 классы», « Уроки Геометрии 10 класс», « Уроки Геометрии 11 класс».  «Бука Софт»: «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ по математике».  «Просвещение»: «Алгебра и начала анализа итоговая аттестация выпускников».  «Физикон»: «Открытая математика» курс: Стереометрия, Планиметрия, Алгебра.
Овладение основными элементами программы
MS Power Point
На всех этапах урока использование электронной презентации позволяет за ограниченное рамками урока время дать больший по объему материал, сочетать одновременно несколько видов работ. Основной единицей в среде Power Point является слайд, учитывающий требования визуального восприятия информации. Каждый слайд должен быть хорошо продуман, и его содержание должно
подчиняться простым правилам оформления презентаций. В своей деятельности (на уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах, на родительских собраниях) презентации составляю сама, вовлекаю обучающихся в этот интересный процесс, использую презентации, составленные коллегами как в полном объеме, так и преобразуя их в соответствии с целями и задачами своих уроков. Мной выполнено электронное методическое пособие
«Комплексное учебно-

методическое обеспечение образовательного процесса предмета

«Математика»
для преподавателей математики. В данном методическом пособии приведены примеры: нормативной учебно-программной документации, учебно-методических материалов и средств обучения, средств контроля.
Освоение программной оболочки Sun
Rav Book Editor
для создания учебных электронных пособий. Эти пособия дают возможность легко структурировать большие документы со стандартной, привычной для пользователей Windows системой навигации и поиска, создавать справочные системы какого-либо программного продукта. В программной оболочке Sun Rav Book Editor мной выполнено электронное пособие «Геометрия - 2» для обучающихся 10-11 классов. Пособие содержит две главы «Многогранники» и «Тела вращения». В каждой главе рассматриваются виды фигур, понятие площади поверхности и объема. К каждой главе подобраны задачи с решением и задачи для самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, данное пособие предназначено для индивидуальной работы обучающихся.
Создание интерактивных заданий и тестов в программных оболочках
Hot

Potatoes
(горячая картошка) и
КТС Net2
Кроссворды представлены для повторения учебного материала раздела геометрии «Планиметрия» и выполнены в программной оболочке Hot Potatoes . Их тематика соответствует учебнику «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна. Однако данные кроссворды могут быть использованы при работе с любым другим учебником по геометрии, соответствующим действующей программе.
Кроссворды можно использовать для индивидуальной или групповой работы. Обучающийся или группа обучающихся должны не только заполнить кроссворд, но и защитить свой ответ, назвать полученные слова и дать им определения, не имея перед собой задания к кроссворду, по необходимости выполнить чертеж. Тесты представлены для изучения и повторения учебного материала раздела геометрии «Стереометрия» и выполнены в программной оболочке КТС Net2 . Их тематика соответствует учебнику «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасяна. Тесты можно использовать для индивидуальной, групповой или фронтальной работы.
Ознакомление с функциями интерактивной доски
Одно из технических средств обучения для взаимодействия преподавателя с обучающимися – это интерактивная доска. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов.
Анализируя свой опыт
, я прихожу к выводу, что использование мультимедиа технологий позволяет: 1.Сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для обучающихся. 2. Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся. 3. Индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения обучающимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации.
4. Раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки. 5.Совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку обучающиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки. 6. Организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся (разработка презентаций, публикаций, творческих заданий и т.д.), развивая тем самым их творческую активность. Обучающиеся проявляют больший интерес к теме, когда я применяю презентации, интерактивные задания, тесты, кроссворды, использую возможности интерактивной доски на уроках математики и т.д. Итогами моей работы по данной теме является повышение познавательной активности обучающихся на уроках и, как следствие рост успеваемости по предмету.


В раздел основное полное образование