Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль школьного ПМПк в обучении и воспитании детей с ОВЗ"

Статья (из опыта работы)

Автор: Алимагомедова Татьяна Вячеславовна, Педагог-психолог, МБОУ СОШ №2, город Красный Сулин, Ростовская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Роль школьного ПМПк в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Алимагомедова Татьяна Вячеславовна педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г.Красный Сулин Ростовской области В условиях развития современного общества особенно значимыми становятся многочисленные проблемы детей. Наблюдаются количественные и качественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Причины отклонений в поведении и обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей. Проблемы таких детей и их родителей часто остаются «за границами» жизни здорового человека. Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками в стенах общеобразовательного учреждения стала актуальной совсем недавно. Возможно, это связано с тем, что индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ имеет свои минусы. Один серьезный недостаток – полное отсутствие социализации ребенка, навыков работы в коллективе, а также отсутствие мотивации к занятиям. Только совместное времяпровождение учит детей строить отношения друг с другом, решать конфликтные ситуации, формирует такое качество как взаимопомощь, толерантность. Ведь ребенку рано или поздно придется столкнуться с миром и людьми, которые в нем живут, и если он не будет обладать навыками построения эффективной коммуникации, ему будет очень трудно. Однако выстроить систему психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ достаточно сложно, поскольку эта категория детей нуждается в особых условиях обучения и воспитания. Это определяет необходимость широкого использования разных форм в психолого-педагогическом сопровождении учащихся. Специальной организационной формой изучения детей в образовательном учреждении является психолого-педагогическая служба. Основной задачей такой службы является содействие эффективности образовательного процесса с целью предоставления педагогам диагностических данных об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и учебе, выработке оптимальных мер воздействия на учащегося. В рамках деятельности психолого-педагогической службы используются разнообразные методы изучения детей. Один из таких методов – психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк). Консилиум – важный инструмент, позволяющий составить для каждого ребенка, для группы детей индивидуальный образовательный маршрут. Одна из главных задач всех членов ПМПк – выработка рекомендаций по определению форм получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования. В нашей школе разработана система мониторинга и учета детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов. На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей, педагогов. На втором этапе мною
проводится мониторинг заболеваний обучающихся школы, который позволяет выделить и конкретизировать значимые проблемы образовательной ситуации, в которую включены дети с ограниченными возможностями здоровья, объективно оценить их и на основе анализа результатов моделировать и конструировать взаимодействие со школьным психолого-медико- педагогическим консилиумом. И третий этап – направление детей на школьный ПМПк с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута развития ребенка. В школе созданы особые специальные условия для обучения детей с ОВЗ. В настоящее время в нашем ОУ обучается пятеро детей с ОВЗ по таким заболеваниям, как ЗПР, нарушения зрения, специфические расстройства развития речи и языка. Четверо детей имеют статус инвалида. С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих образовательное учреждение». Основным механизмов психолого-медико-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. Комиссия нашего консилиума проводит глубокую диагностику психофизического развития ребенка, по итогам которой определяет его реальные возможности для оказания целенаправленной помощи, прослеживает динамику развития ребенка, ведет консультативную работу с родителями и учителями-предметниками, рекомендует родителям ребенка прохождение дополнительной диагностики (в случае ее необходимости), посещение кружков дополнительного образования, ведет контроль результативности обучения и психолого- педагогического сопровождения. Одним из приоритетных направлений школьного консилиума является разработка адаптированной образовательной программы (далее АОП), в которой принимают участие учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и медицинский работник. Взаимодействие разных специалистов в режиме сопровождения ПМПк – достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий, причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по оказанию помощи ребенку. При разработке АОП учитель-логопед обращает внимание не только на звукопроизношение, но и на общее развитие речи ребенка. Педагог-психолог проводит углубленную диагностику психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. Учитель составляет педагогическую характеристику, где отражает трудности, с которыми сталкивается ребенок в различных ситуациях, особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания. Медицинский работник представляет информационную справку о состоянии здоровья ребенка и выписку из истории развития. Одну из ведущих ролей играет социальный педагог, потому что именно он призван оказывать поддержку детям, родителям, своевременно распознавать социально-педагогические или правовые проблемы детей и их семей, уметь правильно на них реагировать. Выявляя проблемы, социальный педагог выступает посредником между ребенком и специалистами сопровождения, объединяет усилия семьи, школьных коллективов и прежде всего самого ребенка для решения проблем, способствует социальному развитию детей и их социализации. Все этапы диагностики, отражаются в «Индивидуальной карте развития ребёнка». Рекомендации специалистов ПМПк объединяются в адаптированную образовательную программу, которая отражает все направления деятельности педагогов и родителей. Следующий шаг – составление индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) развития ребенка с ОВЗ, который проектируется в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный. На начальном этапе мы проводим мониторинг сведений об условиях развития и воспитания ребенка, даем оценку анализу ситуации социального окружения, определяем специфику проявления особенностей развития, выявляем реальные трудности, с которыми сталкивается ребенок в обучении и воспитании с целью выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Второй этап включает в себя комплексную диагностику. На этом этапе все специалисты сопровождения подбирают необходимый технологический инструментарий с целью выявления особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка. Третий этап – составление ИОМ развития. При его составлении нами строго учитываются результаты углубленной диагностики ребенка, его образовательные потребности, а так же индивидуальные способности и возможности ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося составляется и утверждается на очередном плановом заседании психолого-медико-педагогического консилиума. Вся мероприятия ИОМ развития учащегося направлены на решение выявленных в развитии у него проблемных зон. Четвертый этап – коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ. Именно на этом периоде коррекционной работы проявляется междисциплинарность всех специалистов ПМПк: индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, учителями, родителями. На этом этапе происходит максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательную школьную среду. Пятый этап – промежуточная диагностика. На этом этапе «команда» нашего школьного консилиума проводит анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий, дает оценку эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости в ИОМ вносятся коррективы. Шестой этап состоит из коррекционно-развивающей и образовательной работы по реализации индивидуального образовательного маршрута. На этом этапе психолого- педагогического сопровождения учитывается динамика в развитии ребенка, осуществляется мониторинг сильных и слабых сторон развития, дается анализ закреплению приобретенных знаний, умений и навыков. И заключительный этап – итоговая диагностика. На очередном заседании ПМПк осуществляем мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно- развивающей программы, прогнозируем дальнейшее развитие ребёнка с ОВЗ. Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы школьного консилиума является работа с семьей. Основная задача всех участников сопровождения в этом направлении деятельности – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации, которые проводят наши специалисты сопровождения по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок, как в воспитании, так и обучении детей. Таким образом, внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия специалистов (врачей, педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей) и родителей, направленные на решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы, на создание оптимальной модели оказания специальной коррекционно- педагогической помощи детям в условиях инклюзивного образования. ПМПк – это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в образовательном
пространстве школы, разрабатывающий целостную систему целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для разрешения наиболее трудной проблемной ситуации. Литература: 1. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М.: РООИ «Перспектива», 2009. 2. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Методические рекомендации. Ответственный редактор Т.Н. Гусева. – Москва.: Центр «Школьная книга», 2010. 3. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учеб. методич. пос. – М., 2006. 4. О.Б. Григорьева, Е.П. Петрова, О.А. Лосина, О.Б. тебеенькова «Консилиум – решение школьных проблем» - Волгоград «Издание», 2009 г.


В раздел основное полное образование