Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как создать ситуацию успеха"

статья

Автор: Гречман Галина Владимировна, учитель иностранного языка, МАОУ -СОШ №4, город Асино, Томская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4 г. Асино Томская область









Учитель: Гречман Галина Владимировна,

первая квалификационная категория

2010 год

Радость или её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность школьника. Не случайно А.С. Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, а В.А. Сухомлинский ввёл в педагогический лексикон «школа радости». Ожидание радости как для ребёнка, так и для взрослого – источник их движения вперёд. Радость возникает от сознания достигнутого. Всякий успех окрыляет человека. А ребёнка тем более. Можно утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе: «Какой я молодец!», свершился важный педагогический акт. Главный смысл деятельности учителя состоит именно в том, чтобы создать каждому школьнику
ситуацию

успеха
, т.е. совокупность условий, которые обеспечивают успех. Учитель должен дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, успеха, осознать свои возможности, поверить в себя. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха часто изменяет психологическое самочувствие ребёнка, стиль и ритм его деятельности, взаимоотношения с окружающими. Нередко ситуация успеха становится своего рода пусковым механизмом для дальнейшего развития ребёнка. Внимание к личности ребёнка, его индивидуальности, раскрытие человеческого в человеке – вот проблемы, которые стоят перед учителем. В. А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться. Особая значимость формирования у учащихся приёмов учения объясняется спецификой предмета «ино- странный язык». Иностранный язык – это язык иной страны. При изучении языка есть трудности: ♦ те приёмы учения, которыми учащиеся овладели при изучении других предметов, не могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции, а многие приёмы должны сформированы заново; ♦ овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды, при ограниченном количестве часов, когда на одного учащегося приходится в среднем 2- 4 минуты за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать работу над языком дома. Учитель на уроке должен создать обстановку доверия, взаимопомощи, обеспечивая состояние эмоционального комфорта каждому ученику. Учебному процессу при этом отводится решающая роль. Рассчитывать на успех при изучении иностранного языка можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовывать работу над языком дома. Свою главную задачу вижу в том, чтобы создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению и самоконтролю; предоставить каждому учащемуся возможность реализовать свой опыт и творческий потенциал; стараюсь найти в каждом ребёнке хорошее и поддержать в нём это хорошее. Каждый из нас сталкивался с таким явлением: какое-то событие волнует одного человека, толкает его на речевые поступки, побуждает высказывать своё мнение, но оставляет равнодушным другого. Это происходит потому, что любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями. Своеобразие каждого человека определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо–
физиологическую, психическую организацию любого человека. Но чтобы дифференцированно работать с каждым учащимся, учитывая его психические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому я реализую в своей работе технологию личностно-ориентированного обучения. Считаю, что это самая приемлемая технология при изучении иностранного языка. В своей деятельности стараюсь создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Для этого использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, стараюсь создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в работе класса, использую в ходе урока раздаточный материал, позволяющий учащемуся выбирать наиболее значимый для него вид и форму учебного содержания, оцениваю деятельность учащегося не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. В начале урока не называю тему, а прошу учащихся догадаться о ней с помощью проблемной установки. Она обычно объединяет в себе две функции: с одной стороны, настраивает класс на тему предстоящей работы; с другой стороны – содержит проблемный вопрос или задание, направленные на активизацию речемыслительной деятельности учащихся путём коллективного решения познавательной задачи. Уже давно использую такой метод, дежурный начинает урок, кроме рапорта он готовит ситуацию по теме или диалог с классом, ставя перед классом проблему, что заставляет учащихся сначала урока включаться в речевую деятельность на иностранном языке. Различают некоторые свойства личности учащегося: мировоззрение, жизненный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, статус личности в коллективе. В основе системы работы использую изучение индивидуальных особенностей каждого ученика. Стараюсь изучить учащихся класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, уровень их общего развития, степень обученности. И это всё помогает. Провожу диагностика на устойчивость внимания, объём, переключаемость внимания, на уровень памяти; выявляю уровень обученности – общий, минимальный, продвинутый. Главным мотивом учебной деятельности должен быть познавательный интерес. Учащимся с высоким познавательным интересом, можно давать самостоятельную работу, задания повышенной трудности и они справятся. Учащимся с низким познавательным интересом к языку нужно давать задания по схеме, по опоре, чтобы они смогли с ним справиться. Запускаю анкету по определению интенсивности познавательных интересов (например, для обучающихся среднего звена)
Отслеживание уровня интенсивности

познавательных интересов у учащихся 6А класса



п/п

ф.и. уч-ся

1

вопрос

2

вопрос

3

вопрос

4

5

увлечение

ур.

поз.

ин.

1.

Березняков

Н.

Б

А

Б

Б

А

Рыбалка,

чтение,

спорт

С

2.

Воробьёва П.

В

В

Б

Б

В

танцы, спорт

Н

3.

Грачёва Е.

В

Б

В

В

В

танцы,

музыка

Н


4.

Гриднева К.

А

Б

А

Б

В

танцы, спорт,

чтение

С

5.

Данилов А.

В

Б

В

Б

В

техника,

спорт,

живопись

Н

6.

Ливак М.

А

А

Б

Б

А

компьютер,

музыка

В

7.

Мазенова Ю.

Б

Б

Б

Б

В

цветы

С

8.

Платова Я.

Б

Б

А

А

А

спорт, чтение

В

9.

Пономарёва

Д

А

А

А

А

А

разностор.

В

10.

Самодуров Н.

А

А

А

А

А

компьютер,

чтение,

музыка

В

11.

Сафронова В.

Б

Б

Б

В

В

рисов., жив.

С

12.

Сметанин С.

А

А

А

Б

А

искус,муз.,чт.

В

13.

Соколов А.

А

А

А

А

Б

спорт,музыка,

компьютер

В

14.

Тартынова Е.

Б

А

А

А

Б

выш.,чт.,муз.

рис.,

иск.,

живопись

В

15.

Шиленко Ю.

А

А

А

Б

Б

танцы,

рисование

В


Только зная особенности каждого учащегося, его интерес, характер, можно построить урок так, что каждый будет на уроке работать, и работать с желанием, интересом, и получит хорошую оценку, а это для учащегося немаловажно.

Например, урок «Книги – мои друзья». Задача урока – развитие навыков монологической речи. Нужно знать у кого из учащихся есть дома библиотека, что он интересуется чтением - и дать такому учащемуся задание рассказать о библиотеке. А учащемуся, у которого нет домашней библиотеки, не интересуется чтением, вовлечь в разговор другим способом, спросить, почему он не собирает книги, хотел бы он собирать книги о спорте (музыке) и т.д. Одни и те же приёмы и методы обучения по- разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Не будет положительного результата от парной работы, если собеседники не питают симпатии друг к другу; бессмысленно предлагать классу задание -обращаться с вопросами к учащемуся, если речевой статус его в коллективе низок; неразумно подгонять флегматика; не стоит давать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе. Чтобы каждый занимался на уроке по способностям, нужно это спланировать на каждый урок. В своей практике использую уроки-путешествия, уроки-практикумы, игровые уроки, провожу викторины, конкурсы, они помогают выявить знания учащихся по теме. Создаю мониторинговые карты по видам речевой деятельности, тематические карты, анализирую результаты.

Мониторинговая карта 6А класс, IV четверть

«Контроль знаний»



п/п

Фамилия,

имя уч-ся

Объект

контроля

Скорость чтения

Чтение с общим охватом

содержания

Умение задавать вопрос

Умение отвечать на вопрос

Пересказ текста

Описание картины

Сообщение

Орфография

Работа со словарём

1.

Березняков Н.



















2.

Воробьёва П.



















3.

Грачёва Е.



















4.

Гриднева К.



















5.

Данилов А.



















6.

Ливак М.



















7.

Мазенова Ю.



















8.

Платова Я.



















9.

Пономарёва Д.



















10.

Самодуров Н.



















11.

Сафронова В.

















12.

Сметанин С.



















13.

Соколов А.



















14.

Тартынова Е.



















15.

Шиленко Ю.


















● – отлично ■ – хорошо ▲ – удовлетворительно ■ - плохо



Мониторинговая карта 6А класс

Тематический контроль





п/п

Фамилия,

имя уч-ся

Объект

контроля

Thema «Guten Tag, Schule»

(диал.)

Schulanfang (лексика )

Schulanfang ( монолог )

Draussen ist Blätterfall

(орфография)

Draussen ist Blätterfall

(аудирование)

Deutsche Schulen ( описан.

школы )

Deutsche Schulen (лексика )

Was unsere deutschen Freunde

alles in der Schule machen (диалог

)

Was unsere deutschen Freunde

alles in der Schule machen (лекс.)

монолог)

1.

Березняков Н.



















2.

Воробьёва П.



















3.

Грачёва Е.



















4.

Гриднева К.



















5.

Данилов А.



















6.

Ливак М.



















7.

Мазенова Ю.



















8.

Платова Я.



















9.

Пономарёва Д.



















10.

Самодуров Н.



















11.

Сафронова В.



















12.

Сметанин С.



















13.

Соколов А.



















14.

Тартынова Е.



















15.

Шиленко Ю.


















В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагаю подготовку сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает учащихся к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать с компьютером. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся.
Важно, проводить диагностику каждого ученика, а учитель учитывая результаты диагностики учебных интересов обучающихся, должен определить виды деятельности, задания для них. Реализуя принцип дифференциации, можно использовать на уроке: вариативные задания, они должны различаться не по степени трудности, а по творческой направленности, изложение по заданию учителя части материала; вариативные домашние задания, учебно-деловые игры и т.д. Важно на уроке, в классе создать атмосферу психологического комфорта. Важно сравнивать успехи учащегося с его же собственными прежними достижениями, отмечать его движение вперёд, те усилия, которые он прилагает. Каждое достижение учащегося необходимо делать гласным, показывать связь положительных результатов с его усилиями.


В раздел основное полное образование