Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Выразительные средства русского языка в текстах художественного стиля"

конспект урока с презентацией

Автор: Ордынская Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №5, Мурманск

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1 Разработка урока русского языка по теме «Выразительные средства русского языка в текстах художественного стиля» 11 класс Автор: Ордынская Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска СОШ №5 2014г.
2 Тема урока: Выразительные средства русского языка в текстах художественного стиля (урок развития речи) Класс: 11 Цель: совершенствование лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Задачи: - проанализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления; - способствовать расширению словарного запаса, круга используемых языковых и речевых средств; - способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся I. Актуализация знаний - Прочитайте тему урока (слайд1) Какие средства выразительности русского языка вам известны? - Выразительные средства помогают авторам передавать эмоции, создавать образы, характеры, заставляют читателя сопереживать героям произведения. - Я предлагаю вам поработать над выразительными средствами русского языка на примере произведений Феликса Кривина. Что вам известно об этом человеке? Краткая справка о писателе (слайд 2, портрет) Беседа
3 - Феликс Давидович Кривин – наш современник, удивительный поэт и прозаик, любитель малоформатных законченных произведений, большинство которых – это готовые афоризмы на все случаи жизни. (слайд 2, высказывание О. Хлебникова) - Прочитайте слова литературного критика Олега Хлебникова и объясните, как их понимаете: «Жанровые границы в литературе сейчас стираются. И Кривин один из тех, кто уже много лет неукоснительно занимается этой стиркой. В результате у него получаются очень чистые тексты – без неточных и лишних слов». - Сегодня в конце урока вы попробуете самостоятельно проанализировать художественный текст с учётом индивидуальных авторских выразительных средств. II. Подготовительная работа - Перед вами афоризмы и философские шутки Ф.Кривина. Какие выразительные средства использует автор? 1. «Оптимизм пессимиста заключается в том, что только в тюрьме чувствуешь себя как за каменной стеной» - Что в начале афоризма необычного? Воспользуйтесь толковым словарём, найдите значение слов «оптимизм», «пессимизм». - Как видим, Кривин сталкивает взаимоисключающие понятия. Но раз он их Приложение 1(лист1) Выписывают используемые выразительные средства:
4 ставит рядом, значит, в этом случае это возможно: оптимизм – это, то единственное, что может как-то утешить, примирить с действительностью. Т.е. появляется новый смысловой оттенок. - Можно ли это назвать изобразительным средством? - Найдите фразеологизм в этом афоризме. Значение? - А если учитывать, что речь идёт о тюремных стенах, какой эмоциональный оттенок приобретает употребление этого фразеологизма? (горькая ирония) - Употребление фразеологизма, придающего выражению определённый смысл и эмоциональный оттенок, можно назвать выразительным средством? Антонимы в неожиданном сочетании Употребление фразеологизма Эмоционально окрашенная лексика 2. «Человек уходит из жизни, как выходят из трамвая: на его уход обращают внимание те, кого он толкнул, или те, кому уступил место» - Какие выразительные средства использует автор? (сравнение). (слайд 3) 1. трамвай уход из жизни (смерть) суета таинство обыденность высокое теснота трагическое 2. сходство ситуаций: человек покидает трамвай или жизнь - Кто это замечает? Процитируйте. Столкновение противоположных понятий Сходство ситуаций
5 а) «кого он толкнул», т.е. те, с кем общался, соприкасался (толкнул - в трамвае – физическое действие; в жизни – доставил неудобства, проблемы) б) «кому уступил место»: - в прямом смысле – в трамвае - а в жизни? Тоже отчасти в прямом смысле, но с несколько иным эмоциональным подтекстом. - Опять звучит горькая ирония. - Какой вывод можно сделать? Эмоциональный оттенок Вывод: Человеческая жизнь – это суета, обыденность. 3. «Для того чтобы стать полезным, необязательно быть ископаемым» - Какой приём лежит в основе этого афоризма? (употребление устойчивого словосочетания). Найдите значение слова «ископаемое» в толковом словаре. - А какой смысл придаётся этому слову здесь? (нечто редкое, может быть, очень талантливое, неординарное, из ряда вон выходящее). - Сформулируйте средства выразительности, используемые автором в данном случае? - К какой мысли подводит нас Кривин? (пользу может принести любой человек, было бы желание; а по большому счёту, быть полезным – обязанность, долг каждого человека) Подведём итог, какие средства выразительности, приёмы использует Ф.Кривин, чтобы нам стал понятен смысл афоризма? (Слайд4) Работа со словарём (значение слова «ископаемое») Обыгрывание сочетания слов Придание слову иного смысла Обобщение: 1.Антонимы в неожиданном сочетании 2.Употребление
6 фразеологизмов 3.Эмоционально окрашенная лексика 4.Столкновение противоположных понятий 5.Сходство ситуаций 6.Обыгрывание известных словосочетаний, фразеологизмов, т.е. игра слов 7.Придание слову иного смысла (нарушение смысловой сочетаемости) III.Парная творческая работа - Хотелось бы убедиться, что вы почувствовали юмор Ф.Кривина. Предлагаю вам продолжить несколько афоризмов и шуток автора. Работа в парах. Приложение 1(лист 2) «Мало быть Магелланом. Надо, чтобы где-то был ещё и …» (Магелланов пролив) « А что касается войн Алой и Белой Розы, то это были…» (только цветочки) «Ресторан не производил ничего – только впечатление. Из телячьего в нём был только…» (восторг) «Чем занимались на протяжении тысяч лет огромные ящеры, если в результате они постепенно превратились в маленьких
7 ящериц?» (пресмыкались) Читая афоризмы и шутки Ф.Кривина, мы с вами смеёмся, но смеёмся по-разному: добродушно, с горечью, осуждающе, грустно, весело… В одних случаях нас привлекает только игра слов, другие заставляют задуматься о жизни, её смысле, о несовершенстве общества. И это неслучайно. Потому что смех - это эмоционально насыщенная форма критики. Искусство изображает различные жизненные несоответствия, отклонения от нормы, общественные недостатки с позиции высокого эстетического идеала, который несёт в своей душе художник и который он утверждает. И юмор, и ирония, и сатира, и сарказм – это всё оттенки и разновидности комического, А сущность его, как мы уже отметили, в противоречии, в контрасте, противостоянии: безобразного- прекрасному, ничтожного- возвышенному, автоматического- живому, нелепого- рассудительному и т.д. Таким образом, можно сказать, что комическое это у Ф.Кривина тоже средство, помогающее создать образ и понять смысл. IV.Лингвистический анализ стихотворение Кривина «Дождь». - Эта предварительная работа поможет нам проанализировать стихотворение Кривина «Дождь». - Найдите значение слова в словаре. Работа со словарём.
8 - С.Я.Маршак писал: «Слово связано с множеством самых сложных ассоциаций и способно поднять со дна нашей души целый мир воспоминаний, чувств и представлений». Поднимите, пожалуйста, со дна своей души воспоминания, чувства, образы, представления и скажите, какие ассоциации возникают у вас при слове «дождь». - Посмотрим, насколько эти образы совпадают с образом, нарисованным Ф. Кривиным. Познакомьтесь с произведением. - Насколько оправдались ваши ожидания? - Какие особенности в построении стихотворения можете отметить? - Как можно понять последнее слово? - Какой приём используется? (омонимия) - Найдите в словаре значение слов «душ», «душа». И душ, и дождь совершают в стихотворении действия, испытывают определённые чувства. - Какой приём использует автор? Ассоциативный ряд: сырость плохое настроение осень мокрая земля капли на стекле плодородие холодно хмурое небо и т. д Чтение текста Приложение 2 Проверяют свои предположения Начало и конец стихотворения Души – форма множественного числа сущ. «душ» и сущ. «душа» Дополняют в приложение 1 Работа со словарём
9 (олицетворение) Дополняют в приложение 1 - Проанализируем их действия и чувства, заполнив таблицу (Приложение 3). - Где он находится? - Что он делает? Что использует автор? Значение фразеологизма? Использование синтаксической конструкции какого стиля повышает выразительность речи? (разговорный стиль) Приложение 3 (записи ведутся параллельно беседе):
Душ
замкнутое пространство, «перемывает дождю кости», беспокоиться (приложение 3) - Почему он беспокоится? Процитируйте. - Что проявил дождь? - Обратите внимание на наречие «снова», о чём это говорит? (бывало и раньше) - Почему душ перемывает дождю кости? Процитируйте. - Где еще в тексте употребляется слово «является»? («явится на землю»). Но дождь не просто явится, давайте рассмотрим значение этого слова в составе словосочетания «явится блудным сыном». – Вспомните, как называется картина Рембрандта? («Возвращение блудного сына»).
Дождь
своеволие, дерзость, непочтительность, смелость, решительность является вдруг, неожиданно, т.е. когда захочет (приложение3)
10 - Сравните глаголы «возвратиться – явиться». - Какой из них нейтральный, а какой – эмоционально окрашенный? - Что подчёркивает, какой смысл придаёт глагол? - Каким словосочетанием называет автор в этом четверостишии дождь? -Какое средство выразительности использует Кривин? (эпитет) - Подберите синонимы к этому эпитету. - Тем самым мы ещё раз подтверждаем мысль, которая уже прозвучала. Явиться – эмоционально окрашенный Своенравный ливень Дополняют в приложение 1 - Какие действия совершает (или совершит) этот своенравный ливень? (по порядку) - Какие чувства испытывает при этом дождь? - Какое синтаксическое средство выразительности использует автор? (однородные члены) - В чем функция этого средства выразительности? (показать многообразие действий, совершаемых дождем, и испытываемых им чувств). - Среди этих чувств нет каких? (равнодушия, зла, зависти, ненависти). - К кому испытывает чувства дождь? вернётся, припадёт, разгладит, приласкает нежность, волнение, тревога, ласка, любовь (приложение 3) Дополняют в приложение1 к истомлённой ниве к трепетной суше, т.е. к
11 - Что подразумевает автор под словом «любовь», ведь это чувство многогранное? (желание облегчить страдания) - Но этой любви, этого желания « понять не смогут никакие комнатные души». - «Комнатные души» - это какие? - Теперь понятно, почему не смогут понять? (потому что другие жизненные установки) - В начале нашего разговора мы отметили, что слово «души» можно грамматически рассматривать двояко. В данном случае «комнатные души», по вашему мнению, - это кто? Какие? земле (приложение 3) Комнатные: чересчур спокойные, равнодушные, чёрствые, ограниченные в эмоциях Люди, боящиеся новизны непредсказуемости жизни, больших пространств, сильных эмоций - Итак, сравните обе колонки и сделайте вывод, какие образы создал автор в стихотворении? - Какой синтаксический приём использует автор для того, чтобы ярче нарисовать эти образы, усилить их восприятие? Запишите. Вывод: с одной стороны, это нечто свободное, дерзкое, эмоциональное, живое. С другой стороны, нечто ограниченное, боящееся новизны, сильных эмоций, механическое, автоматическое (приложение 3) Инверсия Дополняют в приложение 1 V. Обобщение, рефлексия По приложению 1 обобщают
12 - Какими средствами создаёт автор эти образы? Перечислите. - В какой строке звучит авторская оценка образов? Процитируйте. - Но есть в стихотворении ещё одна мысль, близкая мыслям М.Булгакова (повесть «Собачье сердце»). Вспомните и сопоставьте: дождь, явление природное, стихийное, нарушает прогнозы, является, а душу, который не может покинуть ванную комнату, только и остаётся, что «перемывать дождю кости», но повлиять-то на дождь (как на природное явление) он не может. Следовательно, можно говорить о том, что у природы свои законы, которые никому и ничему не под силу изменить. - Есть ли вопросы, дополнения, уточнения? информацию VI. Самостоятельная работа - Тогда я предлагаю вам для самостоятельного анализа стихотворение Ф.Кривина «Признание» Выполняют самостоятельную работу Приложение 4 VII. Рефлексия - Какие лексические и синтаксические средства выразительности, использованные в стихотворении «Дождь», вы нашли в стихотворении «Признание»? - Есть ли в этом стихотворении средства выразительности, не названные нами на уроке? Назовите. - Какой образ создают в стихотворении эти средства выразительности? - Какие задачи в рамках художественного стиля Выводы по результатам самостоятельной работы Дополняют в приложение1
13 выполняют языковые средства, в отличие от других функциональных стилей? (художественный стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, используемые в текстах художественного стиля, меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного художественного текста). - Т. о., можно сделать вывод, что язык в литературе занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, без которого не может быть создано произведение. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота – в произведениях художественной литературы, и всё это достигается богатейшими художественными средствами русского языка. - Спасибо за урок.
14 Приложение 1(лист1) Афоризмы и философские шутки Ф.Кривина «Оптимизм пессимиста заключается в том, что только в тюрьме чувствуешь себя как за каменной стеной». «Человек уходит из жизни, как выходят из трамвая: на его уход обращают внимание те, кого он толкнул, или те, кому уступил место». «Для того чтобы стать полезным, необязательно быть ископаемым». Выразительные средства, используемые автором: 1. 2. …
15 Приложение1 (лист2) Продолжите несколько афоризмов и шуток автора: «Мало быть Магелланом. Надо, чтобы где-то был ещё и ……………………» « А что касается войн Алой и Белой Розы, то это были……………………….» «Ресторан не производил ничего – только впечатление. Из телячьего в нём был только…………………» «Чем занимались на протяжении тысяч лет огромные ящеры, если в результате они постепенно превратились в маленьких ящериц?» …………………………
16 Приложение 2 Дождь Душ глядит на улицу из ванной И дождю перемывает кости: «То он вдруг является незваный, То его не допроситься в гости!» И такое беспокойство душа, Может быть, законно и понятно: Снова дождь, прогнозы все нарушив, Заблудился в небе, вероятно. Но вернётся своенравный ливень, Явится на землю блудным сыном, Припадет он к истомлённой ниве И разгладит все её морщины. С нежностью, волненьем и тревогой Приласкает трепетную сушу… И любви его понять не смогут Никакие комнатные души. Ф.Кривин
17 Приложение 3 Душ Дождь Вывод:
18 Приложение 4 Признание Воспитанием дорожа, Путь держа на вершины культуры, Я спрошу: вы видали ежа? Вот такую бы мне шевелюру! Жизнь тревог и волнений полна, И страстей, и раздумий, - но всё же Я спрошу: вы видали слона? Вот бы мне его толстую кожу! Не хочу я рядиться в слова, Мне бы действовать прямо и грубо. Я спрошу вас: вы видели льва? Вот бы мне его когти и зубы! Нелегко мне, друзья, нелегко На вершине двадцатого века: У меня ни когтей, ни клыков… Остается мне быть человеком. Ф.Кривин


В раздел основное полное образование