"Разработка учебно-методического комплекса по истории для 11 класса".
статья
Автор: Корогодина Евгения Алексеевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №447, г. Санкт-Петербург, пос. Молодежное
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Разработка учебно-методического комплекса по истории для 11 класса.
В современной методике поставлен вопрос о создании такого УМК, который предназначен для эффективной работы учителя и самих учеников при изучении истории. В рамках данного исследования будут рассмотрены только вопросы создания УМК для учителя, обеспечивающего педагогу возможность руководства активной познавательной деятельностью школьников. Чтобы это осуществлялось, педагог УМК должен оказывать помощь учителю в планировании процесса формирования умений школьников, предлагать методику, которая направлена на развитие познавательных способностей учеников, обеспечивать педагога средствами обучения для активной работы учеников с различными источниками знаний и средствами оценки результатов обучения. В методике уже существует опыт разработки УМК нового поколения за счет использования электронных средств. Они позволяют учителю использовать широкий круг информации о современных путях организации учебного процесса с одной стороны , а с другой эффективно задействовать различного вида ресурсы для организации действий учителя. Чтобы выявить проблемы и пути решения данных задач в современных условиях, рассмотрим действия по созданию УМК на основе описания личного педагогического опыта автора данного исследования.
§1. Разработка общей структуры современного УМК.
Согласно существующим традиционным административным требованиям к учителю, свой УМК по предмету учитель предъявляет в виде библиотеки печатных и самодельных материалов, хранящихся в кабинете истории, а также коллекций учебных видео и фоно изданий, для работы с ТСО. При этом возможности официального предъявления УМК в традиционном виде ограничены, так как далеко не всегда налажен сейчас выпуск печатных материалов ко всем компонентам УМК для курсов истории к данной линии учебников (методических рекомендаций, наглядности, рабочих
тетрадей и т.д.) и надо искать другие варианты методического обеспечения, да и кабинеты истории для личного пользования имеет не каждый учитель. Вместе с тем, цифровая информация приобретает все большее значение в работе педагога, а значительная часть ресурсов для учебного процесса уже давно хранится у учителя в оцифрованном виде на его персональном компьютере. В последние годы возрастает использование электронной техники в работе учителя еще и потому, что в ряде регионов, например, в Петербурге, от педагога требуют создания своего сайта, электронной версии тематического планирования и ведения журнала успеваемости в электронном виде для их представления родителям учеников Так не лучше ли поставить вопрос о том, чтобы осуществлялось сочетание печатных компонентов УМК, на бумажных носителях, в их минимальном объеме, таких, как учебники, печатные программы курсов, рабочие тетради и т.д. и электронной части УМК, в котором будет собрано и упорядочено в удобном для методической работы виде все необходимое для учебного процесса. Автор данной работы предпринял попытку создать электронный компонент УМК как более эффективный способ отбора и хранения материалов к курсам истории. Для этого современный компьютер обладает минимальными программными средствами. Как показывает личный опыт, можно обходиться программным обеспечением Windows, имеющимся в Microsoft Оffice. Большинство текстов можно хранить в Word, РоwerРoint позволяет создавать анимированные презентации к урокам и даже частично адаптировать иллюстративный материал, таблицы Exel пригодны для создания банка данных об учениках и т.д., Access – для упорядочивания всего содержимого электронного УМК. Чтобы систематизировать и упорядочить все многообразие информации, которая имеется в электронном пространстве, предлагается следующий вариант структуры и содержания электронной части УМК.
Всю составляющую его информацию можно разделить на две части. Первая часть - «УМК курса истории в текущем учебном году». Она непосредственно обеспечивает процесс изучения курса в данном учебном году, и представляется в готовом для быстрого, незамедлительного практического применения в учебной деятельности виде. Вторая часть - «Перспективное ресурсное обеспечение учебного процесса», своеобразная «база данных», в которой хранятся все методические материалы, которые накапливаются на протяжении многих лет. Они могут частично использоваться не только при создании курсов истории в данном учебном году и в дальнейшей работе, например, материалы из опыта работы других учителей. Также в ней накапливается коллекция своих цифровых образовательных ресурсов, где хранятся материалы в оцифрованном и адаптированном виде, созданные для данного курса истории самим учителем. Например, оцифрованные и адаптированные для уроков карты, изображения, которые включаются в презентации к урокам, или адаптированные материалы для самостоятельной работы учащихся. Рассмотрим возможную структуру такого УМК. Таблица 1. Общая структура учебно-методического комплекса по истории Печатная (готовая, издаваемая) часть УМК Электронная часть УМК (создаваемая учителем) Электронный УМК по курсу истории реализации в учебном году Перспективное ресурсное обеспечение 1. Учебники по истории Статьи о работе с учебником. используемом в дано году Списки альтернативных учебников, адреса их электронных изданий 2. Программа по истории данной линии учебников Программа курса, откорректированная для обучения в классе, где работает учитель. Списки альтернативных программ курса Альтернативные программы курса (оцифрованные) 3. Тематическое планирование курса Тематическое планирование курса Списки и сами альтернативные
создателями линии учебников учителя планирования курса 4. Рабочие тетради Разработанные учителем и используемые в учебном процессе в данном учебном году электронные задания для работы учащихся, оцифрованные тексты для выполнения этих заданий Списки альтернативных рабочих тетрадей Банк электронных заданий для работы учащихся по темам 5. Хрестоматии, книги для чтения для учащихся Списки альтернативных хрестоматий, книг для чтения для учащихся Библиографическ ие указатели литературы по курсу. Банк адаптированных для учебного процесса текстов, упорядоченных по большим темам курса 6. Карты Систематизированные для проведения уроков средства обучения представлены в виде презентаций, включающих материалы из Банка материала учителя Списки карт, изобразительной наглядности. Видеофильмов, имеющихся в Интернет ресурсах и печатных изданиях 7. Учебные картины, наглядность 8. Мультимедий ные печатные издания по курсу 9. Видеофильмы Банк адаптированных карт и изобразительной наглядности по курсу истории Банк адаптированных учителем к учебному процессу фрагментов видеоматериалов 10. Тесты Тестовые задания, разработанные учителем для диагностики Банк адаптированных для условий использования данной школе тестов для электронного
достижений учащихся по изучаемому курсу тестирования Программа электронного тестирования 11. Методические рекомендации по курсу Электронная версия конспектов уроков учителя по темам курса Список альтернативных печатных методических рекомендаций по курсу, Банк цифровых методических рекомендаций по курсу, презентаций по курсу и других электронных продуктов учителей 12. Список литературы печатных изданий и интернет- материалов по темам курса истории для учителя и учащихся Общий список Интернет-сайтов для учителя 13. Журнал учителя с результатами обучения истории школьников данного класса Как видно из таблицы совокупность электронных компонентов для курса УМК включает: -программу курса, откорректированную для обучения в классе, где работает учитель; -тематическое планирование реализуемого учителем курса; -разработанные учителем и используемые в учебном процессе в данном учебном году электронные задания для работы учащихся, оцифрованные тексты для выполнения этих заданий; -презентации, включающие материалы из Базы данных учителя; -тестовые задания, разработанные учителем для диагностики достижений учащихся по изучаемому курсу; -электронную версию конспектов уроков;
-список литературы печатных изданий и интернет-материалов по темам курса истории; -журнал учителя с результатами обучения истории школьников данного класса. В данной работе мы не ставили задачу разработки всех компонентов УМК. Например, мы не ставили задачу осуществить коррекцию учителем учебной программы курса истории, так как это, во-первых, большая специальная тема исследования, а во-вторых ее можно сделать только тогда, когда рассматриваются вопросы всего курса в целом, а не вопросы изучения одной его темы. По ряду компонентов УМК существует определенное обеспечение, например, есть множество тестовых заданий. Важно отобрать те из них которые направлены на результаты проверки не только знаний , но и умений деятельности учеников. Остальные вопросы будут рассмотрены в разной степенью подробности, в зависимости от уровня его обеспечения ресурсами, отдельно будет показан процесс создания презентаций. Так как именно этот компонент нуждается в разработке особенно остро.
§2. Проблема подбора материалов для создания УМК.
Чтобы понять, как может учитель самостоятельно решать задачи создания современного УМК, было проведено исследование данной проблемы в процессе разработки автором методического обеспечения темы «Великая Отечественная война» к курсу истории 11 класса. Автор исследования работает в средней школе №447 Курортного района Санкт- Петербурга. В ней процесс обучения организуется по учебнику «Россия и мир» авторов Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В., Рогожкина В.А. 1 и программе «История. Россия и мир. 10-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений» авторов Волобуева О.В., Клокова В.А., 1 Россия и мир. ХХ век/Волобуев О.В, Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. – М.: Дрофа,2007
Пономарева 2 . В данной школе по теме «Великая Отечественная война» нет бумажных карт, хрестоматий. Имеются электронные материалы на CD дисках. Это диск о Московской битве, где можно найти карту сражения, некоторые кинохроники, фотодокументы. Также есть CD диск по истории ХХ века, на этом диске можно найти карты сражений Великой Отечественной войны. Поиск ресурсов осуществлялся для того, чтобы обеспечить с их помощью эффективное освоение учебного содержания и активизацию познавательной деятельности школьников в процессе уроков, организацию процесса обучения в электронной и традиционной образовательной среде . В ходе эксперимента моделировалась ситуация, в которой работает в первую очередь учитель, лишенный возможности пользоваться фондами хороших библиотек (в небольших городах, селах и т.д.) и лишен возможности регулярного общения с квалифицированными методистами. Отбирались те печатные и электронные материалы, образовательный и развивающий потенциал которых соответствует целям обучения истории в 11 классе. При этом учитывались возможности их адаптации к учебному процессу. Поиск электронных ресурсов шел на сайтах, специально адресованных учителю и учащимся: Единое окно доступа к образовательным ресурсам, Единое окно доступа к образовательным ресурсам, Единая коллекция ЦОР, Открытый класс, Сетевое объединение методистов. В помощь учителю Сеть творческих учителей 3 . А также изучались исторических сайты, специально не ориентированные на школу, например, Российские победы и победители: портал об истории России 4 . 2 История. Россия и мир. 10-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений/ Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. - М.: Дрофа, 2009. 3 Единая коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru; Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru; Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Проект: http://www.openclass.ru/ ;Сетевое объединение методистов. В помощь учителю: http://som.fio.ru/;Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/about.aspx?cat_no=232 4 Российские победы и победители: портал об истории России / http://www.pobeda-info.ru
На них рассматривался только материал, которые имеет непосредственно отношение к теме «Великая Отечественная война». В силу его обилия материалы отбирались методом случайной выборки, то есть так, как обычно поступает учитель, готовясь к урокам. Получились такие результаты. Проведенный во второй главе анализ программы и учебника позволил уточнить структуру уроков и определиться с задачами их дополнительного методического обеспечения. Планирование включало шесть уроков по данной теме: 1. Внешняя политика СССР в 1939-1940 гг. 2. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия 1941 года. 3. Перелом в ходе войны. Боевые действия 1942-1943. 4. Советский тыл. Советские люди на оккупированных территориях. Партизанское движение. 5. Ленинград в годы Великой Отечественной войны. 6. Боевые действия в 1944-1945 годах. При отсутствии для данной линии учебника в печатных изданиях в поурочном планировании перечня умений и заданий для самостоятельной работы школьникам учителю ничего не остается делать, как только выполнять эту работу самому. Так как система формирования умений не прописана в программе курса, то определиться с тем, на каком этапе развития умений находятся школьники к 11 классу сам учитель не может, а, следовательно, он не может и представить уровень требований к развитию умений по теме «Великая Отечественная война». Он не может планировать процесс развивающего обучения системно, и должен полагаться только на свой опыт и интуицию, либо встраиваться в системы, построенные для других линий учебников. Эта проблема могла бы быть решена в поурочных методических рекомендациях к урокам, где было бы логичным изложить пути развития познавательных умений учеников, однако и этого не происходит. В поисках современных методических рекомендаций к урокам мы обратились к электронным ресурсам. Были проанализированы методические
рекомендации нескольких сайтов (Приложение 1, сайты 1,2). В одних имелись только тексты, другие содержали также изобразительный ряд, документы к урокам. Например, на сайте приложения к газете «Первое сентября», в рубрике «Я иду на урок истории» (Приложение 1, сайт 1) . имеются разработки к урокам по Великой Отечественной войне 73 авторов. При этом для целенаправленной работы мы сразу исключили из поиска те из них, которые напрямую не соотносятся с темами урока, несмотря на привлекательность их сюжетов. Например, Александр Романов. "От благодарных москвичей" (N8/2010) Виктор Горбунов. "Военные победы героев спорта" (N9/2010) Из просмотренных нами содержательны и грамотны в плане отбора и изложения материала рекомендации известного методиста и автора учебников истории Л. А. Кацвы к урокам «Битва за Москву», «Подвиг тыла». В них дано грамотное последовательное изложение содержания уроков, вопросы на проверку полученных знаний на уроке. Но методических решений занятий на основе приемов развивающего обучения нет. А. Николаевский в материалах к уроку «Битва за Москву в вопросах и ответах» - приводит отбор содержания к уроку, фотографии, отображающих суть исторического содержания. Но также нет методических решений занятий на основе развивающего обучения. Алогичная картина в публикации сайта А. Игнатовым «Поражение Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны» - подробное описание содержания урока, материалы к нему, есть некоторые задания и вопросы для учащихся. Следовательно, данный сайт может помочь учителю приобрести новые знания по теме, но не дает примеров организации познавательной деятельности школьников. Возможно, где- то и имеются нужные нам рекомендации, но учитель каждый день готовиться к урокам по разным курсам истории и просмотр 73 предложенных уроков только одного сайта требует больших временных затрат и вряд ли возможен боле е длительный поиск. Поэтому материалы данного сайта можно отобрать и поместить в ресурсную часть УМК, но они мало помогают в непосредственном методическом решении урока. Так как в методических рекомендациях, не было обнаружено решений проблем развития учащихся, то мы предположили, что, возможно, она просматривается в уже существующих презентациях к уроку. 2. Презентации к уроку.
Нами были проанализированы шесть презентаций (Приложение 1), отражающих опыт работы учителей по данной теме. Мы рассматривали их по таким параметрам: 1. Правильность и полнота отображения содержания, в соответствии с типовым планированием уроков; 2. Потенциал для организации самостоятельной работы а) на уроке б) во внеурочное время; 3. Методически грамотное оформление и предъявление материала (соотношение текста, четкость изображений и т.д.); 4. Возможность использования предложенных презентаций а) полностью на уроке б) частичное использование содержащихся там материалов. В итоге было выявлено, что все предложенные презентации ориентированы на знаниевую модель обучения. По своей тематике они не всегда соответствуют типовому планированию (Приложение ,1 презентация 4). Только об одной из них чья? говорить, что она обеспечивает четкое и последовательное раскрытие основного содержание урока (Приложение , 1презентация 1), но и она не ориентирована на развитие учащихся, но имеющиеся в ней материалы могут стать основой раскрытия содержания Материалы остальных можно использовать только фрагментарно: а) изобразительные источники (Приложение, презентация 2,5) б) тексты Материалы некоторых презентаций можно предлагать для организации самостоятельной работы учеников (Приложение 1, презентации 2, 4). В итоге анализа этих готовых электронных продуктов для использования без корректив на уроке и во внеклассной работе обнаружено не было. Поэтому был сделан вывод о необходимости разработки своих презентаций. В итоге для решения проблем развивающего обучения учитель должен сам создавать тематическое планирование на развивающей основе, сам разрабатывать соответствующую методику урока и создавать презентацию.
Так как системы развивающего обучения в изученных материалах не предложено, то далее учитель переходит к созданию своего конспекта урока и его методического обеспечения. Например, нами было намечено проведение урока по теме по «Коренной перелом» по такому плану: 1.Оборонительные бои Красной Армии летом и осенью 1942 года. 2.Сталинградская битва. 3. Битва на Курской дуге. Не останавливаясь на описании учебного содержания, обратимся к проблеме создания презентации к уроку. С этой целью мы отбирали цифровые ресурсы. Был изучен сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» 5 . На этом сайте есть наборы цифровых ресурсов к учебникам «Всеобщая история XХ век», 11 класс, Загладин Н.В., «История Отечества ХХ - начало XXI века», 11 класс, Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. , «История России. XX - начало XXI века», 11 класс, Волобуев О.В., Кулешов. 6 К учебнику «Всеобщая история XХ век», 11 класс, Загладин Н.В. на данном сайте материалов по Второй мировой войне нет. К учебнику 11 класс, Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. материалы присутствуют. В частности к уроку «Коренной перелом в ходе войны» имеются следующие материалы: карта «контрнаступление советских войск под Сталинградом», фрагмент исторического документа: "Газета "Вечерняя Москва" о ходе военных действий; видеофрагмент «Обыкновенный фашизм» (режиссер – М. Ромм, 1965 г. Часть 2 фрагмент «Под Сталинградом» Продолжительность – 1:12), аудиофрагменты Воспоминания Кожедуба о бое в Белгороде, Левитан о победе под Сталинградом, Левитан о прорыве блокады Ленинграда. Материалы, подобранные к данному уроку помогут учителю подготовиться к уроку, организовать самостоятельную работу учащихся. Также предлагаются материалы к другим урокам по Великой Отечественной войне: «начальный 5 Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru 6 Загладин Н.В. Всеобщая история. 11 класс. – М.: Русское слово, 2007; Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества ХХ век. 11 класс. – М.: Русское слово, 2007; Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.., Рогожкин В.А. Россия и мир. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа, 2007.
период войны», «Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны», «Причины, цена и значение Великой победы». К учебнику Волобуева О.В. который является главным в школе, где работает автор исследования предлагаются материалы по следующим темам касающимся Великой Отечественной войны: «Великая война: вызовы и ответы», «Человек и война», «Великая война: побеждающий народ». По планированию уроков по таким темам нет, но возможно использование материалов этих уроков к другим урокам, посвященным Великой Отечественной войне. Итак, материалы «Великая война: вызовы и ответы». К этому уроку предлагаются следующие материалы: -карта Московской битвы. Карта мультимедийная, при начатии мышью на карте появляются направление боевых действий, города, которые были захвачены, а потом освобождены, четко прослеживается изменение линии фронта. Данная карта может использоваться на уроке «Начальный период Великой Отечественной войны», карту можно использовать не адаптируя, так как она четко дает представление о ходе битвы, ее значении и исходе. -карта план «Барбаросса». Карта мультимедийная, при нажатии мышью на карте появляются направления ударов немецких войск, которые предполагалось нанести. Удары немцев на карте показаны по каждой группе немецких армий. Карту можно использовать на уроке «Начальный период Великой Отечественной войны». Карту использовать можно не адаптируя, так она четко дает представление о планах немцев по захвату СССР, не содержит ненужных сведений, способных отвлечь внимание учащихся от главной темы карты. -плакат «Родина мать зовет» - может использоваться на уроках, посвященных Великой Отечественной войне, в качестве дополнительного иллюстративного материала. -карикатура «Союз Гитлера и Сталина», возможно использование данной карикатуры на уроке «Внешняя политика СССР в 1939-1940 гг.» - для иллюстрации подписания пакта Молотова-Риббентропа. Учащимся можно предложить прокомментировать данную карикатуру. Недостаток ее в том, что данная карикатура сделана в 1989 году, и не может отображать истинное отношение советского народа к подписанию пакта. -музыкальное сопровождение «Священная война» (композитор А.
Александров, автор текста В. Лебедев-Кумач). Данная музыкальная композиция как нельзя лучше подойдет для урока «Начальный период Великой Отечественной войны», сможет передать учащимся настроение советского народа в годы войны. Материалы «Человек и война». К этому уроку предлагаются только фотодокументы: портрет маршала Г.К. Жукова, немецкие солдаты в России, пленные: русские и немцы, работа на оружейном заводе, фронтовики. Данные фотодокументы можно использовать на всех уроках по Великой Отечественной войне. Они помогут проиллюстрировать тот или иной период войны, подборка данных фотографий облегчит работу учителю по поиску необходимых фотодокументов. Материалы «Великая война: побеждающий народ». К этому уроку предлагаются: - Карта «Десять сталинских ударов». На этой карте обозначены все десять наступательных операций 1944 года, учащимся не составит труда назвать эти операции и пояснить их значение. Данную карту можно использовать на уроке «Боевые действия 1944-1945 гг.». Данная карта не адаптирована для учащихся, так как она содержит ненужной информации, поэтому учителю нужно будет самостоятельно адаптировать карту. -Карты «Сталинградская битва», «Битва на курской дуге». При нажатии мышью на картах появляются все направления ударов советских и немецких войск, четко обозначено изменение линии фронта, обозначены города, имеющие отношение к этому сражению. Карты не имеет никаких лишних сведений, дает четкое представление о битвах, поэтому учитель может смело использовать данные карты на уроке «Коренной перелом в ходе войны». - видеофрагменты «Штурм Берлина» и «Ялтинская конференция» (из фильма «Освобождение»). Данные видеофрагменты позволят учителю проиллюстрировать и дополнить рассказ о взятии советскими войсками Берлина, и показать встречу в Крыму в феврале 1945 года. Данными материалами обеспечиваются не все уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Данная коллекция цифровых образовательных ресурсов не решает на должном уровне обеспечения учителя в рамках линии учебников автора О.В. Волобуева. Поэтому приходилось искать материалы далее.
Одни из них затем вошли в презентацию, вторые составили банк ресурсного обеспечения. В итоге поиска карт, документов и средств наглядности получились следующие результаты: Карты. В интернете представлено множество карт, но не все они подходят для использования на уроке. На уроке можно использовать карты, не адаптируя их самостоятельно, только двух сайтов (Приложение 1, карты 1,4) Остальные карты (Приложение 1, карты 2,3,5) без адаптационной работы над ними учителя использовать на уроке нельзя. Карты не адаптированы для учащихся, что является препятствием для успешной работы с ними. Иллюстративный материал. Изучая сайты с иллюстративным материалом, были обнаружены сайты, где располагаются архивные фотодокументы, фотографии боевой техники, виртуальный музей Мамаев Курган, плакаты (Приложение 1, иллюстративный материал 1,2,3,4). Учитель может использовать данные материалы как на уроках, с предложенными вопросами и заданиями к фотодокументам, так и в качестве задания для внеклассной самостоятельной работы. Кинохроники Великой Отечественной войны.Для более продуктивной работы учащихся на уроке, учитель может использовать документальные кинохроники времен Великой Отечественной войны. Проанализировав интернет - ресурсы было обнаружено большое количество кинохроник небольшого объема (приложение 1, кинохроники 1,2,4), а также документальные фильмы, продолжительностью более 45 минут (Приложение 1, кинохроники 3). Данные кинохроники можно использовать как на уроке, так и в качестве задания для самостоятельной работы. Такое разнообразие образовательных ресурсов, с одной стороны, открывает простор для творчества учителя и для работы учащихся, но с другой делает разработку учебного процесса очень трудоемкой, так как необходимо затратить время на поиски и анализ этих ресурсов, а затем еще, на их адаптацию к уроку и разработку методического решения уроков. А сама база данных разрастается до невероятных размеров.
Поэтому было принято решение в рамках данного исследования ограничиться только описанием опыта разработки развивающих презентаций к урокам, которые в концентрированном виде содержат все необходимые элементы для организации современных уроков.
§3. Разработка презентаций к урокам по теме «Великая Отечественная
война» как средство оптимизации решения проблем создания УМК.
Разработка Презентаций к урокам осуществлялась в соответствии с этапами и по критериям, изложенных Е. Дьяковой (см. гл.1). В соответствии с избранными темами, целями и содержанием их изучения, осуществлялась адаптация цифровых ресурсов для их включения в презентацию. Рисунок 2. Пример адаптации карты «Боевые действия 1944-1945 гг.» Как видно из рисунка для того, чтобы учащиеся лучше понимали процесс продвижения советских и союзнических войск к Берлину. Адаптировав данную карту для учащихся, были проведены следующие операции. Для начала на карте были отмечены те города, которые были освобождены. Красным цветом показаны города, которые были освобождены советскими войсками, голубым города, освобожденные союзническими войсками. Специальным значком показаны «котлы», то есть места окружения противника советскими восками. Также на карте обозначена линия фронта на начало операции и конец. Кроме карт, отражающих боевые действия Великой Отечественной войны, для презентации были использованы фотодокументы.
Рисунок 3. Пример отбора фотодокументов к уроку «Коренной перелом в ходе войны» При отборе фотодокументов необходимо обращать внимание на то, что фотодокументы должны отображать суть изучаемого материала. На рисунке показаны фотодокументы, иллюстрирующие тактику уличных боев во время Сталинградской битвы. На данных фотографиях видно, в чем заключалась тактику уличных боев, и учащимся не составит труда самостоятельно объяснить суть тактики уличных боев. Аналогичным образом отбирались и адаптировались по содержанию документы и другие тексты. Разрабатывались вопросы, которые предполагали постановку заданий для работы с отобранными источниками знаний. Созданные презентации становились основой для проведения уроков, их эффективность проверялась экспериментально. Они по возможности, были направлены на самостоятельную деятельность учащихся. При этом из-за отсутствия нормативных требований к уровню развития умений познавательной деятельности, вопросы и задания к ним ставились учителем так, как сам учитель представляя уровень возможностей своих учеников и методику организации их работы.
§4. Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война».
Цель эксперимента заключалась в изучении условий оптимизации в отборе содержания, средств и приемов изучения темы «Великая Отечественная война» на основе развивающих презентаций. Рассмотрим приемы активизации школьников на экспериментальных уроках. На уроках «Начальный период Великой Отечественной войны», «Коренной перелом в ходе войны», «Ленинград в годы блокады», «Боевые действия 1944-1945 гг.» шла работа с анимированной картой. Далее на примере работы с картой «Битва на Курской дуге» будет показан алгоритм работы с анимированной картой. Ученик В. читает задание: Проследите, как изменялась линия фронта на протяжении битвы. Что значит это изменение? Учитель включает анимацию, на карте появляются три линии фронта, выделенные разными цветами и подписанные датами изменения.
Рисунок 4. Анимированная карта «Битва на Курской дуге» на уроке «Коренной перелом в ходе войны» Четверо учеников тянут руки. Учитель выбирает того, кто будет отвечать. Ученик Б.: Линия фронта изменялась два раза. К 15 июля 1943 года, как видно на карте, противнику удалось прорвать линию фронта в районе города Обоянь, но как мы видим, противник был отброшен назад. К 23 августа 1943 года линия фронта сдвинулась на запад, что значило вытеснение противника. План «Цитадель» не был осуществлен, так как город Курск взять немцам не удалось. Ученик З. читает задание: укажите, какие города были освобождены в ходе Курской битвы. Учитель включает анимацию, на карте появляются города, которые были освобождены в ходе Курской битвы. Восемь человек тянут руки. Учитель выбирает того, кто будет отвечать. Ученик С.: в ходе Курской битвы были освобождены следующие города: Белгород, Брянск, Орел, Харьков. Подобные приемы работы с анимированными картами использовались и на других уроках, посвященных Великой Отечественной войне. Возросла активность и интерес учеников к работе с картой. Это позволяло учащимся самостоятельно, с помощью заданий, понять ход того или иного сражения или события. Как показывали ответы учеников, добывая самостоятельно знания учащиеся лучше запоминали материал, связанной с формированием историко- географических знаний. Также в презентациях были использованы схемы, диаграммы, статистические таблицы.
Рисунок 5. Диаграмма «Температура воздуха в блокадном Ленинграде» на уроке «Ленинград в годы блокады» На примере диаграммы «Температура воздуха в блокадном Ленинграде» будет показана работа с различными видами статистических данных. Ученик С. читает задание: проанализируйте данные диаграммы. Что Вы можете сказать о температуре воздуха в первую блокадную зиму? Пятеро учеников тянут руки. Учитель выбирает ученика, который будет отвечать. Ученик Р.: По данным диаграмм видно,что на протяжении четырех месяцев температура воздуха не поднималась выше трех градусов. В целом температура воздуха была достаточно низкой. В декабре самя низкая температура – 20 ºС, в январе -35 ºС, в феврале -23 ºС, в марте -25 ºС. Ученик Ф. читает задание: Как Вы думаете, как повлияла температура воздуха на жизнь ленинградцев и на ход военных действий? Четверо учеников тянут руки, учитель выбирает кто будет отвечать. Ученик К.: Город был взят в блокаду, а значит продовольствие не поступало в город, также как и горючее в котельные. Поэтому в Ленинград пришел не только голод, но и холод не только на улицах но и в домах. А так как на протяжении четырех месяцев температура воздуха была очень низкой, то голодные люди еще больше умирали на улицах, не только от голода, но и от
холода. Также и в домах, если не раздобудешь топлива (доски, старую мебель и т.д.) также можно было замерзнуть. В данном случае статистические материалы способствовали решению воспитательных задач урока, вживанию их в атмосферу блокадного города. В презентациях к каждому уроку по Великой Отечественной войне присутствовали диаграммы, схемы, статистические таблицы связанные с численностью войск, с промышленным потенциалом, потерями на войне и т.д. Подобные задания позволяли учащимся не только научиться анализировать данные, но и самостоятельно делать выводы, обощать полученную информацию. Рисунок 6. Пример задания на работу с иллюстративным на уроке «Коренной перелом в ходе войны Благодаря возможносям презентации была организована работа с репродукциями картин и фотодокументами. Учитель выводит на экран слайд, на котором помещены фотография пленных немцев под Сталинградом и репродукция картины А. Рифрежье «Сверхчеловеки». Ученик Т. читает задание: Сравните эти изображения пленных немцев. Чем они отличаются? Есть ли в них что-то общее? Трое учеников тянут руки. Учитель выбирает кто из учащихся будет отвечать. Ученик С.: Общее в этих изображениях то, что на них изображены пленные немцы. Различия в том, что на репродукции картины немцы
изображены жалкими, побежденными, каждый немец на картине изображает отдельную личность немца. Ученик Г. читает задание: Как Вы думаете, что хотел показать в своей картине А. Рифрежье? Почему она называется «Сверхчеловеки»? Трое учеников тянут руки. Учитель выбирает того, кто будет отвечать. Ученик К.: Я думаю, что автор хотел изобразить на этой картине идую о том, что немцев все-таки можно победить. Ведь советские воины думали, что немецкая армия непобедима. Но вот немцы под Сталинградом сдались, и стоят перед русскими побежденные, показав свои пороки, слабые места. «Сверхчеловеки» мне кажется потому что таким названием автор хотел как бы подчеркнуть слабость мифически непобедимой немецкой армии. Не сверлюди, а сверхчеловеки, такое название я думаю унижает немцев. В презентациях, посвященных Великой Отечественной войне все картины, фотодокументы приведены с заданиями и вопросами, для активизации деятельности учащихся. Картины и фотодокументы отбирались из принципа, что данные наглядные средства должны отображать суть изучаемой темы и обеспечивать работу учеников, а не просто слуить иллюстацией к рассказу учителя. После того, как были проведены шесть уроков по Великой Отечественной войне, в классе была организована самостоятельная работы по пройденному материалу. Учащимся было предожено описать по вариантам битву Великой Отечественной войны (Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, Берлинская операция). Результаты оказались следующие. Общий уровень написанных работ был выше чем обычно. То есть усвоение материала выше в случае использования разработанных презентаций. В эксперименте презентация по Московской битве содержала в себе меньше заданий и вопросов к картам, картинам и фотодокументам. Это было сделано для того, чтобы наглядно показать разницу в усвоении материала на уроке по обычной схеме и на уроке с презентацией. Проанализировав написанные работы, можно сделать вывод о том, что лучше всего учащиеся усвоили материал по Сталинградской и
Курской битвам, Берлинской операции. А Московская битва запомнилась не столь хорошо. Учащиеся описывавшие битвы коренного перелома и Берлинскую операцию в своих работах указывали правильные даты начала и конца операции, имена главнокомандующих, верно описывали ход операции – города, которые были взяты и освобожены, правильно описывали итог битв. А учащиеся описывающие Московскую битву, испытывали затруднения. Тяжело было вспомнить города взятые немцами, позднее освобожденные советскими войсками. Лишь один ученик схематично нарисовал карту Московской битвы с указанием городов на пути к Москве. Второе задание в самостоятельной работе заключалось в ответе на вопрос: «Понравились ли Вам уроки по Великой Отечественной войне. Что нового вы узнали?». Самостоятельную работы писали 11 человек, что составляет 100% класса. Все учащиеся ответили, что уроки им понравились, было очень интересно. На вопрос о том, что нового узнали ответы были такие. Большая часть учащихся ответили, что о Великой Отечественной войне слышали немного, узнали о главных сражениях войны, много нового о блокаде. Некоторые отмечали, что после проведенных уроков заинтересовались войной и стали читать художественную литературу, а также документальную, посвященную Великой Отечественной войне. Примечательно, что на уроках все учащиеся вели себя активно, участвовали в обсуждениях. Даже учащиеся, которые не проявляли ранее интереса к истории, на данных уроках не только слушали учителя и своих одноклассников, но и сами принимали участие. Можно смело утверждать, что эксперимент удался и результаты проведенной работы достаточно хорошие. Пройденый материал закрепился у учащихся надолго, и теперь они могут охарактеризовать любое сражение Великой Отечественной войны. Совершенно очевидны следующие выводы.
Использование презентаций спосбствует приобретению ученикаим опыта работы с различными источникаи знаний, развитию умений познавательной деятельности. В процессе такой деятельности возрастает прочность и осознанность освоения содержания урока. Без презентаций столь эффективно организоать активную самостоятельную работу учеников с широким кругом источников невозможно. Вместе с тем процесс создания презентаций к каждому уроку самим учителем невероятно трудоемкий. За один год учитель может создать только небольшую коллекцию цифровых обраовательных ресурсов и создать небольшое количество презентаций, делающих его урок эффективным. Сайты Интерет пока не обеспечивают в должной мере учителя материаласи, которые бы он мог сразу включать в свои презентации. И без того трудозатратный процесс на создание презентаций, омложняется еще необходимостью адаптации имеющихся ресурсов. Выводы по третьей главе. Изложенный опыт создания УМК с электронной составляющией показал что с одной стороны такой подход повышает эффективность работы учителя над своим методичесим обеспечением. С другой стороны в силу не проработанности вопросов о системе формирования умений и пуях их развития в программах, учебниках, методических рекомендациях он осуществляется не столь целенаправленно, как мог бы идти. Организация процесса обучения на основе развивающих презентаций безусловно эффективное средство повышения актвности учащихся. Однако, отсуствие сетуих поисковых систем и адресных, адаптированных к
содержанию вопрсов, изучаемых на уроке ресурсов на сайтах,затрудняет работу учителя над созданием этих средств обучения.
Список использованных печатных источников.
1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В. «Россия и мир. ХХ век. 11 класс Рекомендован Российской Академией Образования - М.: Издательство Дрофа. 2007 2. Вяземский Е. Е., Стрелова, О. Ю. Теория и методика преподавания истории.- М.: Владос, 2003 3. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе - М., 1971. 4. Горшенин К.П. Нюрнбергский процесс в 2-х томах – М.: Юридическая литература, 1954 . Оцифрованная версия. Библиотека по истории 5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. - М., 1966. 6. Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании/Под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой – СПб., 2009. 7. Дьякова Е.Б. Учебная презентация для работы по новым образовательным стандартам «Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке». Преподавание истории в школе,2011, N6. 8. Ежова С.А, Лебедева И.М., Дружкова А.В. и др. Методика преподавания истории в школе - М.: Просвещение. 1986. 9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.
Список использованных интернет - ресурсов.
1. Александренко Г.И. презентации Сталинградская битва и Курская битва. Сам себе репетитор 2. Архивные фотодокументы. Победа 1941-1945 3. Багаева Р. презентации Берлинская операция, Герои Великой Отечественной войны, Оружие Великой Отечественной войны, Дети Великой Отечественной войны. С днем победы
4. Виртуальная экскурсия по музею Сталинградской битвы в Волгограде. Сталинградская битва – музей-заповедник. 5. Документальные кинофильмы о Великой Отечественной войне. Военная хроника 6. Документальные фильмы о Великой Отечественной войне. 1941-1945 7. Карты Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
В раздел основное полное образование