Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методы и формы контроля на уроках русского языка"

статья

Автор: Ерошина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Королевская сош, Поселок Королевский Алтайского края



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Проблема повышения качества обучения актуальна, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен. Почему большее внимание я уделила именно этой теме? Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения. Именно контроль знаний и умений обучаемых позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний и уровень достижения школьниками содержания образования. Выявленный уровень подготовки учащихся дает возможность уточнить имеющиеся у них проблемы и систематизировать типичные ошибки, что с моей стороны предполагает выработку стратегии и тактики дальнейшего обучения: определение ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Современная методика предлагает большое разнообразие определений метода и формы, я останавливаюсь на точке зрения, изложенной в «Методике преподавания русского языка» под редакцией профессора М.Т. Баранова (М., Просвещение, 1990). Метод – путь, способ проверки результата обучения (например, диктант). Форма – способ организации деятельности учащихся в условиях проверки знаний, умений и навыков по русскому языку (например, фронтальный письменный опрос) Методы контроля по русскому языку можно условно разделить на две группы: методы контроля за усвоением знаний, связанные прежде всего с проверкой языковой и лингвистической компетентности учащихся, и методы контроля за сформированностью умений и навыков. Последние в свою очередь делятся на методы проверки учебно-языковых умений и методы проверки правописных умений, которые также проверяют языковую и лингвистическую компетентность учеников, и методы проверки речевых умений и навыков, направленные на проверку коммуникативной и отчасти культурологической компетентности учащихся. Внутри каждой группы находятся частные методы, которые позволяют провести проверку знаний, умений и навыков школьников тем или иным образом, что зависит от цели и задач контроля.
Однако надо всегда помнить, что проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для меня как для учителя имеют такие функции проверки, как обучающая, развивающая и воспитывающая. Воспитательная функция контроля заключается, прежде всего, в формировании у школьников ответственного отношения к учебе, что способствует осознанному усвоению материала, а также постоянной готовности к проверке знаний или их практическому применению. Кроме того, содержание материала, предназначенного для проверки, подбираю такой, чтобы был направлен на формирование культурно-ценностных ориентаций учащихся, развивал эрудицию, интеллект. Готовя материал для контроля, всегда учитываю психофизические и интеллектуальные способности учащихся, чтобы каждый из них не видел в контроле непреодолимое препятствие. Применяемые мной формы и методы контроля во многом зависят от типа, формы, этапа урока. Например, для контроля домашнего задания я МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ЗНАНИЙ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Рассказ(сообще ние ученика); ответы на вопросы и т.д. Методы проверки правописных умений Методы проверки учебно-языковых умений Методы проверки речевых умений Изложение; сочинение; диктант(творческий, свободный, с продолжением) Нахождение, подбор, анализ языковых явлений и т.д. Группировка слов по видам орфограмм; диктант и т.д.
использую перфокарты, в которые выписываю слова, встречавшиеся в домашней работе и требующие особого внимания со стороны учащихся. Либо текст упражнения в правильном виде записываю на доску или подаю на экран через медиапроектор, учащиеся сами проверяют работу, сравнивая с образцом. Но и само домашнее задание стараюсь дать таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, активизировать их внеклассную деятельность. Используемые приемы:  ярмарка – продажа, на которой «продаю» домашние задания, установив каждому балльную цену;  на доске заранее записываю домашние задания трех уровней, и ученики выбирают себе комбинацию подходящих для них вариантов;  разрабатываю наряду с обязательными репродуктивными заданиями остроумные, увлекательные по форме и содержанию, творческие, проблемные, поисковые задания. Постоянный контроль домашнего задания отражаю в «Экране выполнения домашних заданий», что повысило уровень правильности, аккуратности, систематичности их выполнения. Этот прием дает положительный результат в средних классах, в старших, как правило, надобность в таком контроле отпадает. Очень интересный вид контроля – лабораторная работа. Такая работа часто применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. На уроках русского языка обращаюсь к лабораторной работе при изучении тем по стилистике. Кроме практических навыков в ходе лабораторной работы решаются задачи поискового характера: найти, определить, охарактеризовать языковые явления и факты, имеющие стилевую принадлежность, обосновать свой выбор. При выполнении лабораторной работы оцениваю:  знание орфограмм, правописных норм;  умение правильно сгруппировать указанные языковые средства;  умение отобрать среди данных единиц те, которые обусловлены заданием;
 умение прокомментировать, проанализировать указанные языковые явления. Качество знаний учащихся 9-ого класса при выполнении лабораторной работы и диктанта: Лабораторная работа – 100% Диктант –60% В настоящее время большое распространение получил такой метод контроля как тест. Уже начиная с пятого класса, приучаю детей к выполнению тестовых заданий, что им очень пригодится при подготовке к ЕГЭ и его сдаче. Тест как метод контроля:  обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний учащихся;  экономит время учителя;  способствует улучшению психологического климата. Перечисленные методы и формы контроля способствуют развитию более серьезного отношения к предмету, способствуют повышению качества знаний учащихся.


В раздел основное полное образование