Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Жанровая специфика текстов на немецком языке"

Программа предметного (элективного) курса

Автор: Карпова Марина Викторовна, преподаватель иностранного языка, ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище", город Тюмень



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новотарманская средняя общеобразовательная школа СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Д.Ю.Трушников «____»________2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Н.Ю.Юсупова "______" __________2013г. Рассмотрено на МО Протокол № ______ от «____»________2013 г. Руководитель МО _________ Ю.В.Пейль
ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА

«ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ»
Составитель: Карпова М.В., учитель иностранного языка высшей квалификационной категории Тюменская область, Тюменский район, п. Новотарманский 2013 год

Пояснительная записка
Одним из основных видов речевой деятельности, которым должны овладеть учащиеся, изучая иностранный язык, является письменная речь. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. При обучении иностранному языку письмо является одновременно целью и средством обучения. В структуру экзаменационной работы по иностранному языку для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ) входит письмо: задание С1-написание личного письма и задание С2-развернутое высказывание с элементами рассуждения на заданную тему. Данные задания представляют определенную трудность для обучающихся, так как учащиеся должны владеть умением с помощью языковых средств выражать различные коммуникативные намерения адекватно коммуникативной ситуации. Кроме того, обучающиеся должны также обладать развитой социокультурной компетенцией, а также знаниями в области культурной специфики жанровых особенностей оформления и написания письма, эссе, автобиографии/резюме, заполнения различных анкет, бланков, формуляров.
Цель
данного предметного курса: Помочь обучающимся овладеть умением писать личные и официальные письма, заполнять бланки документов, анкеты, формуляры, писать сочинение- рассуждение на заданную тему, автобиографию/резюме.
Задачи
курса: 1. Познакомить с жанровым, языковым и социокультурными особенностями различных типов письменного текста. 2. Научить правильно оформлять разные виды текстов. Данный предметный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа. Учебный материал отобран в соответствии с требованиями кодификатора элементов содержания по немецкому языку для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать
: -требования к части С «Письмо» ЕГЭ по немецкому языку; -жанровые особенности разных типов текстов; -особенности структуры и оформления разных видов письменных работ; -языковые средства для выражения коммуникативных намерений в письмах;
-речевые формулы для оформления стандартных частей развернутого высказывания с элементами рассуждения; -социокультурные особенности письменных работ разных жанров; -специфику работы с разными видами письменных заданий.
Уметь
: -строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме; -описывать события/ факты / явления; -сообщать / запрашивать информацию; -выражать собственное мнение / суждение; -аргументировать свою точку зрения; -делать выводы; -строить письменное высказывание логично и связно; -использовать различные стратегии: описания, рассуждения, сообщения, повествования; -соблюдать правила организации письменного текста; -употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно.

Учебно-тематический план предметного курса
№ Тема Кол-во часов Практическая часть Дата план факт 1. Вводное занятие. Анализ критериев заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по немецкому языку. 2 2. Структура письма. Ознакомление с письмами-образцами. 1 Выполнение упражнений на структурирование. Написание письма личного характера по образцу. 3. Языковые средства для выражения коммуникативного намерения в письмах. Особенности языка письма личного характера. 3 Выполнение грамматических и лексических упражнений. Написание письма личного характера по образцу. 4. Алгоритм создания своего собственного высказывания. Оформление текста письма. Использование перифраз. 2 Работа с письмами- образцами. Написание письма личного характера. 5. Практикум по написанию письма личного характера по материалам КИМов ЕГЭ. 4 Выполнение задания С1 6. Деловое письмо, его отличия от письма личного характера, особенности оформления. 1 Написание делового письма. 7. Развернутое высказывание с элементами рассуждения, его виды. Структура эссе. Особенности плана развернутого текста 2 Составление плана эссе по предложенным темам. 8. Специфика выполнения тестовых заданий раздела 3 Анализ письменных работ
"Письмо"- сочинение - рассуждение по материалам КИМов ЕГЭ, выполнение заданий. 9. Фактологическая и языковая информация содержания эссе. 2 Систематизация речевых формул для оформления стандартных частей текста. 10. Общие стратегии письменного высказывания с элементами рассуждения. 2 Составление алгоритма выполнения подобных заданий 11. Практикум в написании эссе вида «Мое мнение» 7 Письменная работа по материалам КИМов ЕГЭ. 12. Автобиография/резюме. 1 Написание своей автобиографии. 13. Анкеты, бланки, формуляры. 1 Заполнение анкет, бланков, формуляров. Итого: 34
Содержание курса

Тема

1.
(2 часа) Вводное занятие. Специфика заданий на проверку письменной речи базового, повышенного и высокого уровня части 4 «Письмо» ЕГЭ по немецкому языку. Критерии оценивания письма личного характера и развернутого высказывания с элементами рассуждения.
Тема

2
. (1 час) Структура письма. Особенности структуры писем на немецком языке, их социокультурные особенности. Изучение писем- образцов с точки зрения структурирования. Особенности оформления письма личного характера на немецком языке. Практическая часть: выполнение упражнений на структурирование, написание письма личного характера по образцу.
Тема

3.
(3 часа) Языковые средства для выражения коммуникативного намерения в письмах : -для выражения приветствия/ прощания; -поздравления; -радости; -пожелания;
-извинения; -высказывания совета, рекомендации; -изложения событий, сообщения; -запроса и высказывания мнения; -оформления вводной и заключительной части письма. Особенности языка личных писем. Практическая часть: составление таблицы «Язык писем», выполнение грамматических и лексических упражнений, заданий к письмам, написание письма личного характера по образцу.
Тема 4.
(2 часа) Алгоритм создания своего собственного высказывания. Последовательность действий перед выполнением задания С1 ЕГЭ: планирование последовательности изложения материала. Формулирование идеи и развитие темы. Учет ситуации общения: куда, кому и с какой целью пишется текст. Использование соответствующего стиля речи. Выбор языковых средств. Оформление текста письма. Логика высказывания, деление текста на абзацы. Соблюдение правильного порядка слов в предложении, оформление предложений пунктуационно, правильное употребление видовременных форм глагола, употребление простых и сложных предложений, средств логической связи. Использование перифраз. Практическая часть: работа с письмами- образцами, анализ писем с точки зрения языка, средств логической связи. Написание письма личного характера.
Тема 5.
(4 часа) Практикум по написанию письма личного характера по материалам КИМов ЕГЭ.
Тема

6.
(1 час) Деловое письмо, языковые средства для выражения коммуникативного намерения, его отличия от письма личного характера, особенности оформления. Практическая часть: написание делового письма.
Тема 7.
(2 часа) Развернутое высказывание с элементами рассуждения, его виды. Структура эссе. Особенности плана развернутого текста. Практическая часть: составление плана эссе по предложенным темам.
Тема

8
. (3 часа) Специфика выполнения тестовых заданий раздела "Письмо"- сочинение -рассуждение. Анализ образцов- письменных работ обучающихся, выполнение упражнений. Структура и объем эссе.
Тема 9.
(2 часа) Фактологическая и языковая информация содержания эссе. Средства логической связи, речевые клише. Практическая часть: систематизация речевых формул для оформления стандартных частей текста.

Тема 10
. (2 часа) Общие стратегии письменного высказывания с элементами рассуждения. Составление алгоритма выполнения подобных заданий Аргументация своей точки зрения. Выполнение заданий "тезис- аргумент".
Тема

11
. (7 часов) Практикум в написании эссе вида «Мое мнение». Письменная работа по материалам КИМов ЕГЭ.
Тема

12.
(1 час) Автобиография/резюме. Особенности оформления, требования к данным видам письменных заданий. Практическая часть: написание своей автобиографии.
Тема 13.
(1 час) Анкеты, бланки, формуляры. Особенности оформления, требования к данным видам письменных заданий. Практическая часть: заполнение анкет, бланков, формуляров.

Литература
1. Андрюхина И.А., Латыш Г.Г. Работа с аутентичными письмами //Иностранные языки в школе.- 1998.- № 3. 2. Вербицкая В.М., Епихина Н.М., Матюшенко В.В., Фоменко Т.М. Английский, немецкий, французский языки // Сборник экзаменационных заданий. - М.: Издательство «Эксмо», 2008. 3. Единый государственный экзамен. Немецкий язык // Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся. 2005-2011. 4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по немецкому языку // ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений".- 2013 5. Мазунова Л.К. Письмо как методическая категория // Иностранные языки в школе.- 2004.- № 6. 6. Сицукова Г.С. Один из аспектов реализации личностно- ориентированного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе.- 2007.- № 8. 7. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по немецкому языку // ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений".- 2013 8. Сысоева Е.В. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- 2007.- № 5.


В раздел основное полное образование