Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогическая импровизация как компонент творчества современного педагога"

статья

Автор: Клочкова Оксана Евгеньевна, Сологубова Ольга Викторовна, преподаватель химии и преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО КРК "Интеграл", село Курсавка, Ставропольского края



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

Клочкова О. Е. Сологубова О. В. Преподаватели ГБОУ СПО КРК "Интеграл" С.Курсавка, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ

ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Одним из компонентов творческой деятельности является педагогическая импровизация. Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности. Что же такое импровизация? В словарях понятие импровизации этимологически связывают с элементами неожиданности и внезапности. На деле это творческий процесс, который одновременно является его результатом. Бывают музыкальные, танцевальные или иные импровизации. Учителя используют в своей работе педагогическую импровизацию. Оправдывая свои характеристики внезапности или неожиданности, импровизация рождается здесь и сейчас. Это поток творческой деятельности, не прерываемый критикой, рассуждениями или оценками, придающий сам себе форму и направление, протекающий "сквозь" автора, который, пропуская его через себя, лишь успевает отслеживать развитие темы,
содержания и возможности в заданных избранным жанром рамках, чтобы импровизация удалась. Педагогическая импровизация (от лат. improvisus - непредусмотренный, неожиданный) - способность педагога вырабатывать новые решения, а также быстро, гибко и точно реагировать на возникающие педагогические задачи. Все преподаватели на своих уроках используют план-конспект. Однако среди них немало и тех, кто позволяет себе импровизировать - отступает от запланированного хода урока, считая целесообразным включать в него что-то неожиданное, неподготовленное, то, что возникает в ситуации вдруг, здесь и сейчас. Студенты могут быть слишком возбужденными или заинтересованными посторонней темой - тогда почему бы, к примеру, не включить ее в урок? Либо, наоборот, они могут скучать, и тогда срочно требуются средства для пробуждения у них интереса. Среди подростков всегда обнаруживаются любители задавать вопросы или демонстрировать на уроке свои знания. В этих случаях важно быстро и правильно распознавать мотивы таких включений и реагировать на них адекватно, чтобы не упустить возможности усилить общий интерес к теме урока или, наоборот, не позволить увести себя и других в ложном направлении, но при этом еще и сохранить общий позитивный настрой. Все перечисленное может вдохновлять на спонтанное творчество во время урока. Педагогическая импровизация – составляющая часть педагогической деятельности, рождающаяся непосредственно во время ее осуществления, без предварительной подготовки, и выражающая творческое, а нередко интуитивное, начало этой деятельности. Педагогу приходится ориентироваться "на ходу", принимать нестандартные решения и вводить в заранее продуманный план новые, только что придуманные элементы. Педагогическая импровизация осуществляется публично, на глазах у обучающихся, в свою очередь, способствуя созданию неординарных ситуаций. Она может рассматриваться и как метод воспитания и обучения,
ибо обладает значительным потенциалом развития как детей, так и самого преподавателя. Педагогической импровизации, по мнению В.Н.Харькина, свойственны следующие признаки [1]:  совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв;  их сиюминутность;  публичный характер;  единство интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт. Можно выделить критерии педагогической импровизации. 1. Объективные критерии:  внезапность (неожиданность препятствия, скорость ответного действия на неожиданную ситуацию или внезапно изменившуюся ситуацию, новизна этого действия, его необычность и несовпадение с ожидаемыми действиями);  сиюминутность (незамедлительность действия);  новизна (степень оригинальности);  публичность (наличие зрителей, соучастников импровизации);  педагогическая значимость (способствование воспитанию, развитию личности). 2. Критерии осуществления импровизации субъектом:  демонстрация работы мысли;  духовный и эмоциональный подъем;  чувство удовлетворенности. 3. Критерии импровизации в ее восприятии зрителями:  удивление (реакция на неожиданное);  включенность;  активность;  эмоциональная отзывчивость;
 концентрация внимания;  скачок интереса;  повышение тонуса и настроения;  глубина сопереживания. Педагогическая импровизация является эффективным средством решения множества педагогических задач на всех этапах урока и уровнях педагогической деятельности. По мнению Ю.П. Сокольникова, «уметь видеть задачи своей деятельности в конкретных педагогических условиях, уметь определить то их сочетание, которое необходимо решить в данный момент - одно из важнейших граней искусства воспитателя». В.Н. Харькин классифицирует педагогические задачи по основным аспектам организации педагогической деятельности и в соответствии с этапами педагогической деятельности: 1) организация предметного содержания; 2) организация форм учебной деятельности; 3) задачи аналитического характера (на ориентационном этапе деятельности учителя); 4) задачи проектировочного характера (конструирование способов и средств педагогического воздействия); 5) задачи коммуникативного характера. Различают также четыре уровня педагогической импровизации [2]: 1) импровизация на уровне учебной коммуникации; 2) импровизация на уровне методического приема; 3) импровизация на уровне содержания учебного материала; 4) импровизация на уровне целей урока. Педагогическая импровизация может осуществляться в разных формах. Это может быть словесное действие (монолог или диалог учителя, остроумная реплика, анекдот, аналогия и т.д.), физическое действие (в «чистом виде» в педагогическом процессе встречается весьма редко, но это
может быть жест, особый взгляд, поза и т.д.), словесно-физическое действие (разные розыгрыши, игры, мини-спектакли и т.д.) Харькин В.А. отмечает, что педагогическая импровизация – сложный процесс, который осуществляется в четыре этапа. 1 этап – озарение (инсайт). На этом этапе происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли и т.д. Часто озарение возникает в нестандартной ситуации или на фоне эмоционального подъема. 2 этап – интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации. 3 этап – публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией. 4 этап – мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации. Принимается решение о продолжении импровизации или перестройка деятельности. К сожалению, образование в его нынешнем состоянии может быть не только источником вдохновения, но и его палачом. Никто из педагогов не защищен от состояний уныния, подавленности, утомления, механического существования, когда ничего не хочется, - уж точно не до творчества. Достаточно погрузиться в бумажную рутину, столкнуться с конфликтной ситуацией, агрессивным воздействием среды, несправедливостью, неясностью или неопределенностью любого рода, а может быть, встретиться с чем-то новым, еще не освоенным, и оттого внушающим тревогу и опасение. Ведь отсутствие умения импровизировать в процессе педагогической деятельности порождает формализм, напряженность, делая процесс воспитания навязчивым, непритягательным и безжизненным. Импровизация - великолепная возможность для восстановления утраченных жизненных ценностей и реализации творческих сил, существующих в любом человеке (алгоритм действий - памятка). Того же требует прогрессивный педагогический процесс, опирающийся на
восприятие всякой новой ситуации педагогического взаимодействия как уникальной и неповторимой. Импровизация воспитывает индивидуалов, способных объединяться в коллективы, где каждый осознает себя независимым и готов нести личную ответственность за принимаемые решения. В ней проявляются общекультурный уровень и личные качества педагога (педагогическая техника, такт, творческая доминанта, внимание, воображение, поиск, вдохновение, юмор и т. п.).
Список используемой литературы:
1. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992 г. - 264с. 2. Харькин В.Н., Импровизация… Импровизация? Импровизация!. Магистр, 1997 г., - 288 с. © О.Е.Клочкова, О.В.Сологубова, 2015


В раздел основное полное образование