"У Земли не отнять материнства" (образ матери в художественной литературе)
конспект урока
Автор: Будалаева Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО РМЭ "Аграрно-технологический техникум", п. Морки Республика Марий Эл
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Марий Эл
У Земли не отнять
материнства
Конспект урока литературы
Разработала преподаватель
русского языка и литературы
Будалаева Т. И.
Морки
2015
2
Урок литературы
Тема:
«У Земли не отнять материнства» (образ матери в художественной литературе)
Цели:
задуматься о сложности и величии главное женской профессии – профессии матери, о сердечном и теплом отношении к своим мамам на примере произведений художественной литературы; привитие навыков выразительного чтения.
Оснащение урока:
1.
Тексты стихотворений на партах.
2.
Фотографии мам студентов на партах.
3.
Видеопроектор.
4.
Презентация.
5.
Высказывания о женщине–матери вывешены на классной доске и на боковой стене кабинета:
а)
Я помню руки матери моей И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!» Н. Рыленков
б)
Прославим женщину-мать – неиссякаемый источник всепобеждающей жизни. М. Горький
в)
Есть прекраснейший человек на свете, у которого все мы в неоплатном долгу. Это – мать. Н. Островский
г)
Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери. Вся гордость мира – от матерей. Без солнца не цветут цветы. Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. М. Горький
6.
Фотографии, репродукции картин о материнстве – наклеены на лист картона.
7.
Записи песен (О. Газманов «Мама», Братья Радченко «Только мама», «Пусть всегда будет солнце», «Священная война», «День победы»).
8.
Цветы на столе.
3
Метод урока:
урок-беседа с элементами урока-концерта.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! Мы друг другу сказали. Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Почему же на капельку солнца прибавилось в мире? Почему же на капельку счастья прибавилось в мире? Почему же на капельку радостней сделалась жизнь? В. Солоухин
2. Раскрытие темы урока
:
Преподаватель:
Дорогие юноши и девушки! Жизнь наша так устроена, что незаметно мы вырастаем, разлетаемся из родительского гнезда. Многое в жизни приходит и уходит, но одно понятие живёт вечно – МАТЬ, МАМА. Сколько бы тебе не было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мать, её ласка, её внимание. Это самая трудная и почетная из всех земных профессий – МАТЬ. Я просила вас принести на урок фотографии ваших мам. Достаньте и положите их на парты, пусть они тоже присутствуют на нашем уроке. Когда Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, вернулась из космического полёта, иностранный корреспондент задал ей такой вопрос: «Кто ваш самый любимый человек?». Валя ответила одним коротким, точным, красивым словом «мама». И все согласились с ней.
Слайд
1.
Запишем тему урока в тетрадях – «У Земли не отнять материнства» (образ матери в художественной литературе). Наша цель сегодня – задуматься о сложности и величии главной женской профессии – профессии матери, о сердечном тёплом отношении к своим мамам. И помогут нам это сделать произведения художественной литературы, сегодня это будут строки поэзии. Величие матери отмечали многие писатели и поэты. Назовем лишь некоторых из них.
1–ый
студент
(читает):
Александр
Фадеев.
Роман
«Молодая
гвардия»
. Олег Кошевой о своей матери: «…мама, мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. На веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, мои волосы. И когда бы я не открыл глаза, ты всегда была возле меня. Я целую чистые, святые руки твои!»
2–ой студент
:
Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей
4 своих и не могла наглядеться на них. Всё, что есть нежного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.
3-ий
студент:
Одну из своих
«Сказок
об
Италии»
М.
Горький
посвятил матери, которая пришла к Тамерлану, кровавому владыке. Сильнее его оказалась мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Как гимн звучат слова писателя:
«Всё прекрасное в человеке – от лучей
солнца и от молока матери. Вся гордость мира – от матерей. Без солнца
не цветут цветы. Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без
матери нет ни поэта, ни героя».
4-ый студент
(читает стихотворение
С. Есенина «Письмо матери
»)
Преподаватель
: Спасибо, ребята. А сегодня мы подробнее остановимся на двух стихотворениях, очень разных по содержанию, но объединённых одной темой. Запишем в тетрадях:
1.
Андрей Дементьев
«Баллада о матери».
2.
Дмитрий Кедрин
«Сердце матери».
Слайд 2.
(звучит песня Олега Газманова «Мама») И запишите одно из понравившихся вам высказываний, размещенных на стене кабинета. Посмотрите на эти фотографии и репродукции картин. Начнём с «Сикстинской мадонны» Рафаэля и завершим нашими российскими мадоннами. Женщины-матери, которые также прекрасны и величественны. Не случайно мудрость народа слово «МАТЬ» поставила рядом с другим великим словом – «РОДИНА». Родина-мать зовёт! А сейчас я хочу ввести вас эмоционально в стихотворение
«Баллада о матери».
Слайд
3.
(пение птиц. Затем грохот снарядов. Звучит начало песни «Священная война», затем «День Победы») Под тихое пение птиц говорю: «Было мирное время. Мирно щебетали птицы. Мать родила сына, растила его, радовалась. Вырос сын. Но грянула война. И ушёл сын защищать Родину. И не вернулся назад. Пропал без вести.
Студентка
читает наизусть стихотворение
«Баллада о матери»
А. Дементьева
( см. приложение).
Преподаватель
: Давайте поговорим теперь об этом стихотворении. Смотрите на текст. Война закончилась в 1945 году. Прошло 20 лет. А вестей от сына всё нет.
Слайд 4.
Словарная работа
:
5
Весть
– известие, сообщение.
Без
вести
пропасть
– бесследно исчезнуть. Но для матери никогда бесследно не исчезнет. Она верит и ждёт. Идём дальше. Что же случилось однажды в деревне?
Документальный
– основан на документах, фактах, было в действительности. Снимали бой на фронте. И в кадр попал сын этой женщины.
Зашёлся материнский крик
– мать закричала, узнав своего сына. Ей никогда не смириться с утратой, настолько велика её сила материнской любви. Вот, ребята, я вас и подвела к выводу: какова же тема этого стихотворения? Отвечают: Великая сила материнской любви. А теперь перейдем к следующему стихотворению. Это народное предание (преподаватель читает наизусть стихотворение
«Сердце
матери» Д. Кедрина)
(см. приложение)
Слайд 5.
Опорно–схематический конспект. Переносим в тетрадь. Как вы поняли это стихотворение? (разбираем по строчкам, ведём словарную работу) Как же работает в этом стихотворении «художественная деталь»? (выходим на роль эпитета «косматая» рука, такого ненужного, казалось бы). А ведь автор своё отношение, нигде и никак непроявленное впрямую, заложил именно в эту «зверскую, «звериную» деталь, высказав таким образом свое отношение к поступку юноши.
6 Так о чем же эти стихотворения? (о любви. О великой силе материнской любви).
Студенты
(читают выразительно):
1. За заботу и душу богатую
И за всё, что могла ты нам дать.
Мама, низко склоняюсь к ногам твоим,
Чтобы сто раз спасибо сказать.
2. Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Преподаватель
: (идёт по рядам, смотрит на фотографии матерей обучающихся). Какие же ваши мамы красивые! А теперь внимательно вглядитесь в глаза той, которая дала вам жизнь, посмотрите на свою маму. Вы для неё лучше всех, добрее всех, красивее всех. Мама старается вовремя предостеречь нас от неверного шага. Будем же чутки и внимательны к ней, и если порой она бывает строгой, поймём её правильно: это потому, что она желает нам добра. Мы проводим наш урок накануне большого светлого праздника – 8 марта. Не забудьте поздравить своих мам. И скажите своей маме: «Моя милая, добрая мама, прости меня, если я тебя чем-то обидел (а)». Сделайте это, и в вашей душе будет чище и светлее. А вот мне уже некому сказать эти слова. Моей мамы уже нет в живых. И остались лишь её фотографии. И вечная память о ней. А вы еще успеете, и сделайте это, пока еще не поздно. И вспоминайте наш урок, наш сегодняшний разговор.
Слайд 6.
(звучит песня в исполнении братьев Радченко «Только мама») А сейчас проверьте себя: ( студенты отвечают на вопросы)
1.
Сколько лет вашей маме? В каком году она родилась?
2.
Когда у неё день рождения?
3.
А когда ваша мама покупала себе последний раз обнову? А вам?
4.
А вы приготовили маме подарок на 8 марта?
5.
А помните ли вы колыбельные песни, которые вам пела мама в детстве? И может быть, вы их споёте своим детям в будущем? Давайте споём их сейчас (обучающиеся поют):
1)
Баю, баюшки-баю Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок…
7
2)
Спи, моя радость, усни, В доме погасли огни. Птички затихли в саду, Рыбки уснули в пруду.
3)
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю… С неба светит месяц ясный В колыбель твою…
Слайд 7.
(читают выразительно студенты)
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
* * *
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней
.
Преподаватель:
Мать уйдет, и не изгладить шрама,
Мать умрёт, и боли не унять.
Заклинаю, берегите маму,
Дети мира, берегите мать!
Слайд 8.
(звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»)
Слайд 9.
Домашнее задание.
1.
Написать сочинение «Слово о моей маме» (используйте фотографии своих мам).
2.
Выучить наизусть стихотворение о матери (по выбору).
3.
Выбрать для анализа одно из рассмотренных стихотворений (как вы его поняли, о чём оно заставляет задуматься, какие мысли пробуждает?)
Подведение итогов. Выставление оценок.
В раздел основное полное образование