Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Межвидовые отношения"

разработка урока

Автор: Сокол Елена Николаевна, учитель биологии, МВСОУ "Каслинская ВСОШ № 31", город Касли, Челябинская область

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Тема урока:
Межвидовые отношения (12 класс). Е.Н.Сокол, учитель биологии МВСОУ «Каслинская ВСОШ № 31»
Цель:
сформировать понятия о типах межвидовых отношений. Ход урока: Деятельность учителя №слайда Деятельность учащихся Коммунальная квартира. 1. Жить вместе в одном доме (на планете Земля) очень разным существам совсем не просто. Тут и поссорится можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как то уживаются, иначе говоря – существуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те, в свою очередь для третьих и т.д. Организмы, живущие на одной на одной территории и контактирующие друг с другом, вступающие в различные отношения между собой. Что это за отношения? Что это за отношения? сформулируйте, пожалуйста тему урока и запишите её на рабочем листе. Слайд №1,2,3 Формулируют тему, записывают её в рабочий лист. 2. положение организма при разных формах взаимоотношений обозначают условными знаками. Слайд №4
Знак минус означает неблагоприятное влияние (организм испытывает угнетение или вред). Знак + означает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак 0 показывает что отношения безразличны. Давайте составим модель этих отношений в виде интеллекткарты. Заполняют интеллект карту. 3. если два организма е влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм (
00
). В природе нейтрализм очень редок. Слайд №4 Заполняют интеллект карту. 4. взаимовыгодные связи видом, при которых организмы получают обоюдную пользу от этих отношений.(
++
). Слайд №5 Заполняют интеллект карту. 5. протокооперация – при этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но необязательно для них, т.е. не является непременным условием выживания. Слайд №6 Заполняют интеллект карту. 6. симбиоз – неразделимые, взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Пример лишайник. Слайд №7,8 Заполняют интеллект карту. 7. мутуализм – это отношения при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера. Слайд №9,10,11 Заполняют интеллект карту. 8. полезнонейтральные (
+0
). Один вид получает какое – либо Слайд №12
преимущество, выгоду, не принос я другому ни вреда ни пользы, называется – комменсализмом. Заполняют интеллект карту. 9. нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина. Слайд № 13 Заполняют интеллект карту. 10. сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Слайд №14 Заполняют интеллект карту. 11. квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища. Слайд №15,16 Заполняют интеллект карту. 12. полезновредные (
+-
) – такой тип взаимоотношений при котором один вид уничтожает представителей другого вида. Слайд №17 Заполняют интеллект карту. 13. паразитизм – это организмы одного вида – паразита, живут за счет питательных веществ организма другого вида (хозяина). Слайд №18 Заполняют интеллект карту. 14. хищничество – представители одного вида поедают представителей другого вида. Слайд №19, 20 Заполняют интеллект карту. 15. взаимовредные (
- -
) – если в экологической системе два и более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называют конкуренцией. Слайд №21. Заполняют интеллект карту. 16. межвидовая конкуренция – между особями разных видов. Слайд № 22 Заполняют интеллект карту. 17. внутривидовая конкуренция – борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида. Слайд №23,24 Заполняют интеллект карту. 18. вреднонейтральные (
-0
) – для Слайд № 25,26
одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно, он испытывает угнетение, в то время как угнетающий не получает ни вреда ни пользы, - это
аменсализм.
Заполняют интеллект карту. Вывод. Слайд № 27 Делают вывод по теме. Творческое задание №1 Слайд №28 Выполняют задание. Творческое задание №2 Слайд №29 Выполняют задание.


В раздел основное полное образование