Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Удались от зла и сотвори благо"

План-конспект урока. Литература. 6 класс

Автор: Поломошнова Екатерина Александровна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №22г.Улан-Удэ", город Улан-Удэ



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


План-конспект урока
Тема: «Удались от зла и сотвори благо». Предмет Литература, 6 класс. УМК: Коровина В.Я. Литература 6 класс Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №22г.Улан-Удэ» Поломошнова Екатерина Александровна


Цели урока
:  Обучающая: помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А.С. Пушкина;  Развивающая: развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь учащихся, их образное мышление, навыки работы с текстом; делать выводы и обобщения.  Воспитывающая: воспитывать творческого читателя; приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.
Задачи:
 воспитание коммуникативной культуры школьника;  расширение и углубление запаса знаний учащихся;  совершенствование личностных качеств: инициативности, трудолюбия.
Средства обучения
: опорные схемы, цитаты из романа, тексты для анализа эпизодов, слайд «Словарь урока», слайд «Алгоритм написания синквейна».
Виды речевой деятельности:
 анализ эпизодов;  комментирование эпизодов (по группам);  беседа;  работа со схемами;
Методы обучения:
 исследовательский;  репродуктивный.
Форма организации деятельности учащихся на уроке:
 индивидуальная;
 групповая (учащиеся делятся на группы: внимательные читатели, социологи, лингвисты, мастера выразительного чтения, психологи, литературоведы).
Технология, используемая на уроке:
 сотрудничество (учитель-ученик);  элемент критического мышления;
Тип урока:
комбинированный. Эпиграф к уроку: В глубине всякой души есть своя земля. Русская пословица.
Ход урока

I.

Организационный

момент.

Создание

эмоционального

настроя.
Учитель. Добрый день, юные любители словесности. Мы снова вместе. А с нами – вновь А.С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик. На ваших столах его роман «Дубровский», а в нашем разговоре – первая ключевая фраза: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С. Пушкин). Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье… Учащимся демонстрируется слайд под заголовком «Проблема выбора» - репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье». Между чем приходится нам выбирать в жизни? Учащиеся высказывают свои мнения, которые учитель обобщает -Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам?
Итак, тема урока: «Удались от зла и сотвори благо». Имеют ли эти слова отношение к роману? Внимательные читатели, кто и в какой момент их произнес? Какова же цель нашей встречи с героями? Прочитайте эпиграф. Учащиеся предлагают свои варианты ответов, после этого учитель обобщает их мнения и формирует цели урока. - Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры. Помогут в достижении целей нам: внимательные читатели; социологи; лингвисты; мастера выразительного чтения; психологи; литературоведы.
II.

Работа по теме урока

1.

«Зло – начало всей цепи событий».
-Много зла есть в жизни человека. Много есть и на пути героев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий? Думаю, это задание под силу только внимательным читателям. Выступление внимательных читателей.
На экране появляются цитаты
(учащиеся – внимательные цитаты – должны объяснить, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его ненастье):  «…батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский);  «…будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);
 «…до сна ли нам… До чего мы дожили, кто бы подумал»? (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);  «…кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);  «Она…все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована» (Маша Троекурова после венчания с Верейским);  «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под предводительством Дубровского). - Что ж мы доказали, что зло в романе является началом всей цепи событий. Но что лежит в основе зла? В основе поступков, ставших причиной несчастья других? Социологи провели исследование, цель которого выявить зависимость поведения героя от их социального положения, материального состояния. Дадим им слово. Выступление социологов: они представляют таблицу и поясняют ее текстом. Социальное положение Материальное состояние Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию Дубровский Андрей Гаврилович дворянин беден зависть, гордыня Троекуров Кирила Петрович дворянин богат вседозволенность, распущенность, самодурство Князь Верейский дворянин богат эгоизм, черствость Дубровский Владимир дворянин беден месть, ненависть, отчаяние Архип-кузнец крепостной крестьянин не имеет никакого имущества преданность барину, месть Социологи делают вывод: что в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества,
присущие всем слоям населения. Поэтому в цепи событий, последовавших после ссоры соседей, участвуют практически все. - Спасибо, социологи. Но в вашем исследовании присутствуют слова, со значением которых нужно поработать. Вот они… На экран проецируется слайд с названием «Словарь урока»: зависть гордыня самодурство эгоизм черствость месть ненависть - Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Объясните значения указанных слов. Объяснение лингвистами значений этих слов. - Что ж, со словарем нашего урока мы потрудились, но кто может ответить, почему я остановила наше внимание на этих словах? Потому что они обозначают те человеческие чувства и качества, которые не позволяют человеку, стоящему на распутье между добром и злом, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале. А ведь давно известно, что если зло не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой. Литературоведы, докажите или опровергните это утверждение. Защита литературоведами схемы, созданной на основе художественных деталей. (Это задание дается учащимся предварительно.) Литературоведы объясняют смысл рисунков-символов на схеме:
- спички – символ неожиданно вспыхнувшей ссоры между Троекуровым и Дубровским; - перо и чернильница – символ продолжения неприятной истории: обмен между поссорившимися помещиками недобрыми и высокомерными письмами начало судебных тяжб отчаяние и ненависть Дубровского в зале суда: именно чернильницу он бросает в судебного заседателя; - топор является символом разрастания зла: ссора между старинными друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей. Топор читатели видят в руках Архипа-кузнеца, с ним он прохаживается вокруг дома, где находятся заседатели, Архип-кузнец причастен и к пожару этого дома; - пламя – символ ссоры, превратившейся в неуправляемую стихию: горит дом Дубровских, погибают заседатели, беду нельзя остановить и вернуться назад тоже нельзя; - замо к – символ несвободы и безысходности: под замком оказываются судебные заседатели, и это предопределило их гибель; под замком держит Троекуров свою дочь Машу, и вследствие этого судьба героини не может складываться счастливо; Владимир Дубровский тоже оказывается заложником ситуации, нет у него свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы; - ружье (оружие) – еще один символ зла: пистолет оказывается в руке Дефоржа, вынужденного защищаться от разъяренного медведя; ружья в руках «разбойников» Дубровского, но в этом случае жертвами становятся люди;
ЗЛО

- вопросительный знак – последний символ на схеме. Зло, не пресеченное сразу, разгорелось, дальнейшее развитие событий нам не совсем понятно… - Дорогие мои собеседники! Вы не забыли слова Пушкина о том, что проза «требует мыслей, мыслей…». Давайте еще раз вчитаемся, вслушаемся и подумаем: так ли плохи наши герои? Пытаются ли они противостоять злу?
2. «Не будь побежден злом».
- В глубине всякой души есть своя земля… Когда я читаю роман «Дубровский», мне не раз вспоминается эта русская пословица. Например, когда я читаю эпизод, главным действующим лицом которого является Архип-кузнец. Попробуем прочитать его вместе. Выразительное чтение эпизода (гл.VI, со слов «Поднялся ветер…» до «Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз»). -Как вы думаете, есть ли «земля», то есть что-то доброе, ценное в душе Архипа-кузнеца? А в душах других героев, например Троекурова? Слово психологам. Перед ними стояла трудная задача: выстроив лестницу мыслей героя, понять, какие чувства борются в его душе. Психологи представляют свою работу: «внезапное сумасшествие Дубровского…отравило его торжество» «желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала» «победа не радовала его сердце» «противоположные чувства наполнили его душу» «последние (чувства более благородные) наконец восторжествовали» «он решился помириться…уничтожить следы ссоры». Но «лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся». - Кирила Петрович попытался было уклониться от зла, но ничего не вышло. Слишком глубоко ушла «земля», основа души, росточки добра не смогли пробиться сквозь толщу обиды, гордыни, спеси… Может быть, это получится у более молодых героев? - Владимир Андреевич Дубровский. Каков он? Психологи, защитите свои исследования.
Защита психологами синквейна «Владимир Дубровский». (Пример синквейна, составленного учащимися приводится далее.) Задача учащихся состоит в том, чтобы в пяти строках представить образ того или иного героя. Что это за строки? 1. Название синквейна. 2. Три слова, выраженные именем существительным. 3. Три слова, выраженные именем прилагательным. 4. Три глагола. 5. Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя. Психологи, подбирая нужные слова, доказывают, что эти слова действительно важны для представления характера данного героя. 1. Синквейн «Владимир Дубровский» 2. Дворянин, сын, разбойник. 3. Бедный, любящий, благородный. 4. Мстит, страдает, любит. 5. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше». - С чем же Владимир Дубровский вступает в эту новую для него взрослую жизнь? Чтение эпизода «В церкви» (гл.V). - Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь важными? («…Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно».) - Как изменилась позиция Дубровского? Литературоведы, пожалуйста, заполните схему. Выступление литературоведов. Литературоведы заполняют предложенную схему: Путь Дубровского
?

На экран проецируется слайд с изображением схемы, составленной группой литературоведов. (Аналогичное задание они выполняли в первой части урока.) Пример схемы: дом – именно здесь все самое дорогое для Владимира Дубровского портрет матери – глядя на этот портрет, Дубровский вспоминает о самой светлой поре своей жизни – детстве, именно этот портрет заставляет Владимира в полной мере осознать случившееся; письма – перебирая письма матери отцу, Владимир переживает душевное волнение, теплеет его душа; свеча – при ней молилась няня Владимира, а значит, именно в этом символе воплощено все правильное и добро. белое платье – упоминание о нем несколько раз встречается в произведении: белое платье мелькает среди берез в усадьбе Троекурова, когда Владимир после долгого отсутствия возвращается в имение отца; в белом платье изображена на портрете мать Владимира Дубровского; белое платье Маши, мелькнувшее между стволов деревьев, останавливает желание Дубровского отомстить Троекурову; сердце – символ любви; именно этим чувством движим Дубровский, именно оно спасает его от пучины зла и ненависти. - Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть своя земля. Какие спасательные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «земля» его души? На экран вновь проецируется слайд под названием «Словарь урока». Это: «…он не плакал, не молился, но лицо его было страшно» (гл. V) «…я отказался от мщения, как от безумства» (г. XII)
родительский дом семья преданность близких людей (няни, крестьян) ответственность перед людьми, которым он нужен любовь благородство. - Поместим эти слова в словарик нашего урока. Пусть нравственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути. Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо.
3.

«Удались от зла и сотвори благо».
- Именно так звучит тема нашего урока. Смог ли Владимир Дубровский справиться с этой задачей? Вернемся к нашей схеме: - Получается, что, отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский все-таки никакого блага не сотворил… А кто же из героев не причиняет зла? (Маша.) - Какой правильный и честный поступок совершает она? Чтение эпизода: (гл. XVIII от «Это Дубровский…» до слов «Пустите нас»). - Почему так поступает героиня? Потому что она смогла сберечь «землю» своей души. В ее жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша «…он не плакал, не молился, но лицо его было страшно» (гл. V) «…я отказался от мщения, как от безумства» (гл. XII) «Дубровский подошел к офицеру, приставил ему пистолет к груди и выстрелили…» (гл. XIX)
жертвует, потому что она не может нарушить законы чести, по которым она живет. III.
Подведение итогов урока
- Сделаем выводы по уроку. - Вы все, мои дорогие собеседники, только вступаете на большую дорогу жизни, И вам, вероятно, не раз придется оказаться на распутье. Возьмите с собой в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа «Дубровский». Не оступитесь, не потеряйте свою «землю». Будьте чисты… Как Маша Троекурова… Пушкин дает нам возможность восхититься героиней, но не позволяет нам порадоваться за ее судьбу. Почему? Потому что и через два века после Пушкина люди по-прежнему ищут свои собственные ориентиры в борьбе со злом, по-прежнему пытаются сохранить ту «землю», что есть в глубине каждой души. И потому оценки за работу на сегодняшнем уроке вы выставите себе сами, когда окажетесь на той развилке между добром и злом… Я же хочу напомнить, что проза «требует мыслей, мыслей…». Они потребуются и при выполнении
домашнего задания.
Попробуйте поразмышлять на тему «Каким я вижу будущее Дубровского» в своем сочинении-миниатюре.
Приложение 1

Группы учащихся
внимательные читатели; социологи; лингвисты; мастера выразительного чтения; психологи;
литературоведы.

Приложение 2

Цитаты

(выступление внимательных читателей)
 «…батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский);  «…будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);  «…до сна ли нам… До чего мы дожили, кто бы подумал»? (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);  «…кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);  «Она…все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована» (Маша Троекурова после венчания с Верейским);  «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под предводительством Дубровского).

Приложение 3

Выступление социологов:

Цель: выявление зависимости поведения героя от их социального

положения, материального состояния
Социальное положение Материальное состояние Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию Дубровский Андрей Гаврилович дворянин беден зависть, гордыня Троекуров Кирила Петрович дворянин богат вседозволенность, распущенность, самодурство Князь Верейский дворянин богат эгоизм, черствость Дубровский Владимир дворянин беден месть, ненависть, отчаяние Архип-кузнец крепостной крестьянин не имеет никакого имущества преданность барину, месть

Приложение 4

Выступление лингвистов: объяснение значений слов словаря урока.

Слайд «Словарь урока»


Приложение 5

Защита литературоведами схемы, созданной на основе

художественных деталей.
- спички – символ неожиданно вспыхнувшей ссоры между Троекуровым и Дубровским; - перо и чернильница – символ продолжения неприятной истории: обмен между поссорившимися помещиками недобрыми и высокомерными письмами начало судебных тяжб отчаяние и ненависть Дубровского в зале суда: именно чернильницу он бросает в судебного заседателя; - топор является символом разрастания зла: ссора между старинными друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей. Топор читатели видят в руках Архипа-кузнеца, с ним он прохаживается вокруг дома, где находятся заседатели, Архип-кузнец причастен и к пожару этого дома; - пламя – символ ссоры, превратившейся в неуправляемую стихию: горит дом Дубровских, погибают заседатели, беду нельзя остановить и вернуться назад тоже нельзя; - замо к – символ несвободы и безысходности: под замком оказываются судебные заседатели, и это предопределило их гибель; под замком держит Троекуров свою дочь Машу, и вследствие этого судьба героини не может складываться счастливо; Владимир Дубровский тоже оказывается заложником ситуации, нет у него свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы; - ружье (оружие) – еще один символ зла: пистолет оказывается в руке Дефоржа, вынужденного защищаться от разъяренного медведя; ружья в
ЗЛО

руках «разбойников» Дубровского, но в этом случае жертвами становятся люди; - вопросительный знак – последний символ на схеме. Зло, не пресеченное сразу, разгорелось, дальнейшее развитие событий нам не совсем понятно…

Приложение 6

Выступление мастеров выразительного чтения.

Чтение эпизода 1 ( Глава 6).
Задача: выстроив лестницу мыслей героя, понять, какие чувства борются в его душе. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла трещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «Горим, помогите, помогите». – «Как не так», - сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар. «Архипушка, - говорила ему Егоровна, - спаси их, окаянных, бог тебя наградит». - Как не так, - отвечал кузнец. В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли. Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. - Теперь все ладно, - сказал Архип, каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, - со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётесь, бесенята, - сказал им сердито кузнец. Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставя лестницу загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою.
Чтение эпизода 2 ( Глава 18).

«
Это Дубровский», - сказала княгиня. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с
ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи. - Не трогать его! - закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили. - вы свободны, - продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине. -Нет, - отвечала она. – Поздно – я обвенчана, я жена князя Верейского. - что вы говорите, - закричал с отчаяния Дубровский, - нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться… - Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостию, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Приложение 7

Защита психологами синквейна «Владимир Дубровский»

Слайд «Алгоритм написания синквейна»

Пример синквейна
1. Синквейн «Владимир Дубровский» 2. Дворянин, сын, разбойник. 3. Бедный, любящий, благородный. 4. Мстит, страдает, любит. 5. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше».


В раздел основное полное образование