Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Система работы классного руководителя по патриотическому воспитанию с обучающимися"

стаья

Автор: Спиридонова Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания, МОУ лицей 10, город Волгоград



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1
Система работы по патриотическому воспитанию с обучающимися
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения, потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Сегодня назрела необходимость возродить патриотическое воспитание, в этом я вижу актуальность Словари Ожегова, по этике, философский, политический определяют понятие патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите. Изучив опыт по патриотическому воспитанию Вырщикова А.Н., Кривых С.В., Кустомарцева М.Б.Серикова В.В., я постаралась систематизировать свою работу по данному направлению. Цели в своей работе я сформулировала, исходя из Концепции городской программы формирования гражданского патриотизма и концептуальных основ патриотически-ориентированного образования, которые были предложены доктором педагогических наук Вырщиковым А.Н. Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; Воспитание патриотических качеств личности в соответствии с концепциями патриотического воспитания. Объектом исследования и проведения работы я выбрала построение системы патриотического воспитания с обучающимися. Предметом исследования работы – взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся, использование системы дополнительного образования, привлечение педагога – психолога.
2 Гипотеза – система патриотического воспитания будет сформирована, если деятельность педагога, как классного руководителя, будет направлена на организацию сотрудничества с семьей, изучение возможностей и заинтересованности родителей в данном вопросе, будут выбраны методы взаимодействия. От своей работы по патриотическому воспитанию я жду следующих результатов: к моменту окончания школы у выпускников должны быть сформированы следующие качества: активная гражданская позиция; способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины; чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству; духовность, нравственность, личная и общественная ответственность. Вот уже 20 лет я работаю в данном образовательном учреждении и 15 лет являюсь руководителем комнаты Славы, что помогает мне в своих учениках прививать любовь к Родине, к своим предкам, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважения к её прошлому, а значит воспитывать Гражданина. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения учеников, т.е тех, кого мы воспитываем, формируется стремление к патриотическому поведению. Воспитание сегодняшнего ученика необходимо строить на примерах истории Отечества, а через неё и истории родного края, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Мои ученики входят в состав Совета Комнаты Славы, которой я руковожу с 1989 года. Благодаря ребятам моего класса мы пополняем материалы нашего музея, встречаемся с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми Сталинграда, участниками военных конфликтов в горячих точках, постоянно путешествуем по боевым местам родного города, области, России. Все это помогает мне в проведении классных часов, литературно-музыкальных композиций, встреч, да и сама комната Славы служит местом проведения торжественных мероприятий. Тема патриотического воспитания волнует меня не первый год и поэтому в 9 классе (каждого своего нового выпуска), а затем в 10 и 11 классах накануне 19 ноября (контрнаступление советских войск под Сталинградом) провожу
3 тестирование. Вопросы тестов разрабатывала совместно с педагогом – психологом лицея Даниловой Т.Г.
Первый диагностический этап (констатирующий)

9 класс.

Определение уровня осознания обучающимися понятия патриотизма.



Показатель

Уровень

%
1. Непонимание сущности патриотизма низкий 4% 2. Неглубокое, частичное понимание сущности патриотизма средний 62% 3. Правильное понимание сути патриотизма, но пассивное отношение к своим обязанностям выше среднего 30% 4. Полное понимание сущности патриотизма, положительное личное отношение к обязанностям высокий 4%
Представление обучающихся о качествах человека,

характеризующих его патриотическое воспитание.



Патриотические качества

%
1. Активная жизненная позиция 46% 2. Идейная убежденность 43% 3. Гражданственность 71% 4. Политическая грамотность 56% 5. Национальная гордость 58% 6. Любовь к Родине 81%
4 7. Честь 46% 8. Принципиальность 37% 9. Интернационализм 32% 10. Коллективизм 32% 11. Мужество 71%
Отношение старшеклассников к патриотическому воспитанию.



Показатели

%
1. Положительно относятся к патриотическому воспитанию 54% 2. Участвуют в мероприятиях патриотической направленности 43% 2. Считают себя патриотами 45% 3. Интересуются историей России 32% 4. Читают литературу патриотической направленности 11% 5. Смотрят фильмы, телепередачи военной тематики 48% 6. Положительно относятся к понятию «Родина» 92% 7. Положительно относятся к государственным символам своей страны 75%
Второй диагностический этап (опытно-экспериментальный)

10 класс.

Патриотизм, как гордость за свою страну.



Варианты суждений

%
1. Мощь и величие страны 25% 2. Территория, природные богатства 76% 3. Победа в Великой отечественной войне 68%
5 4. Российская армия и её победы 34% 5. История России 76% 6. Культура и искусство России 12% 7. Герои России 56% 8. Освоение космоса 45% 9. Достижения науки 32% 10. Вооружение и военная техника 88%
Профессиональный выбор старшеклассников.



Профессии

%
1. Экономист 24% 2. Юрист 18% 3. Менеджер 11% 4. Врач 6% 5. Программист 11% 6. Актер, художник 4% 7. Журналист 12% 8. Военнослужащий 4% 9. Инженер 8% 10. Педагог 2%
Отношение мальчиков к военному воспитанию



Показатели

10

класс
1. Считают целесообразным введение в школе предмета «Начальная военная подготовка» 22% 2. Положительно относятся к понятию «воинский долг» 46% 3. Считают службу в Вооруженных силах России почетной 46%
6 обязанностью 4. Испытывают желание служить в армии 32% 5. Имеют желание поступить в военное учебное заведение 20% 6. Считают себя готовыми к службе в Вооруженных силах России 46% 7. Знакомы с основами военной службы 23% 8. Считают, что служба в армии может принести пользу в жизни 35% 9. Знакомы с вооружением современной армии 58%
Третий диагностический этап (заключительный).

11 класс.

Оценка эффективности патриотической работы.

Отношение старшеклассников к патриотическому воспитанию.



Показатели

9

класс

11

класс
1. Положительно относятся к патриотическому воспитанию 54% 64% 2. Участвуют в мероприятиях патриотической направленности 43% 76% 3. Считают себя патриотами 45% 52% 4. Интересуются историей России 32% 40% 5. Читают литературу патриотической направленности 11% 11% 6. Смотрят фильмы, телепередачи военной тематики 48% 64% 7. Положительно относятся к понятию «Родина» 92% 92% 8. Положительно относятся к государственным символам своей страны 75% 86%
Усвоение старшеклассниками патриотических ценностей.

7


Ценности

9

класс

11

класс
1. Готовность к защите Отечества 68% 71% 2. Стремление к соблюдению традиций, обычаев 40% 3. Активная жизненная позиция 46% 78% 4. Коллективизм, взаимная поддержка 32% 36% 5. Самоотверженность 48% 6. Любовь к Родине 81% 81% 7. Идейная убежденность 43% 48% 8. Гражданственность 71% 70% 9. Национальная гордость 58% 60% 10. Мужество 62% 71%
Отношение мальчиков к военному воспитанию



Показатели

10

класс

11

класс
1. Считают целесообразным введение в школе предмета «Начальная военная подготовка» 22% 41% 2. Положительно относятся к понятию «воинский долг» 46% 48%% 3. Считают службу в Вооруженных силах России почетной обязанностью 46% 48% 4. Испытывают желание служить в армии 32% 40% 5. Имеют желание поступить в военное учебное заведение 20% 12% 6. Считают себя готовыми к службе в Вооруженных силах России 46% 52% 7. Знакомы с основами военной службы 23% 48%
8 8. Считают, что служба в армии может принести пользу в жизни 35% 33% 9. Знакомы с вооружением современной армии 58% 68%
Оценка уровня осознания обучающимися понятия патриотизма.



Показатель

Уровень

9

класс

11

класс
1. Непонимание сущности патриотизма низкий 4% ─ 2. Неглубокое, частичное понимание сущности патриотизма средний 62% 54% 3. Правильное понимание сути патриотизма, но пассивное отношение к своим обязанностям выше среднего 30% 34% 4. Полное понимание сущности патриотизма, положительное личное отношение к обязанностям высокий 4% 12%

Проведение данного анкетирования позволяет мне увидеть результаты работы, которую я провожу по патриотическому воспитанию в классе. Приятно отметить, что отношение к патриотизму, проявление любви к Родине, её истории одинаковое и у юношей, и у девушек. К 11 классу у обучающихся сформировалось понятие «патриотизм», они правильно его понимают и оценивают. Воспитание патриота и формирование патриотизма, по – моему мнению, необходимо проводить и через краеведческую работу. Я опять обратилась к словарям и попыталась обобщить определения краеведения, в котором заложен
9 большой потенциал патриотического воспитания. Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Знание своего края, своего прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Данное направление реализуется через работу различных творческих объединений, в работе которых приоритетными направлениями являются изучение героического прошлого нашего края, его история, природа, традиции. Я, как классный руководитель, пропагандирую среди ребят из своего класса творческие объединения лицея и районного ЦДТ. Особое внимание при этом уделяю направлению ребят в объединения краеведов. «Краеведы» из моего класса стали инициаторами проведения экскурсии по городу, родители поддержали нас в этом начинании. Результат экскурсии классный час «Страницы истории нашего района» и презентация «Царицын в конце XIX начале XX века». Ребята из моего класса, занимающиеся изучением краеведения, подготовили фотоэкспозицию «Исторические и памятные места Сталинградской битвы». Большую часть фотографий составили памятные места центра города, а также Кировского района. Результат нашего совместного труда - фотоэкспозиция - была представлена не только в Комнате Славы для обучающихся 1-11-х классов, но и на родительском собрании. Чувство любви к Родине, гордость за её историю стараюсь прививать детям, проводя беседы об истории родного города и экскурсии по этим памятным местам. Одним из таких мероприятий была игра «Путешествие в прошлое». Через две недели после ее проведения была организована экскурсия в Волгоградский Областной Краеведческий музей. Всегда планирую работу классного руководителя совместно с родителями и обучающимися. Велико участие родителей в экскурсионно-туристической, героико-патриотической работе. В 9 классе было проведено родительское собрание «Что такое патриотизм и как растить патриота», в 10 классе члены родительского комитета были участниками круглого стола «Как воспитать патриота в семье», в 11 классе проведен диспут «Растем патриотами», куда
10 были приглашены участники военных конфликтов и родители-военнослужащие. Если на родительском собрании в 9 классе мы лишь планировали цикл мероприятий, где необходима была помощь родителей, и рассуждали, почему наши дети должны быть патриотами. В 10 классе при проведении круглого стола обсуждались результаты анкетирования, в 9 и 10 классах подводились итоги проведенных мероприятий, в 9 классе были проведены встречи с работниками районного военного комиссариата. А уже в 11 классе были подведены итоги работы по патриотическому воспитанию. Родительское собрание
«Как воспитать патриота в семье».

Цели, задачи:
 формирование чувства патриотизма;  привлечение родительской общественности к участию в программе по героико-патриотическому воспитанию;  разработка совместных дел по данному направлению работы .
Ожидаемые результаты:
 выработка совместной деятельности лицея и родителей по героико- патриотическому воспитанию;  привлечение родителей к проведению мероприятий по подготовке к 67- летию Сталинградской битвы и 65-летию Победы.
Участники:
родители учащихся 11 «В», учителя, ветераны.
Место проведения:
комната Славы лицея
Ведущие:
учитель истории, руководитель комнаты Славы.
Вопросы круглого стола «Как воспитать патриота».
1. Что такое патриотизм? 2. Нужно ли его воспитывать у наших детей? 3. Связан ли патриотизм с памятью? 4. Как вы считаете, может ли семья совместно с учебным заведением воспитывать чувство патриотизма?
11 5. Какую помощь оказали бы Вы в этой работе? На диспуте слово предоставляется семьям Петровых, где папа Петров С.М. кадровый военный, мама Петрова М.Г. – военврач и участник военных действий в Чеченской республике, семье Чайченко, сын Чайченко Дмитрий выбрал своей будующей профессией продолжение дела отца – кадрового военнослужащего МВД и участника военного конфликта в Чеченской республике. С родителями заранее была проведена беседа о направлении своих рассказов и о том, как они проводили работу с детьми, которые выбрали их профессии. Одним из составляющих понятия патриотизм является воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; чувство долга перед Родиной (защита Отечества), готовность защищать своё Отечество. Знакомство с символами своей Родины начинается на уроках обществознания, а подробное знакомство я провожу на тематическом классном часе с проведением образовательной игры «Символы моего государства», целью которой является познакомить обучающихся с символикой Российского государства, её историей, воспитание чувства гордости за принадлежность к государству. Отношение мальчиков к службе в армии - один из вопросов традиционного анкетирования обучающихся. В лицее проводятся дни «Здоровья», «Защиты детей», военно-спортивная игра «Доблесть», в которых мои обучающиеся принимают активное участие и неоднократно являются победителями и призерами. При подготовке к этим традиционным мероприятиям я планирую подготовительную работу: разговор о значимости Вооруженных сил, о том, почему защита Родины – священный долг, готовим вместе с детьми материалы для выпуска боевых листков, еще раз знакомимся с Конституцией Российской Федерации, приглашаем на встречи военных, работников военкомата. Наш класс взял шефство над ветераном Сталинградской битвы Самко Софьей Прокофьевной. По мере взросления ребят можно увидеть, как сформировывалось отношение к ветерану, к тому подвигу, который совершила
12 молодая девушка в дни Сталинградской битвы. Когда мы были маленькими, 5 – 7 класс, в гости к Софье Прокофьевне ходили вместе с классным руководителем, т. Е. со мной, в 8 – 9 классах вместе с членами родительского комитета, а вот в 10 – 11 классе ветеран принимает поздравления от самих старшеклассников. Цветы и конфеты, стихи и приветствия собственного сочинения – это лучший подарок ветерану. В этом году накануне 2 февраля к Софье Прокофьевне ходили мальчишки, и вместе с цветами они подарили ветерану еще и свои стихи с благодарностью за Победу. Я использую в своей деятельности следующие формы работы: от пассивных (лекции, семинары, помощь в подготовке заданий для классных часов, музыкальных композиций, диспутов, бесед, игр, конференций), до полуактивных (практические занятия, прогулки, вечера, конкурсы, организация выставок) и активных (походы, экспедиции, экскурсии как краеведческие, так и паломнические). Со своими воспитанниками мы посетили музеи района, города, выезжали на экскурсии по Волгоградской области, городам – героям, городам Золотого Кольца России. Вывод: Таким образом, патриотическое воспитание рассматривается мною, как организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику обучающихся. Возвращаясь к гипотезе свой работы, я могу сказать, что система патриотического воспитания будет сформирована, если деятельность педагога, как классного руководителя, будет направлена на организацию сотрудничества с семьей, изучение возможностей и заинтересованности родителей в данном вопросе, будут выбраны методы взаимодействия. Построив систему патриотического воспитания, я добилась формирования у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, научила ребят заявлять и отстаивать свою точку зрения, любить Родину, уважать ее традиции, занимать активную гражданскую позицию.
13



В раздел основное полное образование