Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Урок подготовки к сочинению рассуждению в 11 классе. Формулировка проблемы и текстуальный комментарий"

Урок с презентацией

Автор: Блинова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №75, г.Нижний Новгород

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Урок подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку в 11

классе. Формулировка проблемы и текстуальный комментарий.

Цель урока:
 подготовить учащихся к написанию сочинения - рассуждения по заданному тексту;
Задачи:
 совершенствовать навыки анализа текста;  отработать навык определения проблемы  отработать навык комментирования проблемы текста художественного стиля  формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; информационная карта, презентация
Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Ребята, мы продолжаем с вами готовиться к экзамену по русскому языку. Сегодня мы поработаем над сочинением, точнее, над двумя его этапами – это определением проблемы и текстуальным комментарием к проблеме (задание 25). Итак, задачи, которые нам предстоит сегодня решить: (слайд 2) А также вспомнить:  виды комментария  композиционные приемы, используемые при комментарии  виды ошибок, встречающиеся при комментировании проблемы
II. Подготовка к сочинению-рассуждению.
У вас на столах лежат информационные карты, куда вы будете записывать в процессе работы все наблюдения над текстом а) Структура сочинения -Давайте вспомним композицию сочинения? Из каких частей оно состоит? (слайд 3)
План сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте. 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 3. Отражение позиции автора. 4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2 аргументами. 5. Заключение. б) Повторение рекомендаций «Как правильно понять исходный текст?» - Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями
«Как

правильно понять исходный текст?»
(слайд 4) 1. О чём текст? (Определите тему)
2. Какие вопросы рассматривает автор? ( Найдите проблемы) 3. Что хочет сказать автор своим текстом? Как он сам отвечает на поставленные вопросы? (Определите авторскую позицию) 4. Как автору показывает ход своих мыслей?( Комментарий) - Читаем текст. Во время чтения заполняем таблицу (на каждого ученика раздается таблица. Приложение 1) в) Определение темы, идеи, проблемы - Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)
Определение темы
- О чем же идет речь в тексте? (О неразделенной любви Былинки к Солнцу) - Еще что определяем? (Идею.)
Определение идеи
- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над тем, что любовь, даже неразделенная, может творить чудеса) - Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы.
Определение проблемы
- Что такое проблема? (Слайд 5. Проблема - вопрос, требующий исследования) - Давайте вспомним, в какой форме может быть сформулирована проблема? 1. Проблема (чего?) 2. В виде вопросительных предложений, созвучных проблеме данного текста. 3. В виде цитаты из текста или другого источника Чтобы вступление не было «сухим», нужно продумать его форму, т.к вступление выполняет определенную задачу. Какую? (слайд 6) Ознакомьтесь ещё раз с приемами вступления (слайд 6) - Сформулируйте проблему данного текста. (Влияние чувства любви на человека) - Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише. г)Комментарий и виды комментария
Комментарий к проблеме
Самое сложное в сочинении – это комментарий проблемы (слайд 7) -Что значит прокомментировать проблему? (Комментарий - рассуждения пояснительные и критические о чем-либо (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) Комментарий – пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы - Какова цель комментария? (Он должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой будете говорить позже) - Чего не должно быть в комментарии?(слайд 8)  Пересказа исходного текста или любой его части  Рассуждений по поводу всех проблем текста  Комментариев о действиях героев текста  Общих рассуждений о тексте
 Замены комментария переписанным текстом задания 24  Замены комментария выражением собственного отношения к проблеме
Виды комментария
- Вспомните виды комментария (текстуальный и концепционный) В чем разница между ними? (слайд 9) Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Комментируя проблему, мы идем от текста к действительности. Концепционный комментарий – это интерпретация текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу. Избирается направление от мысли к действительности. -Сегодня мы еще раз уделим внимание текстуальному комментарию художественного текста - Обратите внимание на вспомогательные вопросы, помогающие нам при комментарии текста художественного стиля(слайд 10) -Вспомним композиционные приемы для привлечения внимания читателя к проблеме (слайды 11-12) -Как автору удалось помочь нам определить идею данного текста? Какие композиционные приемы он использовал?
Композиционные приемы:
При помощи синтаксических средств: а) восклицательных предложений ( предложения 2,3,6) б) антитеза (Былинка – Акация) в) многоточие При помощи лексических средств: а) эпитетов (маленькая неказистая Былинка, высокая, стройная Акация, чудесная Акация) б) ирония (Да и хороша пара: Былинка – и Солнце!) в) риторическое восклицание - К какому типу речи относится данный текст? (повествование с элементами описания) - В чем особенность данного типа текста (автор не просто рассказал читателю удивительную историю любви Былинки к Солнцу, но и показал с помощью выразительных средств чудесное превращение её в красивую Акацию) - Прочитайте, что у вас получилось. д) Составление комментария - Составьте комментарий и запишите его в информационной карте е) Умение анализировать чужой комментарий - Вашему вниманию предлагается несколько видов комментария к данному тексту, попробуйте оценить их, используя критерии оценивания сочинения (см.презентацию)
III. Подведение итогов. Рефлексия

- Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое проблема, комментарий, виды комментария, приемы, помогающие проследить ход авторской мысли. А также поговорили о великом и прекрасном чувстве – любви, которая действительно может творить чудеса. А мне сегодняшний наш урок хотелось бы закончить словами известного поэта Э.Асадова: От слов о любви звенит голова. Они и красивы, и очень хрупки. Однако любовь – не только слова, Любовь – это, прежде всего, поступки.
Д/з написать сочинение по данному тексту


Приложение 1


Приложение 2
Литературовед А. Ревякин утверждал, что в «художественном произведении композиция, все её приемы подчиняются выражению его идейного содержания». - Какие композиционные приемы использует автор, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме? Как передает текст ход его мыслей? (1)Былинка полюбила Солнце... (2)Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! (3)Да и хороша пара: Былинка - и Солнце! (4)Но Былинка думала, что пара была бы хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. (5)Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию. (6)Красивая Акация, чудесная Акация – кто узнает в ней теперь прежнюю былинку! (7) Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная… (Ф.Кривин)


В раздел основное полное образование