"МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ХИМИИ".
статья
Автор: Клочкова Оксана Евгеньевна, преподаватель химии, ГБОУ СПО КРК "Интеграл", село Курсавка
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Клочкова О. Е. Преподаватель ГБОУ СПО КРК "Интеграл" С.Курсавка, Российская ФедерацияМЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ХИМИИ.
На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека- исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Российская система образования наполняет головы учащихся большим количеством информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания не учат. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Поэтому вполне понятен интерес к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности.
Метод проектов
- это совокупность приемов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной, значащей для студентов и оформленной в виде какого-то конечного продукта. Основная
цель
метода
проектов
заключается в предоставлении студентам возможности самостоятельного получения знаний в процессе решения практических задач или проблем. Как педагогическая технология, метод проектов предусматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта и консультанта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился во второй половине 19 века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859- 1952гг). Согласно представлениям Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной, обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом - восхождения от частного к общему. В настоящее время
Учебный проект
– это возможность студентов делать что - то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности деятельность, позволяющая каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Существует несколько видов классификации проектов. 1. По доминирующей деятельности Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком – либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и
представления информации для широкой аудитории. Выходом проекта часто являются публикации в СМИ, в т.ч. в Интернет. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в ней, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений чрез игровые ситуации. 2.
По
комплексности
(предметно
–
содержательной
области)
выделяют:
Монопроекты Межпредметные.
3.
По продолжительности проекты могут быть:
Мини - проект (1-2 урока) Краткосрочные (4-6 уроков) Долгосрочные (годичные) 4.
По характеру контактов проекты могут быть:
Индивидуальные. Парные. Групповые. Региональными (в пределах одной страны); Международными. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.
Основные требования к учебному проекту:
1. Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. 2. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта. 3. Проведение исследований является обязательным условием каждого проекта. 4. Отличительная черта проектной работы – поиск информации. 5. Результатом работы над проектом является продукт. 6. Представление продукта происходит в виде презентации продукта и защиты самого проекта Начиная работу над проектом, необходимо ответить на вопросы: ? - зачем я (мы) разрабатываю проект; ? - что я для этого делаю; ? - как я это смогу сделать; ? - что у меня получится. Работа над проектом предполагает обязательное получение результата, который можно увидеть в виде документа, плана, изделия, макета, изображения, чертежа, текста, компьютерной презентации и др. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Метод проектов оказывает содействие не только раскрытию возможностей и способностей студента, а и осознанию, оцениванию личностных ресурсов, определению личностно значащих и социально ценностных перспектив. Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.
В раздел основное полное образование