Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГИМНАЗИСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ".

статья

Автор: Миронова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Гимназия №2", Нижневартовск, Тюменская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ГИМНАЗИСТОВ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Е.В.Миронова, г. Нижневартовск

МБОУ Гимназия №2
Коммуникативная компетентность (далее возможно сокращение КК) - основа практической деятельности человека в
любой
сфере жизни. Роль владения своей речью в жизни социума трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и письменной речи, поэтому основной проблемой современного речетворчества становится проблема создания свободных, корректных, влиятельных, уместных и успешных устных высказываний и письменных текстов, чему и должна научить школа.
Актуальность работы.
В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезной проблемы с развитием у детей коммуникативной компетенции. Это связывается со снижением уровня читательской культуры, речевой активности, низким уровнем сформированности у школьников личностных оснований для коммуникативной компетентности, что негативно отражается на качестве грамматических умений, способностей к конструктивному диалогу и на личностной самореализации и социальной продуктивности. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15-17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающую роль в профессиональной подготовке. В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в законодательных федеральных документах: в «Законе об образовании»; в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в национальных проектах
Президента Российской Федерации. Так, в «Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку» говорится о языковой и коммуникативной компетенции, как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка. Однако, несмотря на заявленную определяющую нормативную роль коммуникативной компетентности, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня словарного запаса старшеклассников, большинство из которых не умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом, зачастую стараясь заменить речь стандартной житейской мимикой и жестами. Несмотря на полученные базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники часто пишут сочинения, не отвечающие речевой задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество грамматических ошибок. Многие ученики выражают высокий уровень тревожности на ЕГЭ, испытывают неуверенность в своих силах и, несмотря на стабильную подготовку по предмету, действительно опасаются «столкнуться» с заданием части «С». Школа, в свою очередь, должна неустанно трудиться над коммуникативной компетентностью учеников. В связи с вышеизложенным
актуальность
нашей работы состоит в изучении новых форм учебной деятельности, способствующих формированию коммуникативной компетентности, повышению уровня лингвистической подготовки учащихся, развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры гимназистов.
Объект

работы:

коммуникативная

компетентность

у
чащихся гимназии.
Предмет

работы
: условия формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Проблема

работы
: отсутствие целостной системы дидактических условий по формированию высших уровней коммуникативной компетентности гимназистов на уроках русского языка и литературы. Данная проблема обусловила
цель и задачи работы
.

Цель

работы
: Формирование высших уровней коммуникативной компетентности гимназистов на уроках русского языка и литературы через комплексное использование дидактических условий, создание системы коммуникативных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи работы:
1.Определение уровней коммуникативной компетентности гимназистов в учебной деятельности на уроках русского языка и литературы. 2. Выделение качественных критериев сформированности уровней коммуникативной компетентности учеников; 3. Организация необходимых дидактических условий для формирования высших уровней коммуникативной компетентности в учебной деятельности. 4. Создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения учащихся гимназии; 5. Анализ эффективности созданной нами специальной системы дидактических условий, которая позволит сформировать высшие уровни коммуникативной компетентности гимназистов. Основное содержание работы. Мы предположили, что можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности: первый уровень — неосознанная компетентность; второй — репродуктивная компетентность; третий — продуктивная компетентность; четвёртый — творческая компетентность. Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими критериями. Критериями первого уровня мы считаем несамостоятельную деятельность ученика, построенную на подсказках учителя. Критериями второго репродуктивного уровня являются наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму. Критериями третьего продуктивного уровня являются достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом
синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Критериями четвёртого творческого уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретённых знаний, умений, ценностей и смыслов. Среди выделенных нами четырёх уровней сформированности коммуникативной компетентности языковой личности наивысшим является четвёртый уровень — творческая компетентность. Ученики, вышедшие на четвёртый творческий уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учёбе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь, «партнёрство». Ученик готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт (текст), который высококультурен и по лингвистическим, и по смысловым показателям. Определению уровня коммуникативной компетентности учащихся проверялся путём анкетирования, контент-анализа письменных текстов учеников и проверочных отчётных материалов, сравнительного анализа результатов части С тестов в формате ЕГЭ.
Таблица1
Ф.И. Задания ( указать уровень) Изложения Сочинения Устное выступление (сообщение о писателе, поэте) Исследователь ские работы Творческие работы Тест (часть С) Уровень КК Алдеров Р.. 2 ур. 5\4 4\4 3 - сказка 11 3 Антипина Д. 4 ур. 5\4 5\3 4 + Стих-е 16 3 И Т.Д.

Анкета № 1
Выявление степени уверенности учащихся в собственной коммуникативной компетентности.
Ф.И. ученика ___________________ Класс __________
Коммуникативные умения Затру дняюс ь ответ ить Скорее не умею, чем умею (по образцу) Скорее умею, чем не умею (Нет ощущении необходимос ти дальнейшего развития) Умею 1.слушать внимательно, не перебивая говорящего + 2.Читать внятно, быстро, осмысленно. + 3.Спокойно воспринимать любую интонацию говорящего + 4.Передавать информацию различной интонацией + 5.Говорить ясно, кратко, по делу. + 6. Излагать мысли в письменном виде. + 7. Представлять информацию в виде таблицы + 8. Выполнять анализ текста, языковых явлений, классифицировать виды норм(ошибок). + 9.Искать нужную информацию в доп. источниках (книги, Интернет, словари) + 10.Написать и отправить письмо, в том числе электронное. + 11.Написать конспект. + 12. Написать реферат. + 13. Составить план действий + 14. Определить грамотно объем информации для диалога (устно, письменно) + 15.Понимать читаемый текст + 16. Определять тему текста, позицию автора + 17. Формулировать основную мысль своего высказывания + 18. Развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения + 19.Выстраивать композицию письменного высуазывания, обеспечивая последовательность и связность изложения + 20. Выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи. + 21.Отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи. + 22. Соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. + 23.Выбирать интересную тему общения + 24.Учитывать личные качества собеседника +
Начатое исследование позволило сделать вывод, что некоторые гимназисты ещё находятся на уровне неосознанной коммуникативной компетентности, поскольку выполнять комплексный анализ текстов разных по жанру и стилю, совершать при этом необходимые логико-языковые операции, которые способствовали бы формированию коммуникативной компетентности, они ещё не умеют. По результаты мониторинга за 1 четверть количество учеников с неосознанным первым уровнем коммуникативной компетентности
18%,
со вторым уровнем репродуктивной компетентности 43
%,
в то время как число школьников с третьим уровнем продуктивной компетентности 26
%,
а с четвертым – творческой компетентностью –
15%.
Наиболее актуальной остается задача учителя подбирать задания, которые развивают не только языковую лингвистическую грамотность, но и коммуникативную компетентность. Примеры заданий 3-4уровней
Таблица 2

РУССКИЙ

ЛИТЕРАТУРА

Задания 2 уровня:
Исправьте ошибки (стилистические) Выполните комплексный анализ текста.
Задания 3 уровня:
Тема: Имя прилагательное Вставьте на месте пропусков прилагательных в тексте подходящие по смыслу
Задания 4 уровня:
Создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи.
Задание 2 уровня:

Составьте план, конспект статьи

Задания 3 уровня:
Создайте образ осени, используя метафоры
Задания 4 уровня:
Напишите сочинение-миниатюру по пословице ; Сочините свою собственную сказку; Сочините свое стихотворение 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. 3) порассуждать о том, каково значение вновь приобретенных знаний.

Итак, формирование коммуникативной компетентности

учащихся происходит постепенно: от уровня неосознанной

компетентности до уровня творческой компетентности. Для

формирования коммуникативной компетентности учащихся

необходимо

комплексное

использование

дидактических

условий:

коммуникативная

компетентность

учителя,

её

развитие и совершенствование; подбор оптимальных методов

обучения,

при

которых

особое

внимание

уделяется

соотношению

формы

языковой

единицы

и

её

употребления,

т.е.

формы

и

функции;

создание

в

учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых

учащиеся осуществляют коммуникативное

взаимодействие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка. М., 1956 2. Гальперин Г.Я. Текст как объект лингвистического . М., 1981 3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988. 4. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983. 5. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994 6. Программа развития МСОШ № 40 пособие/Под ред. С.В. Титовой МУПП «Издательство «Приобье», 2006 7. Смыслообразующее обучение/Под ред. С.В, Титовой. – СПб.: Питер, 2006. 8. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992. 9. Титова С. В. Становление смыслополагания подростков в условиях совместной продуктивной творческой деятельности: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1997. 10. Под редакцией С.В.Титовой Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности СПб.:Питер,2009 11. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей. М., Роспедагенство,1994


В раздел основное полное образование