"Программа воспитательной деятельности лагеря с дневным пребыванием детей "ДИНЛИН-ГО"
программа
Автор: Болсуновская Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Белоярская СОШ, село Белый Яр
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1 Министерство образования и науки Республики Хакасия ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» МБОУ Белоярская СОШПрограмма воспитательной деятельности лагеря с дневным
пребыванием детей
«ДИНЛИН-ГО»
Автор: Болсуновская А.С.
МБОУ Белоярская СОШ
Подпись_____________\_дата______\
2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Полное название программы Программа воспитательной деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «ДИНЛИН-ГО». 2. Цель программы Организация отдыха, оздоровления и интеллектуального развития обучающихся школы в каникулярное время . 3. Тип лагеря Лагерь дневного пребывания детей. 4. Направление деятельности, специфика содержания программы Направление программы экологическое. Специфика содержания программы имеет краеведческий компонент. 5. Краткое содержание программы Программа представляет собой игру – путешествие «Экспедиция по заповедным местам». Программа направлена на
:
сохранение и передачу традиций и культуры народов Хакасии, накопление исторических знаний и духовного опыта, изучение заповедных мест республики, воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой край, малую Родину, любви и уважения к ее истории, традициям. 6. Ожидаемый результат Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм. Формирование коллектива единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих в психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества. Получение ребятами дополнительных знаний, умений, навыков по краеведению. Оздоровление детей через ежедневные занятия физкультурой и спортом, через усвоение ими санитарно – гигиенических правил и норм, привычек здорового образа жизни. Формирование коммуникативных умений, овладение навыками межличностного и группового общения в разных видах, взаимодействия, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга. Повышение творческой активности детей. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей. 7. Авторы программы Болсуновская Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы 8. Адрес организации 655650 Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Советская, дом 4 Д 9. Телефон, факс, электронный адрес 8 (39041) 2-14-72 10. Место проведения лагеря МБОУ Белоярская средняя общеобразовательная школа 11. География участников Обучающиеся МБОУ Белоярская СОШ
3 12. Количество участников программы 250 человек Возраст детей от 7 до 15 лет. 13. Сроки проведения 01.06.2013г. – 21.06.2013г. 14. Опыт реализации программы в других условиях Не имею 15. Особая информация и примечания Содержание программы
4 1. Пояснительная записка…………………………………………………….5 Тематическая направленность программы. Актуальность и новизна………………………………………………………………………….5 Цели и задачи программы…………………………………………...………...6 Принципы реализации программы…………………………………………...7 2. Содержание. Модель тематической сюжетно-ролевой игры…………………………….…7 Направления и виды деятельности……………………………………………9 Последовательность реализации сюжетно-ролевой игры…………………..10 3. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение………………15 Кадровое обеспечение…………………………………………………………15 Методическое обеспечение……………………………………………………16 Материально – техническое и финансовое обеспечение……………………18 4. Механизмы реализации программы………………………………………20 5. Предполагаемые результаты программы…………………………………23 Критерии эффективности реализации программы………………..…………23 Возможные риски…………………………………………………...………….24 Способы коррекции рисков……………………………………………………24 6. Заключение…………………………………………………………………..25. 7. Список литературы…………………………………………………………..26 8. Приложение…………………………………………………………………..29
5
1. Пояснительная записка
История родного края – это история малой Родины каждого человека живущего на земле. Но особенно важен процесс формирования любви к ней, гордости за ее необыкновенные просторы, красоту природных ландшафтов, традиции и обычаи, специфику культурно-исторических связей у молодого поколения. Как заинтересовать их, как вызвать чувство патриотизма, гражданственности при разработке, реализации социально-значимой программы лагеря с дневным пребыванием? «Динлин-го» - программа с краеведческим компонентом. Она должна стать связью времен, которая будет заложена камнем основания в развитие традиций, формирование понятий по истории, культуре, природе, особенностям нашей малой Родины – Хакасии. 2013 год объявлен в России годом защиты окружающей среды, поэтому основным направлением деятельности лагерной смены, является получение дополнительных знаний в области экологии. В качестве экологического объекта выступает заповедник «Хакасский», республики Хакасия. Современное человечество живет в эпоху небывалого развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природную среду. И хотя в последние десятилетия принимаются меры по ее охране и оздоровлению, тем не менее, общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. Отправляясь в экспедицию по «Заповедным местам Хакасии», ребята знакомятся с нетронутой, «дикой» природой, осмысливая роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов. Продолжительность смены лагеря составляет 21 день. С определенной периодичностью экспедиция останавливается на стоянку в одном из заповедных мест, для поиска кристаллов и знакомства с местностью. На протяжении всей экспедиции пишется очерк о подвигах и достижениях динлин. Одним из главных мероприятий программы, является разработка творческого проекта каждым отрядом - «Зеленый мир Динлин-го». В ходе реализации данного проекта дети учатся ухаживать за растениями, клумбами, и следить за чистотой окружающей среды. Программа «Динлин-го» разработана для учащихся 7-15 лет. Программа
6 краткосрочная, реализуется в течение лагерной смены .
Актуальность программы:
Создание нового подхода к проблеме организации досуга детей в каникулярное время. Данный подход предполагает создание системы развивающих и воспитательных мероприятий, через включение детей в увлекательную игру – путешествия краеведческой направленности.
Цель программы:
Организация отдыха, оздоровления и интеллектуального развития учащихся школы в каникулярное время.
Задачи программы:
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости; Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Воспитательные:
Создать условия для личностного развития каждого ребёнка; Способствовать воспитанию активного гражданина, патриота своей малой Родины через формирование интереса и любви к истории родной республики, заботе об окружающей среде; Создание условий для воспитания культуры общения.
Образовательные:
Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки детей; Совершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности;
Развивающие:
Создать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление. Способствовать поисковой и исследовательской деятельности
7
Принципы реализации программы
1.
Принцип гуманности:
признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости. 2.
Принцип
индивидуализации
воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия. 3.
Принцип
сотрудничества
предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. 4.
Принцип мотивации деятельности
ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели. 5.
Принцип вариативности
предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей. 6.
Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных
форм работы
при реализации программ.
8
2. СОДЕРЖАНИЕ.
Содержание работы лагеря – это игра – путешествие «Экспедиция по заповедным местам». Действие происходит в государстве Динлинг-го (МБОУ Белоярская СОШ). Народ динлины – это древний предок народа Хакасии. В государстве Динлин-го, люди живут племенами (каждый отряд – это племя). У каждого племени есть свой вождь (лидер отряда) и советник вождя. Возглавляет государство Владыка – «царь» (выбирается путем голосования на мероприятии «Владыка Динлин-го»). Государство живет по своим законам и обычаям, имеет свой гимн, эмблему и девизы. Центром жизни, мира и спокойствия в государстве Динлин-го, является священное дерево Бету. Бету охраняется «кристаллами жизни»: кристалл Солнца, кристалл Воды, кристалл Воздуха, кристалл Огня, кристалл Луны, кристалл Земли. Но однажды в счастливом государстве появляется злой шаман и крадет «кристаллы жизни». Шаман прячет кристаллы в тайные места заповедника «Хакасский», Республики Хакасия. Священное дерево Бету начинает увядать, и жизнь динлинов оказывается под угрозой. Владыка – «царь», вместе с жителями государства Динлин-го, решает отправиться в экспедицию на поиски кристаллов. В ходе экспедиции племена попадают в заповедные места, но для того, чтобы отыскать кристаллы, им нужно пройти множество испытаний. Если испытание пройдено, динлины получают «кристалл жизни». То племя, которое лучше всех прошло испытание, в качестве вознаграждения получает золотые монеты. По окончанию экспедиции, когда все кристаллы собраны, проходит праздник «Священного дерева жизни», на котором награждается самое активное племя. Так же на протяжении всей экспедиции каждое племя работает над созданием творческого проекта «Зеленый мир Динлин-го». На каждой стоянке, которая проходит во время прибытия в заповедное место, дети получают новые знания об этапе проекта. Структурно игра развивается в течение 21 дня и представляет собой проживание участниками различных игровых ситуаций.
9 Программа «Динлин-го» предполагает следующие
направления и виды
деятельности
:
1.
Краеведческое:
Цель:
воспитание у школьников любви к своей республике.
Основные направления:
− Изучение истории, культуры, быта, хозяйства земляков. − Изучение памятных мест, произведения архитектуры и искусства. − Знакомство с предками республики. − Проведение игры – путешествия «Экспедиция по заповедным местам»
Основные мероприятия:
− Открытие смены краеведенья. − Знакомство с лагерем. − «Экскурсия» по местности. − Занятия краеведческого кружка. − Составление кроссворда. − Дискотека. − Закрытие смены краеведения.
2.
Историко-патриотическое:
Цель:
Воспитание активного гражданина, патриота своей малой Родины через формирование интереса и любви к истории родной республики.
Основные направления:
−
Кружковая деятельность по изучению истории республики.
−
Проведение национальных игр.
−
Изучение жизни и деятельности предков.
−
Краеведческая литература.
Основные мероприятия
− Экскурсия в районный музей. − Игра: «Ала-хуча» (Пестрый баран). − Конкурс чтецов «Хакасия – мой край родной».
10 − Экскурсия в школьном музее. − Просмотр видеофильма о Хакасии − Закрытие недели.
3.
Экологическое
Задачи:
−
Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях: создание игровой модели «Экспедиция в заповедные места», охватывающая одновременно и специально заданные, игровые ситуации, и элементы лагерного быта детей; взаимоотношение участников между собой, с педагогическим коллективом и сотрудниками лагеря.
−
Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем.
−
Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром.
−
Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков, с помощью проектирования.
Основные мероприятия
− Презентация программы «Экспедиция по заповедным местам». − Выборы, формирование органов самоуправления. − Открытие праздника «Жизнь государства Динлин-го». − Создание очерка «Впечатления от экспедиции». − Спортивная эстафета «В поисках кристалла Солнца» − Конкурсы экологических листовок, платков, рисунков. − Музыкальный конкурс «Живи, Земля». − Защита отрядных проектов по теме «Зеленый мир Динлин-го». − Закрытие недели. − Экологический флешмоб «Отдых на озере Беле». − Интеллектуальная игра «Жизнь на озере Иткуль». − Экологическая викторина «Флора и фауна».
11 − Конкурс на лучшую сказку или легенду на тему «Участок Оглахты». − Спортивное соревнование в «Зоне отдыха» − Обрядовый праздник «Спасем священное дерево Бету!» − Конкурс на лучший эко-грим «Заповедная феерия». В течение экспедиции ребята передвигаются к цели, согласно карте заповедника «Хакасский». Дети останавливаются на экологические стоянки, которые проходят в виде
часов знаний:
1.
Участок «Подзаплоты»:
виртуальный тур по участку, изучение флоры и фауны, почвы, ландшафта участка;
2.
Участок
«Озеро
Беле»
: изучение флоры и фауны, почвы, ландшафта участка;
3.
Участок
«Озеро
Шира»
: изучение флоры и фауны, почвы, ландшафта участка;
4.
Участок «Озеро Иткуль»
: виртуальный тур по участку, изучение флоры и фауны, почвы, ландшафта участка;
5.
Участок
«Оглахты»:
виртуальный тур по участку, изучение флоры и фауны, почвы, ландшафта участка;
6.
Участок «Заимка Лыковых»
: изучение флоры и фауны, почвы, ландшафта участка. После часов знаний проводятся различные игровые мероприятия, на которых дети ищут «кристаллы жизни». Мероприятия проводится по тематике часов знаний. Целью мероприятий является закрепление полученных знаний и умений.
Мероприятия:
1. Спортивная эстафета «В поисках кристалла Солнца». 2. Экологический флешмоб «Отдых на озере Беле» (поиски кристалла
12 Воды). 3. Экологическая викторина «Флора и фауна» (поиски кристалла Воздуха). 4. Интеллектуальная игра «Жизнь на озере Иткуль» (поиски кристалла Огня). 5. Конкурс сказок и легенд на тему «Участок Оглахты» (поиски кристалла Земли). 6. Спортивное соревнование «В поисках кристалла Луны».
Проектная деятельность программы
реализуется путем создания каждым отрядом собственного проекта, экологической направленности - «Зеленый мир Динлин-го». Так как государство «Динлин-го» это территория МБОУ Белоярская СОШ, то проектная деятельность будет направлена на улучшение школьной территории. Проектная деятельность осуществляется поэтапно. По завершению проектирования, проходит мероприятие по представлению и защите проектов. Далее, до окончания смены, отряды реализуют свои проекты.
Этапы проектирования:
1.
Этап
1
– знакомство с проектной деятельностью, выбор темы для проектирования, постановка целей и задач. 2.
Этап
2
–
разработка проектной документации, определение сроков исполнения проекта
.
3.
Этап 3
– разработка проектной документации, составление макета проекта. 4.
Этап
4
– завершение работы по созданию макета проекта, оформление проектной документации. 5.
Этап 5
– реализация проектов Каждый день в государстве «Динлин-го» имеет тематическую направленность, согласно которой планируются мероприятия: 1. День первый – день защиты детей.
13 2. День второй – день здоровья. 3. День третий – день традиций. 4. День четвертый – день выборов. 5. День пятый – день охраны окружающей среды. 6. День шестой – литературный день. 7. День седьмой – день спорта. 8. День восьмой – день творчества. 9. День девятый – день друзей. 10. День десятый – день музыки. 11. День одиннадцатый – день экологии. 12. День двенадцатый – день независимости. 13. День тринадцатый – день настроения. 14. День четырнадцатый – день игр. 15. День пятнадцатый – день истории. 16. День шестнадцатый – день сказки. 17. День семнадцатый – день борьбы с засухой. 18. День восемнадцатый – день искусства. 19. День девятнадцатый – день леса. 20. День двадцатый – день праздника. 21. День двадцать первый – день прощания.
Кружковая работа:
С целью создания условий для расширения интеллектуальных способностей в течение лагерной смены будут работать кружки: «Творческая мастерская» «Юный натуралист» «Туризм» «Вокал» «Школа выживания»
14
Система стимулирования успешности:
В течении всей лагерной смены в качестве стимулирования, за успешно выполненное задание, отряд получает «золотые монетки». Количество монеток собранных отрядом ежедневно отражается на «Экране достижений». В конце лагерной смены самый активный отряд награждается призом.
Словарь смены:
«Государство Динлин-го» - МБОУ Белоярская СОШ, «Динлины» - дети, «Племя» - отряд, «Вождь» - лидер отряда, «Владыка – царь» - лидер лагеря.
Оформление отрядного уголка:
-
флаг племя, - название племя, - девиз племя, - численность племя, - план работы на день, - достижения племя, - поздравления
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадровое обеспечение (и сетевое взаимодействие)
В кадровое обеспечение деятельности лагеря с дневным пребыванием
детей
«Динлин-го»
входит начальник лагеря, его заместитель (педагог – организатор), воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель спортивно- оздоровительной работы (физорганизатор) из числа педагогических работников.
Начальник лагеря
обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости воспитанников, их трудовой деятельности.
Педагог
-
организатор
организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно – просветительными и спортивными учреждениями.
Воспитатели
несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной деятельности, работу органов самоуправления и проведения досуговых мероприятий в рамках программы деятельности отрядов.
Музыкальный работник и руководитель спортивно – оздоровительной
работы
осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
Специальные кадры (педагоги дополнительного образования, медсестра)
осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления.
Орган самоуправления
представляет собой совет вождей отрядов, которой совместно с воспитателями реализует коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.
16
Методическое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение
В основе программы лежит следующая нормативная база: Конвенция о правах ребенка, статьи 24, 26, 27, 29, 31; Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании», статьи 50, 51,52; Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ФЗ – 98 от 28.07.1998г., ст.1,4, 7, 9, 10,12,,13, 14,15, 23); Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » (ФЗ-170 от 21.12.2004г.); Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ФЗ – 98 (с изменениями от 21.03.2002г. и 22.08.2004г.); Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.); Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ГОСТ РФ 52887-2007 (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (от 27 декабря 2007 г. N 565-ст); Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» (от 10 августа 2012 года № 1157); Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе « Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» (от 11.01. 2006г. N7); Постановление Правительства РФ « О типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (от 07.12.2006г. № 752); Закон РХ « Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия » (от 15.02.2011 № 4-3 РХ); Постановление Правительства РХ « Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Дети Хакасии» (от 23.11.2010г.№ 605);
17 Постановление Правительства РХ "Об утверждении региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)" (от 22.11.2011 N 794); Устав БМОУ Белоярская СОШ; Штатное расписание МБОУ Белоярская СОШ.
Программно – методическое обеспечение
Программно – методическое обеспечение смены включает в себя: 1.Комплексную краткосрочную краеведческую программу – «Динлин-го», посвященную Году охраны окружающей среды, малой Родине – Республики Хакасия. 2. Комплексный календарно – тематический план (сетку) смены - сюжетно – ролевой игры – «Экспедиция по заповедным местам». 3. Планы работы отрядов (групп по месту проживания). 4. Планы работы воспитателей. 5.Программы работы детских творческих объединений дополнительного образования детей. 6.План физкультурно-оздоровительной работы и массовых мероприятий (утвержденный медицинским работником лагеря). 7.Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены. 8. Информационно – аналитические, иллюстрированные отчеты. 9. Режим жизнедеятельности лагеря. 10.Должностные инструкции педагогического персонала.
18
Материально – техническое и финансовое обеспечение
Наименование
Применение
Кабинеты
Отрядные места, уголок безопасности (пожарной, безопасного поведения в социуме, на водоемах, на дорогах), информационное окно жизни отрядов и лагеря
Спортивный зал
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
Стадион
Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады. Спортивные состязания, игры на свежем воздухе
Библиотека школы
Литература для педагогов и детей лагеря
Столовая
Завтрак, обед
Комната детской
организации
Творческая мастерская воспитателей, руководителей кружков
Комнаты гигиены
Туалеты
№
п/п
необходимые
средства
обоснование
Сумма
(руб.)
1.
печатно-
множительные
работы
разработки мероприятий, наглядность
2000
2.
призовой фонд
награждение по итогам проведения мероприятий
6000
3.
приобретение
канцелярских
средств
Бумага, ватманы, фломастеры, карандаши, клей, ручки, журналы, и т.д.
10000
итого
18.000
19 Лагерь дневного пребывания содержится за счет средств бюджета Управления образования МО Алтайский район, направленного на организацию летнего отдыха учащихся.
20
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации программы предполагает разработку схемы управления программой
(см. Приложение. Схема управления программой)
и проектирование этапов реализации программы:
Подготовительный этап (до заезда в центр)
Проектирование и разработка краеведческой программы – «Динлин-го». Подготовка иной программно-методической документации (образовательные курсы по тематике смены, программы дополнительного образования, календарно – тематические планы, и др.). Формирование нормативно – правовой библиотечки, символики и атрибутики смены. Подбор, конкурсный отбор и подготовка кадров для работы на смене. Проведение собеседования с претендентами на педагогические должности (воспитателей, вожатых, педагогов дополнительного образования), с казаками и волонтерами. Оформление пакета документов на каждого педагога для приема на работу. Предлагерное обучение воспитателей. Прохождение кадрами медицинского обследования и оформление санитарных книжек. Определение ожиданий детей и родителей от смены (эмоциональная настройка ребенка и взрослого на предстоящую смену). Психологическая и практическая подготовка детей и педагогов к работе в лагерь. Установление интеграционных связей с учреждениями образования, культуры и др., с общественными объединениями и организациями, с целью информационно – методической и иной поддержки смены. В первую очередь, с районным музеем и библиотекой. Подготовка внутренней педагогической среды лагеря (спортивные площадки, творческий центр, клуб). Проведение организационных совещаний, планерок.
Организационный этап смены. Запуск игровой модели (с 1 по 4 день)
Заезд и встреча детей. Диагностика интересов, потенциала лидерских, организаторских, творческих и др. способностей детей и подростков. Запуск игровой модели. Игровое знакомство участников смены. Закладка основ временного детского коллектива. Знакомство с правилами
21 жизнедеятельности, законами, традициями центра. Формирование органов самоуправления. Выявление лидеров. Открытие смены. Начало образовательных занятий (по расписанию).
Основной этап смены. Реализация игровой модели (с 5 по 19 день)
Продолжение образовательных занятий (по расписанию). Реализация основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов самоуправления. Корректировка ценностно – мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий. Разворачивание деятельности образовательных и иных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Их включение в различные виды коллективно – творческой деятельности (привлечение в различные объединения: кружки, студии, секции, тематические казачьи площадки и др.). Проведение тематических дней, ролевых, деловых игр, игр – приключений, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы центра и игровым замыслом. Показ детских достижений через различные традиционные и нетрадиционные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе творческих объединений. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности.
Заключительный этап смены. Подведение итогов смены (с 20 по 21 день)
Итоговая диагностика. Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов смены. Награждение и поощрение участников и лидеров. Анализ предложений и рекомендаций, поступивших от детей, родителей, персонала. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.
Постлагерный период (по окончании смены – до 1 месяца и более)
22 Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка о последующем участии (или отказе) в тематической смене. Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации. Представление материалов по итогам реализации программы для экспертной оценки на конкурсы летних вариативных программ, публикация материалов из опыта реализации смены и игровой модели в научно – методических изданиях и др. Обмен опытом работы с коллегами на совещаниях, научно – практических конференциях, фестивалях.
23
5.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Критерии эффективности реализации программы
Оценка программы детьми осуществляется через:
• анализ дня на Совете пройденного пути (совет дела); • анализ основных дел и мероприятий отряда при подведении итогов открытия «Секретов государства Динлин-го» на Совете вождей (органы самоуправления отрядов); • анализ организационного, основного и итогового периодов на Совете государства Динлин-го (орган самоуправления лагеря); • фиксацию результатов по итогам участия в открытии «Секретов государства Динлин-го» в очерке «Впечатления от экспедиции» (альбоме - летописи лагеря); • проведение входящего («Знакомство») и итогового («Мои впечатления о жизни в центре в государстве Динлин-го») анкетирования
(См.
Приложение)
; • желание ребенка прийти в лагерь «Динлин-го» на следующий сезон; • и др.
Оценка программы родителями отслеживается через:
• записи в книге отзывов; • анкеты; • собеседования;
Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:
• ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей и руководителей лагеря; • анализ педагогических дневников вожатых и воспитателей; • анализ образовательных программ (дополнительное образование); • анкетирование; • обсуждение результатов смены на итоговом педсовете; • участие педагогов в республиканских и др. научно – практических конференциях, семинарах – практикумах;
24 • желание работать в педагогическом коллективе лагеря на следующем сезоне; • и др. Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности.
Возможные риски
1. Отсутствие необходимого опыта работы у педагогического коллектива в организации смены по тематике краеведения и недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах истории и экологии республики Хакасия, может вызвать сложности в создании эффективных организационно - педагогических условий для проведения смены. 2.Недостаточный уровень финансирования и низкая мотивация социума на поддержку тематической краеведческой смены могут вызвать затруднения в выполнении тех или иных условий реализации программы.
Способы коррекции рисков
Грамотные организационно - управленческие действия со стороны администрации МБОУ Белоярская СОШ, педагогического коллектива при поддержке Управления образованием МО Алтайский район помогут минимизировать возможные риски и обеспечить: целенаправленность и чёткость совместной деятельности всех вышеназванных заинтересованных сторон по созданию эффективных организационно – педагогических условий для проведения данной тематической смены; мотивацию социума к организационной и финансовой поддержке смены, направленной на краеведческое воспитание детей Алтайского района; поиск дополнительных источников финансирования, в том числе, за счет средств региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)"
25
6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Летний лагерь с дневным пребыванием детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Лагерь с дневным пребыванием детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение лагеря «Динлин-го» заключается в создании условий для свободного развития каждого ребенка. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно- ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, их самореализацию. Целью воспитания детей в лагере дневного пребывания является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Воспитателям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости. Таким образом, лагерь дневного пребывания детей «Динлин-го» является демократическим институтом обучения, воспитания, предоставляющим юному поколению самые разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и краеведческого характера.
26
7.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Абелюк Е.С. Читательский комментарий: замысел и воплощение (Путь школьников к «Реквиему А. Ахматовой») // Литература в школе.- 1989.-№3.-С. 13-30.
2.
Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
3.
Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 1997. - № I. - С. 3-11.
4.
Гузеев В.В. Исследовательские проекты и практике школы // Библиотека журнала «Директор школы». - 1998. - № 7. - С. 110-127
5.
Здравствуй, лето: Сборник инструктивно-методических материалов для организаторов летнего отдыха и оздоровления детей и подростков / Под общ. Ред. А.Е. Шаболдаса, С.В. Адаменко. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.
6.
Здравствуй, лето: Сборник инструктивно-методических материалов для организаторов летнего отдыха и оздоровления детей и подростков / Под общ. Ред. С.И. Калашникова, С.В. Адаменко – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
7.
Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база /сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006.
8.
Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы / Сост. А.М. Панов. - М.: НИИ семьи, 1998. -144с.
9.
Методическое пособие по организации летнего отдыха детей / Сост.: С.П. Беткер, Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ренёва; Под ред. Е.Г. Мазуровой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. - 172с.
10.
Методическое пособие по организации летнего отдыха детей / Сост.: С.П. Беткер, Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ренёва; Под ред. Е.Г. Мазуровой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. - 172с.
11.
Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство Брянского
27 государственного педагогического университета имени И.Г. Петровского, НМД «Технология», 2000. - 235 с.
12.
Научно-методический журнал Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск». 2000 – 2007 гг.
13.
Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени И.Г. Петровского, НМД «Технология», 2000. - 235 с.
14.
Научно-методический журнал Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Центр «Педагогический поиск». 2000 – 2007 гг.
15.
Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации) / Под ред. В.И. Бондаря. - М.: НИИ семьи, 1997. - 152с.
16.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Автор-сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко – М, Дрофа, 2000. - 256 с.
17.
Павлова М.Б., Дж. Питт, Гуревич М.И., Сасова И.А. (под ред. Сасовой И.А.) Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф -2003.-296 с.
18.
Павлова М.Б., Дж. Питт, Сасова И.А., Гуревич М.И. (под ред. Сасовой И.А.) Технология, 6-й класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. - М: Вентана-Граф, 2004-144 с.
19.
Павлова М.Б., Дж. Питт. Дизайн-подход как основа обучения. - Н.Новокруг: НГЦ, 2000. - 286 с.
20.
Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. - 81 с.
21.
Полат Е.С. Как рождается Программа летнего пришкольного лагеря. -
28 М., 1995.
22.
Программно-методическое пособие «Рост» / сост.: Комитет РФ по делам молодёжи, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. - Москва, 1996. - 107с.
23.
Программы реабилитационной деятельности детских летних оздоровительных лагерей. Методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха детей / Под ред. Г.В. Куприяновой, Л.Е. Сикорской. - М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1997. - 100с.
24.
Роль органов власти в управлении процессами охраны и укрепления здоровья детей, подростков в Ханты - Мансийском округе. - Ханты- Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. - 332с.
25.
Романовская М.Б. Метод проекта в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». - М.: АПКиПРО, 2004. - 32 с.
26.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.-208 с.
27.
Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, пер- спективы. Образовательная область «Технология». - Вып.1. - М.: АПКиПРО, 2000.-190 с.
28.
Сопровождение предпринимательских проектов/Под ред. С.И. Вершинина, А.С. Потапова. - М., НИИРО, 2004.
29.
Сысоева М.Е.. Организация летнего отдыха детей. ГИЦ «Владос». М.2003 г.
30.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 1998. - 144с.
31.
Шпарева Г.Т.. Отдыхаем весело и интересно! Москва. Педагогическое общество России. 2005 г.
29
8.
Приложение
Схема управления программой (Приложение1) Управууу а Управление образования МО Алтайский район
Директор школы
Начальник
лагеря
Педагог - организатор
Воспитатели
Работники
столовой
Медицинский
работник
Координаторы
доп. образования
Родители
Музыкальный
работник
Руководитель оздоровительной работы
30 План мероприятий (Приложение 2) План – сетка
Организационный этап
№
Мероприятие
Ответственные лица
01.06.2013г. – День защиты детей
1. Отрядные сборы Педагог – организатор, воспитатели 2. Медицинский осмотр Медработник, воспитатели 3. Тренинги, игры на знакомство Воспитатели 4. Экскурсия по государству «Динлин-го» Начальник лагеря, педагог - организатор 5. Праздник посвященный «Дню защиты детей» Начальник лагеря, педагог – организатор, воспитатели
02.06.2013г. – День здоровья
1. Отрядные дела: выбор названия, девиза, эмблемы отряда Воспитатели 2. Игры на сплочение на свежем воздухе Педагог – организатор, воспитатели 3. Оформление отрядной атрибутики Воспитатели
03.06.2013г. – День традиций
1. Отрядные дела: оформление отрядных уголков Воспитатели 2. Запись в кружки Воспитатели, педагог – организатор 3. Игры на выявление лидеров Воспитатели 4. Игра «Ала- хуча» (Пестрый баран) на свежем воздухе Педагог – организатор, воспитатели
04.06.2013г. – День выборов
1. Кружковая деятельность Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Конкурс рисунков на асфальте Педагог – организатор, воспитатели 3. Смотр отрядных уголков Начальник лагеря, педагог - организатор 4. Праздник «Выборы Владыки – царя» Педагог – организатор, воспитатели, музыкальный работник
Основной этап
№
Мероприятие
Ответственные лица
05.06.2013г. – День охраны окружающей среды
1. Кружковая деятельность Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Торжественная линейка открытия смены «Жизнь в Начальник лагеря, педагог –
31 государстве Динлин-го» организатор, воспитатели, музыкальный работник 3. Игро – дискотека «Сберегая планету, сберегаем себя!» Педагог – организатор, воспитатели, музыкальный работник
06.06.2013г. – День литературы (Пушкинский день)
Время доброго пути «В поисках кристалла Солнца»
1. Отрядные дела: подготовка к мероприятиям Воспитатели 2. Литературная гостиная «Для Пушкина нет срока давности» Педагог – организатор, библиотекарь 3. Конкурс чтецов «Хакасия – мой край родной!» Педагог – организатор, воспитатели
07.06.2013г. – День спорта
Стоянка «Участок Подзаплоты»
1. Часы знаний по теме «Участок Подзаплоты» Педагог – организатор, педагоги доп. образования 2. Проектная деятельность (этап1) Педагог – организатор, педагоги доп. образования 3. Спортивная эстафета «В поисках кристалла Солнца» Педагог – организатор, руководитель оздоровительной работы, воспитатели
08.06.2013г. – День творчества
Время доброго пути «В поисках кристалла Воды»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Отрядные дела: подготовка к выставке плакатов Воспитатели 3. Экскурсия в «Парк Победы» сбор материалов для проектной деятельности Воспитатели, педагог - организатор 4. Конкурс плакатов «Мир дикой природы» Педагог – организатор, воспитатели
09.06.2013г. – День друзей
Стоянка «Участок озеро Беле»
1. Часы знаний по теме «Участок озеро Беле» Педагог – организатор, педагоги доп. образования 2. Проектная деятельность (этап 2) Педагог – организатор, педагоги доп. образования 3. Экологический флешмоб «Отдых на озере Беле» (в поисках кристалла Воды) Педагог – организатор, воспитатели, музыкальный работник
10.06.2013г. – День музыки
Время доброго пути «В поисках кристалла Воздуха»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Отрядные дела: подготовка к конкурсу караоке Воспитатели 3. Конкурс караоке «С песней по жизни идем» Педагог – организатор, воспитатели, музыкальный работник .
11.06.2013г. – День экологии
Стоянка «Участок озеро Шира»
1. Часы знаний по теме «Участок озеро Шира» Педагог – организатор,
32 педагоги доп. образования 2. Проектная деятельность (этап 3) Педагог – организатор, педагоги доп. образования 3. Экологическая викторина «Флора и фауна» (в поисках кристалла Воздуха) Педагог – организатор, воспитатели
12.06.2013г. – День Независимости
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Экскурсия в районный музей Начальник лагеря, педагог – организатор, воспитатели 3. Просмотр видеофильма о Хакасии Педагог – организатор, воспитатели
13.06.2013г. – День настроения
Время доброго пути «В поисках кристалла Огня»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Отрядные дела: подготовка к конкурсу поделок Воспитатели 3. Акция «Дарим друг другу хорошее настроение» Педагог – организатор, воспитатели 4. Конкурс поделок «Впечатления от озера Шира» Педагог – организатор, воспитатели
14.06.2013г. – День игр
Стоянка «Участок озеро Иткуль»
1. Часы знаний по теме «Озеро Иткуль» Педагог – организатор, педагоги доп. образования 2. Проектная деятельность (этап 4) Педагог – организатор, педагоги доп. образования 3. Интеллектуальная игра «Жизнь на озере Иткуль» (В поисках кристалла Огня) Педагог – организатор, воспитатели
15.06.2013г. – День истории
Время доброго пути «В поисках кристалла Земли»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Отрядные дела: подготовка к конкурсу Воспитатели 3. Конкурс «Письмо с фронта» Педагог – организатор, воспитатели 4. Экскурсия в школьный музей Педагог – организатор, воспитатели
16.06.2013г. – День сказки
Стоянка «Участок Оглахты»
1. Часы знаний по теме «Участок Оглахты» Педагог – организатор, педагоги доп. образования 2. Защита проектов «Зеленый мир Динлин-го» Начальник лагеря, педагог – организатор, воспитатели 3. Конкурс на лучшую сказку (легенду) на тему «Оглахты» Педагог – организатор, воспитатели
17.06.2013г. – День борьбы с засухой
Время доброго пути «В поисках кристалла Луны»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования
33 2. Встреча с работниками библиотеки на тему «Чтение - вот лучшее учение!» Начальник лагеря, педагог – организатор, воспитатели 3. Работа по реализации проекта Воспитатели 4. Акция «Не допустим засуху в государстве Динлин- го» Педагог – организатор, воспитатели
18.06.2013г. – День искусства
Время доброго пути «В поисках кристалла Луны»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Отрядные дела: подготовка к конкурсу Воспитатели 3. Конкурс на лучший эко-гримм «Заповедная феерия» Педагог – организатор, воспитатели 4. Конкурс рисунков «Заповедный мир» Педагог – организатор, воспитатели
19.06.2013г. – День леса
Стоянка «Участок Заимка Лыковых»
1. Кружковая работа Воспитатели, педагоги доп. образования 2. Отрядные дела: подготовка к конкурсу Воспитатели 3. Конкурс «Лесной кроссворд» Педагог – организатор, воспитатели 4. Спортивное соревнование в «Зоне отдыха» (В поисках кристалла луны) Начальник лагеря, педагог – организатор, руководитель оздоровительной работы, воспитатели
Заключительный этап
20.06.2013г. – День праздника
1. Отрядные дела: подготовка к празднику Воспитатели 2. Презентация очерка «Впечатления от экспедиции» Педагог – организатор, воспитатели 3. Обрядовый праздник «Спасем священное дерево Бету» Педагог – организатор, воспитатели
21.06.2013г. – День прощания
1. Торжественная линейка «Мы жители государства Динлин-го» Начальник лагеря, педагог – организатор, музыкальный работник, воспитатели 2. Праздник посвященный закрытию лагеря «Расстаются динлины, чтобы встретиться вновь» Начальник лагеря, педагог – организатор, музыкальный работник, воспитатели
34
Диагностическое обеспечение
(Приложение3)
Входящая
- диагностика проводится до начала смены, в организационный период, с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель
: Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере. 1. Чем вы любите заниматься в свободное время? 2. Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете? 3. Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов? 4. В какие игры вы любите играть? 5. Каким видом спорта вы занимаетесь? 6. Какие телепередачи вы любите? 7. Чем бы вы хотели заняться летом? 8. Интересуетесь ли экологией нашей республики? Спасибо за ответы!
Итоговая
– диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 6-16 лет).
Цель:
определить степень удовлетворённости учащихся в лагере с дневным пребыванием детей.
Анкета на выходе
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в эколого-краеведческой смене?
2. Насколько интересно был организован твой отдых?
Оцени по десятибалльной шкале. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Участие в конкурсах, концертах Спортивные мероприятия Экскурсии Встречи с интересными людьми Работа по профилю смены Другое
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые Спортивные Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет
35 Организаторские Затрудняюсь ответить
5. Твои предложения по проведению отдыха юных экологов и краеведов: ___
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________
36
Законы государства «Динлин-го
(Приложение 4) 1. Закон 00 точность – вежливость динлинов (никогда не опаздывай) 2. Закон вежливости (каждый динлин должен быть вежливым и галантным) 3. Закон дома (чистота и порядок) 4. Закон имени (всегда говори правильно и красиво, называй своего товарища по имени, а своего старшего товарища по имени отчеству) 5. Закон дружбы (не бросай друга в беде, протяни ему руку помощи)- Один за всех и все за одного. 6. Закон стоянки (с песней по жизни, с друзьями на век) 7. Закон столовой: а) всегда приходи в столовую очень голодный б) мой руки перед едой в) желай товарищу приятного аппетита г) не оставляй в тарелке свою силу д) после трапезы поблагодари е) поел – убери за собой 8. Закон здоровья: а) четко выполняй распорядок дня б) каждое утро выполняй зарядку в) участвуй в спортивных мероприятиях, побеждай, уважай соперника
37
Девизы государства Динлин-го
(Приложение 5)
Девиз динлинов:
Мы динлины и мы непобедимы!
Девиз творчества:
Твори динлин и созидай, Все краски жизни познавай!
Девиз спорта:
Максимум спорта, максимум смеха! Так мы быстрее добьёмся успеха.
Девиз труда:
Труд для динлина не проблема, Труд для динлина не беда, Трудиться рады мы везде И помогать друг другу Будем мы всегда!
Девиз дружбы:
Мы дружны и неделимы, Потому что мы динлины!
38
Песня государства Динлин-го
(Приложение 6) 1 куплет: Мы пройдем сквозь земной простор По равнинам и перевалам, По вершинам огромных гор, Сквозь земной простор небывалый. Припев: Ведь недаром встает заря Небосвод от зари весь красный, Только знать бы, что все не зря, Только знать бы, что не напрасно. 2 раза 2 куплет: Не бывает на свете чудес, Все мы сделаем своими руками. Города, что растут до небес, Никогда не построятся сами. Припев: Ведь недаром встает заря Небосвод от зари весь красный, Только знать бы, что все не зря, Только знать бы, что не напрасно. 2 раза 3 куплет: Мы пройдем сквозь земной простор, Будет много нас, и будем мы вместе, Ну а те, кто придет потом, Пусть подхватит вот эту песню. Припев: Ведь недаром встает заря Небосвод от зари весь красный, Только знать бы, что все не зря, Только знать бы, что не напрасно. 2 раза
39
Режим дня лагеря:
(Приложение 7) №/ п/п Мероприятие Время проведения 1. Сбор детей и зарядка 8.30 - 9.00 2. Утренняя линейка 9.00 - 9.15 3. Завтрак 9.15 - 10.00 4. Работа по плану отрядов, работа кружков и секций 10.00 - 13.00 5. Обед 13.00 - 14.00 6. Работа по плану отрядов 14.00 - 14.30 7. Уход домой 14.30
В раздел основное полное образование