Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях".

статья

Автор: Бузанова Татьяна Владимировна, учитель технологии, МБОУ Платоновская сош, с. Платоновка Рассказовский район Тамбовская область



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Методические особенности преподавания

учебного предмета «Технология»

в современных условиях.

Бузанова Татьяна Владимировна учитель технологии

МБОУ Платоновская сош Рассказовский район Тамбовская область

Введение

федерального

государственного

образовательного

стан-

дарта (стандарта

второго

поколения)

предполагает реализацию

дея-

тельностно–ценностной

парадигмы,

которая

позволяет

определить

следующие приоритеты:
-
компетентностный подход,
как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организа- ции образовательного процесса и оценки образовательных результатов; -
деятельностный, практикоориентированный подход
к процессу обучения, направленный на обеспечение возможности самореализации и са- моопределения обучающихся; -
формирование и развитие ценностных ориентаций
в процессе оценочной деятельности, способствующих социализации учащихся и их вхождению в мир труда (умение оценить рынок труда, умение выбрать про- фессию и т. д.). Важная роль в реализации компетентностного и деятельностного под- ходов в образовании принадлежит предмету «Технология». Применение кон- цептуальных положений этих подходов в учебном процессе является важной особенностью преподавания данного предмета на современном этапе.
Компетентностный подход
- это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в раз- личных проблемных ситуациях. Такие результаты, о которых говорится в определении, могут быть описаны с помощью понятий «компетенция» и «компетентность». Компетентностью принято называть сегодня инте- гративную характеристику качеств человека ориентированных на реше- ние реальных задач, определяемых его актуальной (или потенциальной, желаемой) должностью (полномочиями, правами). Уровень компетентно- сти – это характеристика результатов образовательной практики для от- дельного человека.
Компетенция (добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномо- чий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной должности. Предмет «Технология» формирует ряд предметных компетенций, среди которых можно выделить: - умения применять основные технологические понятия в практической деятельности; знать назначение и технологические свойства материалов; знать назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспо- соблений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность вы- полнения технологических операций, влияние различных технологий обра- ботки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; знать профессии и специальности, связанные с обработкой матери- алов, созданием изделий из них, получением продукции; - умения рационально организовывать рабочее место; находить необ- ходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполне- ния технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполне- ния работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требова- ния безопасности труда и правила пользования ручным инструментами, ма- шинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить и устранять допущен- ные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступ- ных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и усло- вий; распределять работу при коллективной деятельности; - умения получать технико-технологические сведения из разнообраз- ных источников информации; уметь организовывать индивидуальную и кол- лективную трудовую деятельность; уметь изготавливать или ремонтировать изделия или получать продукт с использованием ручных инструментов, ма- шин, оборудования и приспособлений; уметь осуществлять контроль каче- ства выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разме- точных инструментов; уметь обеспечить безопасные условия труда; уметь оценивать затраты, необходимые для создания объекта труда или услуги; уметь строить планы профессионального образования и трудоустройства.
Деятельностный подход
направлен на организацию процесса обуче- ния на основе применения различных видов деятельности. Технология факти чески единственный школьный учебный курс, отражающий в своем
содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности че- ловека и все аспек ты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками кон кретной предметно-преобразующей (а не вирту- альной) деятельности, создание но вых ценностей, что, несомненно, соответ ствует потребностям развития общества. Именно в учебном предмете "Тех- нология" успешно реализуется проектная деятельность с ее большими воз- мож ностями творческого развития школьни ков, их самостоятельного про- движения от возникновения идеи до выпуска гото вых изделий (услуг) и их реализации. Она необходима для общеобразователь ной подготовки всех учеников, предос тавляет им возможность применять па практике знания ос- нов наук. Следующей особенностью преподавания предмета является использо- вание разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. "Технология"— основная практикоориентированная область знаний в обще образовательной школе, знакомящая с различными сферами обще- ственного производства и в наибольшей степени способствующая професси- ональной ори ентации, нравственно-трудовому станов лению и воспитанию подрастающего по коления. Это область знаний, содержа ние которой ото- брано на интегративной основе в соответствии с концепцией мо дернизации современной школы, способ ной формировать у учащихся умения ви деть, ставить и решать актуальные зада чи, стоящие перед людьми постиндустри ального социума. В рамках "Технологии" происходит зна комство с миром профессий, осуществля ется профориентация школьников на ра боту в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью кур- са является обеспечение преемственности перехода от общего к профессио- нальному образованию и трудо вой деятельности. На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5- 7 классах выделено 2 часа в неделю и 1 час в 8 классах. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержание краеведческой направленности. Ука- занный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распро- страненных в регионе, с целью профессионального самоопределения уча- щихся. При этом национально-региональные особенности местного социаль- но-производственного окружения могут быть представлены в авторской про- грамме для конкретного общеобразовательного учреждения соответствую- щими технологиями, видами и объектами труда.
Два часа предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент об- разовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация непрофильного обучения, указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологиче- ского образования. рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно- спортивному профилям. Обязательный минимум содержания образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Рабочие программы состав- ляются на основе примерных программ по технологии. Учитель подробно излагает содержание программы, дает перечень практических заданий, про- ектов, разрабатывает поурочное планирование, составляет список литерату- ры. Еще одной особенностью является наличие необходимой материально- технической базы. Занятия по технологии в 5-8х классах проводятся на базе школьных мастерских. В отдельных случаях (отсутствие учителей техноло- гии, оснащение мастерских необходимым оборудованием) занятия могут проходить в межшкольных учебных комбинатах. Мастерские должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор материалов, ин- струментов, приборов, станков и оборудования. Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполне- нии технологических операций. Недопустимы работы школьников с произ- водственным оборудованием, которое не включено в перечень, разрешенного к использованию оборудования в общеобразовательных учреждениях (работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится только на быто- вых швейных машинах). Не допускается применение на занятиях самодель- ных электромеханических инструментов и технологических машин. Не разрешается применять на практических занятиях самодельные электри- фицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Литература.
1. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме уро- ка технологии / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы
международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. 2. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997 3. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998 4. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внед- рению стандарта общего образования по «Технологии» / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Улья- новск: УИПКПРО, 2004. 5. Закон Российской Федерации «Об образовании» 6. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО: методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. 7. Использование компьютеров в школьных проектах./ Ставрова О. Б. – М.: «Интеллект-центр». 2006 8. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201) 9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 10. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКО- ЛОЙ. – 2011. – № 12. 11. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы мето- дики преподавания технологии – Брянск: Изд. Брянского гос. пед. Университета им. Академика И.Г. Петровского, НМЦ «Техноло- гия», 2000 12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


В раздел основное полное образование