"Технология развития критического мышления на уроках математики"
статья
Автор: Ясюкевич Наталья Николаевна, учитель математики, МАОУ СОШ № 22, Город Томск, посёлок Светлый, Томская область
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Элементы технология развития критического мышления на уроках математики.
Урок в 9 классе по алгебре
« Целые уравнения»
Введение. В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Всё время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. Школа ставит для себя главную цель: научить детей жить в современном динамичном, меняющемся мире. Необходим переход к развитию коммуникативных, метапредметных компетентностей, а главное – формирование самостоятельности в учебной деятельности обучающихся. Задача каждого педагога создать образовательное пространство, позволяющее личности ребёнка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальные. Помочь здесь может использование приёмов ТРКМ. Технологический аспект технологии составляет модель из трёх стадий: вызов- осмысление- рефлексия. Проецируя на математические дисциплины получаем такую карту: Технологическая карта ТРКМ - три фазы. Стадия (фаза) Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний по данному вопросу, активация учащихся, мотивация к дальнейшей деятельности Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответы. Составление списка известной информации, рассказ, кластеры, таблицы Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа индивидуально, в парах, в группах Стадия осмысления (реализации) Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное приближение от знания «старого» к «новому» Ученик читает текст, ведёт записи по мере осмысления новой информации, приобретает необходимые навыки Методы активного чтения : - маркировка знаками «v» , «+», «-», «?»; -ведение записей, дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные вопросы в 1 фазе Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа) Работа индивидуально, в парах, в группах Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, практические задания (например, Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на 1 стадии, передают друг другу новую информацию. - заполнение кластеров, таблиц, установлении причинно- следственных связей между блоками информаций; -ответы на поставленные
передать соседям в группе полученные навыки) вопросы; - организация устных и письменных круглых столов; - написание творческих работ; - синквейны, эссе; - исследования по отдельным вопросам темы… Творческая переработка, анализ изученной информации. Работа индивидуально, в парах, в группах Цели урока : 1) Изучение способов решения уравнений высших степеней; 2) развитие навыков групповой работы учащихся. Ход урока: 1) Орг. Момент.; 2) Распределение детей по группам (используем методический приём ТРКМ «зигзаг») Класс делится на 6-7 групп по 4 человека «ученики». №1, №2, №3, №4. 3) стадия вызова. Начало урока – вызов. На доске составляем всем классом кластер
Уравнения (7 мин)
Появляется цель- изучить решение уравнений 3,4 степеней. 4) стадия осмысления Затем формируются новые группы составы которых таковы : в первой все №1, во второй все №2 и т. д. Получается 4 группы по 6-7 человек. Каждая группа работает по изучению разных частей текста «учителя». (работа с текстом учебника, в каждой группе – свой тип уравнения) 1 гр Уравнения 3 степени метод вынесения множителя 2гр. Биквадратные 3 гр. Метод замены переменных 4 гр. Преобразование левой части, приведение к линейному виду. Работа по усвоению способа решения конкретного уравнения в каждой группе и по обсуждению способов передачи информации одноклассникам.
(10 мин)
4) стадия рефлексии «Учителя» возвращаются в свои группы и идет обучение по очереди, каждому даётся 5 мин на объяснение материала. Итого
20 мин.
(Карточки содержат по два подобных уравнения, на решении одного строится объяснение, другое даётся на дом). 5) итог урока - закончили кластер на доске, написали отзыв об «учителях», записали д/з В конце урока отзыв учеников на каждого «учителя» или на каждый тип уравнения « Мне понравилось объяснение…» , « Мне не понра.., потому, что…», «я усвоил …», «Я не понял…» «+» Развитие умений работы в группе, коммуникативные компетентности, умение работы с текстом, проговаривание материала для передачи информации укрепляет усвоение нового. «-» Не все ребята смогли доступно объяснить решение уравнения данного типа; не хватило времени в некоторых группах ( нет навыков оптимального распределения и планирования своей части текста), далеко не каждую тему можно спланировать по данной технологии. Ясюкевич Н.Н.
В раздел основное полное образование