"Развитие местного самоуправления г. Касли"
Технологическая карта урока
Автор: Суханова Тамара Васильевна, учитель истории и обществознания, МВСОУ "Каслинская ВСОШ № 31", город Касли, Челябинская область
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Т.В.Суханова – учитель истории и обществознания
МВСОУ «Каслинская ВСОШ № 31» ________________________________________________________________________________________________________
Технологическая карта урока
по теме «Развитие местного самоуправления г. Касли»
Пояснительная записка Урок «Местное самоуправление» является одним из заключительных уроков курса изучения обществознания в старшей школе ( 12 класс), поэтому многие понятия уже знакомы учащимся. Исходя из этого, предложенный вариант планирования урока несколько отличается от структуры соответствующего параграфа учебника. Основная часть времени на уроке посвящена изучению темы «Местное самоуправление» ( на примере Каслинской городской администрации), что поможет учащимся понять роль органов местного самоуправления в родном городе. Чем они занимаются, за что отвечают и как меняется или не меняется жизнь горожан в результате их деятельности. В основе организации урока положена проектная технология обучения; на уроке использованы Интернет-ресурсы, официальные документы, материалы периодической печати, учебная литература. Чтобы подготовиться к серьёзному разговору учащихся о роли местного самоуправления в жизни жителей г. Касли о задачах, сферах деятельности, статусе органов местного самоуправления, необходима подготовительная работа. Одна группа учащихся организовала сбор материала из местной печати, использовала Интернет-ресурсы (материалы учителя) об основных вопросах, которые решает местная власть. Вторая группа подготовила материал о структуре органов местного самоуправления, подготовила материал о принципах и правовых основах местного самоуправления, определенных в Уставе города, третья группа занималась изучением истории формировании местного самоуправления. Результаты работы представлены в схемах, таблицах. Каждая группа подготовила свой проект развития г. Касли.
Основной задачей использования компьютерной технологии является расширение целей и содержание образования, развитие новых форм учебной деятельности: расширение источниковой базы, возможность эффективной организации контроля и самоконтроля знаний учащихся.
Цель
Систематизация и осмысление знаний учащихся о местном самоуправлении, о функциях, структуре и значении органов местного самоуправления.
Задачи урока:
1) формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся посредством организации работы с различными источниками информации; 2) формирование и совершенствование у учащихся навыков рефлексивной культуры. 3) развивать интерес к актуальным проблемам жизни города, формирование ответственного отношения к своим поступкам, активной жизненной позиции, творческих способностей, чувства ответственности за общее дело
Ожидаемые результаты:
В результате изучения темы «Местное самоуправление» учащиеся смогут: − давать определение понятиям: местное самоуправление, вертикальная структура власти, ветви власти, устройство исполнительной, судебной, законодательной власти, российский парламентаризм; − характеризовать органы власти, определять основу для характеристики, − осуществлять поиск социальной информации; − формировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы о принципах демократического проявления, современной структуре политической системы; − оценивать действие субъектов политической жизни с точки зрения моральных, правовых норм. − сформулировать проблему и найти решение; − - работать в группах и выступать публично;
− - создать мини-проект; − - выработать активную позицию гражданина, не остаться равнодушными к своей малой Родине.
Оборудование:
1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 3. Устав г. Касли 4. учебник «Обществознание»; 5. учебник «Основы права и государства» А.Ф. Никитин, Москва, 2011 год, «Дрофа»; учебник «Права. Основы правовой культуры»,Е.А. Певцов, Москва, 2010 год, «Русское слово». 6. «Теория права и государства в схемах и определениях», В.К. Бабаев, Москва, 2009 год, «Юрист». 7. сайт Администрации г.Касли www.Kasli.ru 8. газета "Красное знамя"; 9. выдержки из конституций 1918, 1924, 1936, 1977гг. 10. Авторская презентация Учащиеся задолго до этого урока получают опережающее задание.
Форма урока
- творческий отчёт, презентация деятельности групп, используется проектная технология. Группы формируются с учетом склонностей и интересов учащихся
1группа
-историки: исследуют историю становления местного самоуправления в России,
2 группа-
юристы исследуют законодательную базу становления местного самоуправления в г. Касли.
3 группа
- социологи работают с периодической печатью, местной газетой «Красное знамя", чтобы выяснить отношение населения к местным органам самоуправления. При отчёте каждой из групп учитывается важность и чёткость излагаемого материала.
Ход урока
этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
средства
компетентнос
ть
1 этап Вступитель- ный Мотивация учащихся . Вступительное слово учителя. - Предлагает вспомнить обществоведческие определения. - Предлагает выделить уровни власти Учащиеся отвечают на вопросы -что такое власть; политическая система; разделение властей; Попробуют выделить уровни власти: Высший: президент, парламент, правительство. Средний:представительные исполнительные органы субъектов. Низший: местные органы самоуправления Делают выводы по 1 этапу урока: Такое соотношение центральной и местной власти установилось совсем недавно, ходя издавна, еще до существования государства, складывалось самоуправление. Правление, которое мы называем самоуправлением в соответствии с культурными традициями, обычаями, историческими особенностями данной территории позволяет решать задачи управления без применения слишком
Схема,
презента-
ция
Понимать взаимосвязь с стране между Высшими и Низшими ветвями власти Как строится вертикаль власти
«грубого» государственного принуждения и использовать менее жесткие, а, следовательно, более убедительные рычаги. II этап Выступает в роли ведущего. Предлагает заслушать отчет 1 группы учащихся и оценить его по определённым критериям, которые предлагаются в начале работы над темой. Предлагает учащимся высказаться по поводу работы 1 группы и её оценки своей работы Первая группа представляет творческий отчёт о истории появления местных органов самоуправления в России и г. Касли. Учащиеся выступаю в роли историков. Подводят итоги. Оценивают свою работу. Краткое содержание отчёта Каслинский завод в XVIII в. входил в большую Пермскую губернию. Управление заводским поселком осуществлял исправник. Большую роль в управление поселка играли владельцы завода: Коробков, Демидовы, Расторгуев, Зотовы. Именно они выделяли деньги на благоустройство и содержание его. На деньги владельцев завода были построены: лазарет, заводское училище, мужская и женская гимназии. Часть средств были выделены и на строительство ряда храмов, монастыря в поселке. Храм Вознесения Господне был построен на деньги, которые были собраны самими жителями ( 1 руб с зарплаты рабочих завода и пожертвования). В Х1Х в. за порядком в заводском поселке следил Голова и отдел полиции с отделением жандармерии. Вопросами благоустройства и строительством дорог, Презента- ция. Творче- ский отчет группы. Разбираться в историческом процессе формирования политической власти в России и прежде всего местных органов власти.
больниц, школ занималось Земское Собрание, которое находилось в Кыштыме. В состав этого Собрания входил и владелец Каслинского завода Уркварт Английского Акционерного общества. В конце Х1Х в Земские Собрания были упразднены и вся полнота власти в поселке перешла в руки Головы, которого назначали в Губернии, т.е в Екатеринбурге.. С октября 1917г. в заводском поселке были сформированы Советы, куда избирали лучших представителей рабочего класса. Одновременно с Советами, как контролирующий и направляющий орган от ВКП(б) работал райком партии, позднее переименованный в Горком коммунистической партии. В 1991г. Обкомы и Горкомы были запрещены и остались: Совет депутатов и Глава района. С 2006г. появился Мэр г. Касли и Совет депутатов городского поселения. II этап Выступает в роли ведущего. Предлагает заслушать отчет 2 группы учащихся и оценить его по определённым критериям, которые предлагаются в начале работы над темой. Предлагает учащимся высказаться по поводу работы 2 группы её оценки своей 2 группа отчитывается о проделанной работе. "Нормативно - правовая база в работе администрации г. Касли". Учащиеся выступают в роли юристов. Они анализируют государственные юридические документы, связанные с работой местных органов самоуправления Ребята выясняют, что местная Городская Доклад и Творческий отчет, презентация Компетентность в работе с юридическими документами. Умения находить нужные статьи закона, анализировать их и
работы Учитель предлагает работать с Уставом г. п. Каслей. На главной странице официального сайта предлагается выбрать раздел «Устав». Ознакомьтесь с содержанием главы III статьи 14 «Муниципальные выборы» и главы IV. «Органы и должностные лица». Используя материал, расскажите о статусе и составе Совета г.п. Касли. администрация действует на основании ряда принятых Городским Советом депутатов документов: Устав Каслинского Городского поселения, ряда решений об изменении и дополнении к Уставу, что соответствует Кодексу о работе органов Местного самоуправления Ребята работают с Уставом г. п. Каслей (Примерный ответ: Совет городского поселения Касли является представительным органом муниципального образования Каслинского района. Срок полномочий Совета городского поселения – пять лет. Этот орган образуется для осуществления управленческих функций, имеет аппарат для обеспечения своей деятельности. Совет г.п. Касли состоит из двадцати одного депутата, избираемых населением г.п. Касли Каслинского муниципального района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.)
Основные принципы осуществления
местного самоуправления на
территории, муниципалитета. Порядок
Устав г.п. Каслей пользоваться в повседневной жизни. Компетентность , связанная с умением работать с официальным документом
Используя материалы главы I, статьи 8, части 2 сформулируйте принципы осуществления местного самоуправления г.п. Касли.
формирования Совета муниципального
образования городского поселения.
(Примерный ответ: Местное самоуправление в муниципальном образовании г. п. Касли осуществляется на основе принципов: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; государственных гарантий осуществления местного самоуправления; законности; гласности; самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения; выборности органов и должностных лиц местного
Вопрос учителя. Можно ли определить эти принципы как самоуправления; . ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования городского поселения Касли; ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий). Ребята отвечают на дополнительные вопросы учителя (Примерный ответ. Да, принципы говорят о
демократические? Какой принцип вы считаете наиболее важным? Или так нельзя ставить вопрос? демократических принципах управления местных органов самоуправления. Принципы прав и свобод граждан, выборности и подотчетности перед населением. Все принципы важны. III этап Выступает в роли ведущего. Предлагает заслушать отчет 3 группы учащихся и оценить его по определённым критериям, которые предлагаются в начале работы над темой. Предлагает учащимся высказаться по поводу работы 3 группы её оценки своей работы Третья группа учащихся отчитывается о проделанной работе. "Анализ работы местных органов самоуправления за последние годы". Ребята выступают в роли социологов. Краткий отчет о проделанной работе учащихся Анализ работы местных органов самоуправления ведется на основании материалов интернета:сайтаwww.kasli.ru, местной газеты "Красное знамя" На основании этих документов выяснилось, что население г. Касли, а это примерно до 60% недовольны работой Мэрии и Совета депутатов. В городе плохие дороги, не везде есть освещение, плохое снабжение благоустроенных квартир питьевой водой, высокий процент преступности, плохо работает поликлинника, в которой всегда очереди и попасть к специалисту практически не возможно, частые отключения Презентация , диаграмма Умение работать с информацией, статистикой. Анализировать их и делать выводы.
электроэнергии в домах и квартирах. До сих пор не отремонтирована городская котельная, городская администрация много ворует денег из бюджета. 10% жителей считаю, что в Каслях все в порядке и можно жить вполне счастливо, 30% - затруднились ответить что - либо по данному вопросу или их вообще не волнуют эти вопросы ( дачники из Екатеринбурга, Челябинска и обеспеченные граждане). Вывод: результаты сказываются на итогах выборов в местную мэрию и Совет депутатов. Итоги голосования показали, что власть меняется в городе после очередных выборов. IV этап Заключитель ный Проводит фронтальный опрос, используя элементы игры "Свободный микрофон"
«Свободный микрофон»
Представьте себя жителем нашего города. Скажите: что вы изменили бы в нем? Это нужно нам, чтобы наш город развивался и не отставал от культурной жизни области и района, в спортивной области, благоустройстве и т.д. Деятельность учащихся предполагает активное участие в учебной игре "Свободный микрофон. Учащиеся задают вопросы, которые касаются социальной политики местных органов самоуправления. Предлагают свои варианты благоустройства города и школы.
Подведение итогов урока, рефлексия
. Ребята с помощью карточек разных цветов высказывают свое отношения к уроку и той проблеме, которая была изучена. Оценивание работы, проведенной группами на данном уроке. Работа с раздаточным материалом Формируется умение анализировать события и высказывать свою точку зрения.
А что можно изменить в нашей школе?
Подведение
итогов
урока, рефлексия
. Что мы делали на уроке? Что нового мы узнали сегодня? Кто из вас может дать определение понятий: власть, уровни власти, местное самоуправление, структуру органов местного самоуправления в г. Касли. В каких законах (актах) описаны эти понятия? Что дал вам этот урок, каким навыкам вы научились? Как это может пригодиться в будущей жизни? Сегодня на уроке вы увидели, как велико значение местной власти. Я надеюсь, что, выйдя из стен школы, вы не останетесь безучастными наблюдателями жизни и примете активное участие в формировании органов местной власти, в решении Отвечают на поставленные вопросы
городских проблем. Ведь именно от вас зависит, будем ли мы жить в правовом государстве или нет, и кто нами будет управлять. Раздаются карточки разных цветов (белый – нейтральная позиция, красный – урок вызвал эмоции, чувства; синий – урок вызвал размышлении, зеленый – урок вызвал желание дальнейшего исследования, желтый – прогноз будущего малой Родины). Учитель предлагает поработать с синквейном. Оценивание работы, проведенной группами на данном уроке. Рефлексия учащихся. Их мнения о данном уроке. Учащиеся высказываются по поводу работы всех групп, делают выводы, работают с синквейном. Приложение к теме урока
Подведение итогов урока, рефлексия
. Составление синквейна: «Что такое местное самоуправление?»
Существительное Прилагательное Прилагательное Глагол Глагол Глагол Фраза со смыслом Резюме Приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей использования регионального компонента на уроках обществознания. В свою очередь использование регионального компонента дает большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся. Предметом исследования на моих уроках были самые разные проблемы: национальный состав, образовательный уровень жителей городского поселения, активность в предвыборной кампании и процент участия в выборах, рождаемость и смертность, причины успехов или неудач в предпринимательской деятельности и многое другое. И все это на материалах из жизни конкретных, знакомых людей. Работая над этими и другими материалами у обучающихся формируются представления о жизни города и компетенции работы с местным материалом, анализ их и умения делать определенные выводы и заключения. Прослеживается четкая взаимосвязь учебного материала и жизненных ситуаций. На уроках обществознания в старшей ступени обязательно обсуждаются материалы телевизионных передач, особенно информационные материалы каналов Челябинского, Каслинского телевидения. Обучающиеся получают задание в течение недели обобщить информацию о событиях общественной жизни края в той или иной сфере. В таком случае урок начинается с отчета о проделанной работе, независимо от темы урока – своеобразная пятиминутка. Если такую работу проводить систематически, обучающиеся будут хорошо информированы о том, что происходит сегодня в жизни нашего края и что ожидает нас в ближайшем будущем.
Использованная литература:
1. Конституция РФ 1993г ; 2. Выдержки из Конституций 1918., 1924., 1936.,1977г 3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».М., 2004г. 4. Устав г. Касли ( в нем же вся нормативно – правовая база работы местной городской администрации) интернета:сайтаwww.kasli.ru 5. Газ. «Красное знамя», 2013., № 2, 7, 5,9; 2014г. ,№ 3,8,9,11. 6. И. Агапова, М.Давыдова Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2013г. 7. С.Адаменко Воспитываем патриотов России //Народное образование – 2005 - №4 –23 с. 8. . И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.-Москва “Педагогика”, 1989- 160 с.. 9. Л.И. Варанкина Моя родословная.-Курганск, 2012г 10. Учебник «Обществознание»; «Просвещение»,М, 2014. 11. Учебник «Основы права и государства» А.Ф. Никитин, Москва, 2011 год, «Дрофа»; 12. Учебник «Права. Основы правовой культуры»,Е.А. Певцов, М, «Русское слово». 2011. 13. «Теория права и государства в схемах и определениях», В.К. Бабаев, Москва,»Юрист» 2009.
В раздел основное полное образование