"Работа над сочинением как способ развития творческого воображения обучающегося"
Статья
Автор: Кравцова Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ №35, Таганрог
В раздел основное полное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Работа над сочинением как способ развития творческого воображения
обучающегося
В соответствии с новыми принципами, заложенными в основу модернизации образования, особое внимание уделяется развитию образного мышления детей, что способствует формированию универсальных учебных действий. Успех всего обучения зависит от того, как учащиеся владеют речью: хорошее знание языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Несмотря на то, что каждый учитель литературы с 5 класса учит детей писать сочинения, что они никогда не исчезали из рабочих программ педагогов- словесников, ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся к 11 классу умеют это делать. Есть дети, не обладающие гуманитарным складом ума, для которых даже при идеальном знании материала довольно сложно выразить свои мысли в форме сочинения. Да и в последнее время педагоги все чаще прибегают к тестам в качестве промежуточного контроля, что позволяет быстро проверить знания учащихся, но, к сожалению, момент творчества в этом случае отсутствует. Такой вид работы, как сочинение, предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. В сочинении ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений, свободное оперирование литературоведческими понятиями. В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также
определить качество речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы. Ни для кого не секрет, что учитель, при подготовке выпускников к части С ЕГЭ по по русскому языку, предлагает варианты клише, так называемых, шаблонов сочинения – рассуждения. И это реально помогает учащимся грамотно построить рассуждение. Можно ли подобным образом помочь учащемуся при подготовке к сочинению по литературе? Разумеется, невозможно вместить в рамки клише творческую работу подобного уровня, но помочь организовать мысли, выстроить схему работы над сочинением, преодолеть страх перед «чистым листом» просто необходимо.
Ведь даже знание литературных произведений, подходящих по тематике к сочинению, вовсе не гарантирует успех самой работы. Как правильно «вписать» нужное художественное произведение в свою работу, как убедить читателя (проверяющего) в том, что авторская позиция писателя действительно созвучна мнению автора сочинения? Все это определенные навыки, требующие постановки и отработки. Целесообразно будет познакомить учащихся не только с темами сочинений, соответствующими заявленным направлениям, но и, что очень важно, с критериями оценивания работ. Я еще в средних классах практикую создание памятки - требований к сочинениям разных жанров, в том числе и по литературе. ( слайды) Такие памятки содержатся в тетрадях – копилках. Содержание такой тетради составляют литературоведческие и лингвистические термины, словарные слова, синонимы, словарики эпитетов. Эти тетради – копилки помогают как на этапе подготовки и написания сочинения, так и при работе над ошибками, редактировании текстов. Для педагога всегда важно найти такие приемы работы, при которых каждый ребенок окажется в ситуации успеха, поверит в свои силы, продемонстрирует широкий кругозор и богатый словарный запас, сможет построить правильные конструкции. Одним из таких приемов и является работа по модели. К примеру, при анализе поэтического произведения: «Лирическое произведение построено в форме диалога. Поэт обращается (к кому?). Обилие вопросительных предложений передаёт (что?).
Содержание вопросов помогает понять, что поэт испытывает в первую очередь чувство (какое?)». «Какой предстаёт перед нами возлюбленная поэта? Описание героини построено на основе антитезы. Мы видим, какой она была раньше (цитата) и какой стала (цитата). Девушка покорила поэта (чем?). Неслучайно, рисуя портрет героини, Фет использует (что?), которые помогают подчеркнуть (что?)». Работа по модели может использоваться на разных этапах и не только при изучении лирики. В 6 классе при изучении произведения «В дурном обществе» В.Г. Короленко была использована модель в помощь ребятам при написании отзыва. В основном учащиеся справились с заданием, но многим не удалось избежать логических и речевых ошибок. Именно работа по модели позволила продемонстрировать детям, насколько внимательными надо быть при подборе слов. Так, большая часть класса допустила ошибки в следующем фрагменте сочинения: «Повествование ведется от лица мальчика из ______________ семьи. Его отец -- богатый и _____________ судья. Но все же Васю нельзя назвать счастливым человеком, потому что_________________________________________________________». Дети, не задумываясь, написали «из богатой» семьи, несмотря на то что в следующем предложении звучит «богатый судья». Так, подобная работа учит быть внимательнее, стремиться избегать подобных ловушек. А в заключительной части сочинения некоторые допустили логический недочёт. «Повесть произвела на меня _____________________ впечатление. На страницах этого произведения описаны ______________ и горе несчастных людей. Судьба детей заставляет читателя переживать из-за ______________________________________. Благодаря этой повести я задумался о том, что ______________________________». Учащиеся вставили в первом предложении слова «светлое», «радостное» и др., что несколько противоречит дальнейшему содержанию. Уже по первым опытам создания школьниками собственных текстов видно, что зачастую они подходят к написанию сочинения несколько формально. Работа по модели помогает продемонстрировать учащимся, что каждое слово значимо и требует досконального обдумывания.
Написание сочинения по модели может сочетаться со словарной работой, когда учащимся предлагается выбрать из списка наиболее подходящее, на их взгляд, слово. Так, работая над сочинением по очерку Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» , предлагаю учащимся текст для моделирования (цитирую часть текста): «Д.С.Лихачев считает (полагает, утверждает, высказывает точку зрения…), что творчество является важнейшей частью (стадией, звеном, фазой, элементом) (в чём? в каком процессе?)_____________ (или чего?)___________, в то же время неизбежно сочетание (чередование, перемежение) (какой?) (эмоциональной, творческой, собственно художественной)________________ и (какой?) (рациональной, рассудочной, технической) ___________________ стадий (составляющих) художественной деятельности, что гармонизирует (уравновешивает, стабилизирует) процесс творчества как таковой». Ценным , на мой взгляд, здесь является то, что многие слова малознакомы детям, не входят в их активный запас. Благодаря подобной работе ученики запоминают новые конструкции, расширяют словарный запас, учатся создавать собственные тексты. Существует множество приёмов, помогающих педагогу научить детей писать сочинение. Представленный в моем выступлении опыт работы показывает, что написание сочинения по модели позволяет достичь довольно хороших результатов, поскольку обеспечивает ситуацию успеха, расширяет словарный запас учащихся, учит строить правильные конструкции.
В раздел основное полное образование