Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Я встретил Вас..."

конспект урока по любовной лирике Ф.И. Тютчева с презентацией

Автор: Бурлака Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №10 с УИФиТД", город Ноябрьск, ЯНАО

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением физики и технических дисциплин»

КОНСПКТ

урока литературы в 10 классе

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

высшей категории

Бурлака Елена Николаевна

г.Ноябрьск


Ф.И. Тютчев
Конспект урока в 10 классе
Тема урока: « Я встретил вас…».
( Любовная лирика Ф.И. Тютчева). Эпиграф к уроку
: Жизни блаженство в одной лишь Любви…

И.В. Гёте

Цели урока:

Образовательные:
- изучить особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева; - совершенствовать навыки сопоставительного анализа; - формировать умение работать с дополнительной литературой; - уметь самостоятельно подбирать материал к уроку
Развивающие:
- развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной форме; - развивать навыки выразительного чтения стихотворений наизусть;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к поэту; - приобщить учащихся к высокой духовной поэзии; - сформировать культуру чувств на примере творчества поэта
Задачи урока:
- заинтересовать учащихся личностью Ф.И. Тютчева; - увлечь его поэтическим творчеством; - понять, чем очаровали и продолжают очаровывать наших современников стихи Тютчева; - сопоставить стихотворения Ф.И. Тютчева и доказать, что они принадлежат одному автору и посвящены одной женщине; - сопоставить стихотворения разных поэтов и найти черты сходства и различия
Вид урока:
урок-семинар с элементами исследования
Форма работы:
групповая
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска, сборники стихотворений, раздаточный материал ( таблица №1, таблица №2, лист самооценки).
Этапы урока
: 1 – 6 минут, 2 – 15 минут, 3 – 15 минут, 4 – 4 минуты
Методы

обучения:
на 1 этапе – информационно-развивающий метод; на 2 и 3 – проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-воспроизводящий метод; на 3 – метод обобщения через прием владения художественным словом.
(Урок сопровождается презентацией)
- использование ИКТ
Ход урока

1 этап
1.
Оргмомент
Прошу всех садиться. Мы начинаем наш урок. Урок начинается с исполнения романса « Я встретил вас…» на стихи Ф.И.Тютчева. ( исполняет ученица, которая занимается в вокальной группе)
Слово учителя:
Ребята! Сейчас вы прослушали романс на стихи Ф.И. Тютчева. Мало кто не знает этих замечательных строк о любви. Наш урок мы так и назовем « Я встретил вас…». Исходя из обозначенной темы урока и эпиграфа ( жизни блаженство в одной лишь любви), постарайтесь определить: о чем пойдет речь на уроке? ( ответы детей) Да, мы будем говорить о любовной лирике.
Основная цель урока: изучить особенности любовной лирики, прочувствовать ее. Прошу обратить внимание на опорные схемы, которые лежат на столах. Вам предстоит с ними работать. ( Приложение №1)
Вопрос:
Посмотрите: какие виды деятельности вы будете выполнять? (ответы детей) Вот такая интересная работа предстоит. А теперь посмотрите на портрет Ф.И. Тютчева. Всмотритесь, рассмотрите его.
Вопрос:
Глядя на портрет, постарайтесь описать поэта. Какой он? (ответы детей)
Слово учителя:
Очень спокойными глазами смотрит на вас Тютчев со своих прижизненных портретов. Очень спокойными. В его жизни не было ссылок, дуэлей, нищеты. Более или менее удачливая, ровная карьера: советник русского посольства в Баварии, поверенный в делах России при дворе короля Сардинии, председатель комитета иностранной цензуры. Не правда ли, спокойная судьба! Но вот «жизнь сердца» была бурной и драматичной. Сегодня мы читаем «поэзию сердца» для того, чтобы увидеть поэта не только как явление социальное, но и почувствовать его духовный мир, сложные человеческие эмоции, которыми он жил; научиться быть внимательными к переживаниям других людей, научиться чувствовать чужую боль и понимать человека и его творчество.
Переходный мостик
(на фоне классической музыки выступление ученицы) «Жизнь сердца» - это и есть любовь. Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно, всегда ново и неповторимо для каждого человека. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Так писал пятидесятилетний Федор Тютчев, охваченный пылкой страстью в очередной раз. Тонкий нежный лирик и глубочайший философ, он знал цену чувствам. В своей жизни Тютчев не знал безответной любви. Напротив, женщины всегда глубоко и нежно любили его, он не приносил любви серьёзных жертв, но увлечения – и мимолетные, и глубокие – вносили в его жизнь смятение и страдания. Любовь и стихи составляли всю его жизнь. Возможно, любовь даже более.
2 этап

Слово учителя
: Но так ли это? Мне кажется, пришло время перелистать страницы сборника стихов о любви и понять, чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников стихи Тютчева. ( напомнить об информационных листах, с ними будет класс работать) Четыре женщины, четыре Музы вдохновляли Ф.И. Тютчева на создание прекрасных лирических стихотворений. На втором этапе в работу вступают исследовательские группы, которые проделывали предварительную работу: готовили сопоставительный анализ двух стихотворений.
Общая задача всех групп: доказать, что стихотворения принадлежат одному автору и посвящены одной женщине. Но какой? ( всего 3 группы) Итак, дома вы сопоставляли , доказывали, и теперь пришло время обменяться мнениями.
Ученики первой группы сопоставляли два стихотворения, посвященных Амалии

Лерхенфельд «Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»
(первое стихотворение читает один ученик наизусть, второе звучало в начале урока). Выступления сопровождаются презентацией. (рассказ об Амалии и сопоставительный анализ стихотворений). В это время остальные фиксируют все в таблице (заполняют первую строку, записывают три важных открытия, отмечают важные чувства и называют доказательства принадлежности стихотворения одному автору). ( текст анализа – Приложение №2). Выводы и комментарии учеников из их записей по уроку.
Ученики второй группы сопоставляли стихотворения, посвященные Элеоноре

Петерсон
. « Сей день, я помню, для меня…» и « Еще томлюсь тоской желаний…». (стихотворения читают наизусть, выступление (биография Элеоноры и сопоставительный анализ) сопровождается презентацией, ученики продолжают работу с таблицей (Приложение №3). Выводы и комментарии.
Ученики третьей группы сопоставляли стихотворения, посвященные Эрнестине

Дернберг
« Она сидела на полу…» и « Не знаю я, коснётся ль благодать…». (Приложение №4) Начать с рассказа об Эрнестине, далее стихотворение « Она сидела на полу…» читает наизусть учитель(можно присесть с письмом в руке)
Переходный мостик:
Как-то Тютчев застал Эрнестину, сидящую на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала одно за другим, пробегала глазами и так же машинально бросала в огонь пожелтевшие от времени листки. (читает стихотворение, последнюю строфу « Стоял я молча в стороне…» читает наизусть ученик) Дальше сопоставительный анализ стихотворений.
Переходный мостик:
Мы выслушали всех, прошу обратить внимание на опорную таблицу, на раздел «Важные открытия» и назвать основные чувства, которые переполняли душу поэта, а также доказательства, что стихи принадлежат одному автору. (Выступления учеников)
Переходный мостик:
По сути фразу «Я встретил вас…» можно отнести к любой из женщин Тютчева. Но только изучив биографию поэта, можно понять, кому она адресована. О Тютчеве-поэте написано много. Многое известно и о его частной жизни, а особенно про последний роман стареющего поэта с юной Еленой Денисьевой. Кто она – последняя любовь? (выступление двух учеников – мальчика и девочки – рассказ о Елене в диалоге – диалог-сценка )
Переходный мостик:
Именно этой женщине Тютчев посвятил целый цикл стихотворений и назвал его «денисьевский». Я думаю, что нам будет интересно сопоставить стихотворения разных поэтов. Ещё одна задача урока: сопоставить стихотворения разных поэтов и найти черты сходства и различия. (Приложение №5)
Для этого возьмем стихотворение из «денисьевского» цикла Тютчева « Не говори, меня он, как и прежде, любит…» и «панаевского» Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю», сопоставим их , найдем черты сходства и отличия. Слайд из презентации – слова Мережковского «Тютчев и Некрасов – двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники – никто. И чтобы это увидеть, стоит вглядеться». Что мы и попытаемся сделать. Сначала послушаем стихотворения (ученики читают стихотворения наизусть – можно в записи). Теперь прошу заполнить таблицу. Она есть у каждой группы. Еще есть готовые выдержки, которые нужно правильно распределить по колонкам, учитывая черты сходства и отличия стихотворений, и наклеить предложенные строки на лист. (дети работают 5 минут, вывешивают листы, сравниваем, делаем выводы, что лирика Тютчева более трагична). (Приложение №6) Дебаты в ходе выступления. Одна выступает – другие комментируют: с чем согласны, с чем нет. Стоит вглядеться и можно увидеть, что Тютчев и Некрасов – поэты-двойники. Итог урока: Думаю: вы помните, какую цель мы поставили в начале урока. Изучить особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева. В чем же особенности лирики? Смогли ли прочувствовать ее? (ответы детей) Рефлексия: что вам понравилось на уроке? Заключительное слово на фоне музыки: У Тютчева было особенное сердце, всегда способное к новой любви. Только вот любовь эта становилась тяжелым испытанием для каждой из женщин. Это понимал и сам Тютчев. Какой бы ни была любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы. Вас, сегодняшних учеников, в будущем ждут встречи, а некоторых и расставания с любимыми, разлуки с ними навсегда. И очень важно, чтобы в сложных жизненных ситуациях вы всегда оставались хорошими, порядочными людьми. Нам осталось оценить нашу работу. У вас есть карточка для оценок, выставьте, пожалуйста, оценки и обоснуйте.
Приложение №1
Приложение №6
Ф.И. Тютчев
«Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1854 г.)
Н.А. Некрасов
«Тяжелый крест достался ей на долю...» (1856 г.) Сходство I. Мотив драматизма «Он жизнь мою бесчеловечно губит...» эта жизнь!.. О, как горька она!» «Ужасные, убийственные звуки! «...страдай, молчи...», «угнетена, пуглива...». П. Наличие двух героев «Меня он любит», «он жизнь губит...», «увлечена», «Я живу, я дышу, я дышу...» «...ты полюбила», «от меня услышала: люблю...», «Не говори», «Я знаю». III. Мотив смерти, убийства «Хоть, вижу, нож: в руке его дрожит». «Тот стал ее палач...» IV. Дословное совпадение обращений «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» «Не говори, что молодость сгубила... Отличие Любовная лирика драматичнее, трагичнее. Налицо фактическое неравенство героев: палач и жертва, виновный и невинный. Мир любви гораздо более гармонизирован. Герой упрекаем, но и упрекает, возникает иллюзия равенства. Особую возвышенность придает образ креста.
Приложение №2 Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в дол глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, - Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки Гляжу на вас, как бы во сне, - И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Приложение №3 Сей день, я помню, для меня Был утром жизненного дня: Стояла молча предо мною, Вздымалась грудь ее волною, Алели щеки, как заря, Все жарче рдея и горя! И вдруг, как солнце молодое, Любви признанье золотое Исторглось из груди ея... И новый мир увидел я!... Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой - И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда...
Приложение №4 Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой! Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени, - И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени. Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы души могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была - Ты, ты мое земное провиденье!...
Приложение №5
Ф.И. Тютчев
«Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1854 г.)
Н.А. Некрасов
«Тяжелый крест достался ей на долю...» (1856 г.)
Сходство I.

Мотив драматизма

П. Наличие двух героев

III. Мотив смерти, убийства

IV. Дословное совпадение обращений

Отличие

Приложение №7 Ф.И.Тютчев. Конец 1820-х годов
Приложение №8 Ф. И. ТЮТЧЕВ « Не говори: меня он, как и прежде, любит...» Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит... О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу... им, им одним живу я- Но эта жизнь!., о, как горька она! Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу... Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу. Н. А. НЕКРАСОВ « Тяжелый крест достался ей на долю...» Тяжелый крест достался ей на долю: Страдай, молчи, притворствуй и не плачь; Кому и страсть, и молодость, и волю – Все отдала - тот стал ее палач! Давно ни с кем она не знает встречи; Угнетена, пуглива и грустна, Безумные, язвительные речи Безропотно выслушивать должна: « Не говори, что молодость сгубила Ты, ревностью истерзана моей; Не говори!., близка моя могила, А цветка весеннего свежей! Тот день, когда меня ты полюбила И от меня услышала: люблю – Не проклинай!., близка моя могила: Поправлю все, все смертью искуплю! Не говори, что дни твои унылы, Тюремщиком больного не зови: Передо мной - холодный мрак могилы, Перед тобой - объятия любви! Я знаю: ты другого полюбила, Щадить и ждать наскучило тебе... О, погоди! Близка моя могила – Начатое и кончить дай судьбе..!» Ужасные, убийственные звуки!.. Как статуя, прекрасна и бледна, Она молчит, свои ломая руки... И что сказать могла б ему она?..
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12

Используемая литература
1. А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева В мире литературы, 10 класс , учебник- хрестоматия, М., « Дрофа», 2007. 2. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская Урок за уроком. Литература в 10 классе, М., « Русское слово»,2006. 3. В.В. Кожинов Тютчив. – М.: Мол. Гвардия, 1988 – ( Жизнь замечательных людей». 4. Ф.И. Тютчев Полное собрание стихотворений. – Л.: Сов. Писатель, 1987. 5. « Читаем, учимся, играем» Журнал №5, 2003. 6. Энциклопедия (домашняя) №10, 1998. 7. Интеренет – ресерс - Litportal.ru


В раздел основное полное образование