Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Движение - жизнь"

мастер-класс

Автор: Петренко Светлана Агаевна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ №1, город Кемь, Республика Карелия



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации


Мастер-класс «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ».
Добрый день, уважаемые родители, зрители! Меня зовут Светлана Агаевна Петренко, я - учитель физической культуры и проводу мастер-класс на тему «Движение - жизнь». Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (как часто пишут школьники в дневнике) и она не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе. Я выбрала из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково интересны всем, как детям, так и взрослым. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие упражнения в урок, убедилась, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию. У каждого педагога есть обязательные отправные моменты в проведении уроков, в организации воспитательного процесса в классе и школе. Я за то, чтобы физическую культуру как предмет всегда выбирали дети, и она была для них главным предметом, потому что самое важное и дорогое для человека – это здоровье. Я исхожу из трёх принципов в обучении, которые могут обеспечить интерес ребёнка, а соответственно и его участие в работе: ученик должен
хотеть, мочь и уметь
.
«Хотеть»
- это постоянное желание школьника что-то делать на уроке.
«Мочь»
- это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить при построении работы.
«Уметь»
- этот показатель определяется способностью учителя донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы он научился применять их на практике. Итак, физкультура для всех и каждого! И для всех она должна быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание. А это всё позволяет учителю из класса создать команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить. Победить, прежде всего, себя. В свой мастер-класс «Движение – жизнь» я внесла изюминку в разнообразии движений. Любой урок физкультуры начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю несколько упражнений для активизации внимания и координации взаимных действий. Первое упражнение называется «Атомы и молекулы».
1.

Упражнение «Атомы и молекулы»
Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулу, число атомов в которой я назову». Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке. Следующее разминочное упражнение учит координировать совместные действия, быстро считать, выявляет степень групповой сплочённости и настрой участников на взаимодействие.
2.

Упражнение «Точка опоры»

Цель:
Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие. Материал: Не требуется. Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем – 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая – две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть
человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу в группе, задает доброжелательный тон. Участники. уже готовы к более сложной работе, они быстро нашли контакт друг с другом, мы видим прекрасное взаимодействие и поэтому сейчас мы будем выполнять сложно координированные упражнения. Одно из таких упражнений - «Карандаши». Оно учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает). Кроме этого стимулируются подушечки пальцев.
3.

Упражнение «Карандаши»

Цель:
Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает). Описание упражнения: Участники разбиваются на две группы. Каждой группе понадобятся карандаши (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Группы встают в круг и поднимают карандаши до уровня плеч, прижав его между указательными пальцами рук партнеров-соседей справа и слева. По команде ведущего они начинают движение: опускание карандашей, поднимание, сведение к центру, приседания, повороты и др. Можно модифицировать упражнение: бег с одним карандашом в паре, можно зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету. Упражнение выполнимо в шеренге, колонне на месте и в движении. Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало? Ещё одно упражнение, которое тренирует умение действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Одновременно хорошо укрепляет мышцы пальцев и рук.
4.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель:
Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников. Описание упражнения: 8 участников делятся на две группы по 4 человека. Им выдают гимнастические палки и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо палки можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру, гимнастический обруч или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Задача участников
– опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново. Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием? И когда участники хорошо разогрелись, настроились на взаимодействие, научились координировать свои действия, предлагаю самое сложное упражнение «Путаница», которое повысит тонус команды и окончательно сплотит участников.
5.

Упражнение «Путаница»

Цель:
Повысить тонус группы и сплотить участников. Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение. Мы с вами хорошо поработали,
зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь многим пригодятся такие упражнения. Я попрошу участников построиться в шеренгу лицом к залу, согнуть руки в локтях так, чтобы ладони были обращены вверх, изображая весы.
6.

Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в шеренгу (круг), и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! СПАСИБО! Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте. Спасибо за участие, у нас получилась хорошая сплочённая команда. Каждый урок или занятие должны заканчиваться на положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует. А я хочу закончить свой мастер-класс стихами В. Глазковой: ДВИЖЕНИЕ-ЖИЗНЬ. Движение – жизнь…. ведь правду говорят, Те люди, что уверены, свободны. Они на креслах мягких не сидят И не едят напичканные кремом торты. Они пьют воду, чай на травах, сок. В их рационе нет муки и жира. В беде не спрячут голову в песок, И жаждут они мира во всем мире! Те люди столь решительны, правдивы, Помогут даже маленькой улитки. М в малейшем деле видят перспективы. Не потеряют своих сложных жизней нитки. Живут ежеминутно, каждым днем, И заставляют двигаться других, Так просто ставят шах и мат конем Тем, кто запутался в сомнениях своих. Они не терпят лож и безобразие. Хотя и позволяют себе дурость иногда. Не жить же им всегда в однообразии, Ведь жизнь - сплошная детская игра. Движение – жизнь… так люди говорят! Улыбки на лице у них всегда. Задумайтесь и станьте с ними в ряд. Цените жизнь – она у вас одна!


В раздел основное полное образование