Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Актуальные проблемы физической культуры и спорта"

статья

Автор: Мининков Игорь Сергеевич, учитель физической культуры, КГБОУ АКПЛ, город Барнаул



В раздел основное полное образование







Текстовая HTML-версия публикации

Современный уровень физической культуры, отечественного и мирового спорта, расширение его географии и тенденции развития представляют все более высокие требования к профессиональному обучению специалистов в области физической культуры и спорта. Ведь именно от качества профессиональной подготовленности специалистов зависит развитие физической культуры, становление спортивного мастерства обучающихся, уровень организации и проведения физкультурных и оздоровительных мероприятий. Некоторые негативные процессы, происходящие в настоящее время в обществе, отрицательно сказались и на уровне общей культуры населения, и в том числе культуры физической. Фактически вся отрасль «физическая культура и спорт» оказалась в крайне запущенном состоянии. Сложившаяся система подготовки специалистов в области физической культуры и спорта также имеет существенные недостатки и нуждается в серьезной перестройке. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы и результатов практики свидетельствует о том, что проблема формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры, систематизация их профессиональных умений и разработка их педагогических условий для их эффективного формирования является актуальной в условиях модернизации профессионального образования. Вопросы, связанные с формированием профессионально- педагогических умений освящены многими специалистами (И.П. Андриади, А.А. Деркач, А.А. Исаев, В.М. Корецкий, Е.Н. Петренко, А.А. Максимов). Важным направлением повышения эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов является усиление роли в учебном процессе теоретической, методологической, мировоззренческой и методической подготовки.
Поэтому особые требования предъявляются к теоретическим и практическим дисциплинам, где фундаментальные знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе учебы, могут рассматриваться как основа глубокой профессиональной компетентности в решении сложных задач в последующей трудовой деятельности (К.К. Платон). Получив на первой ступени образования теоретические сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии, медицинской подготовке, приобретя знания и умения для преподавания физической культуры на второй ступени образования, они могли бы приобрести знания и умения для преподавания валеологии. Физкультура стала бы составной частью уроков здоровья, на которых учащимся передавались бы сведения о ведении здорового образа жизни. Такое совмещение являлось бы для учителей физической культуры весьма целесообразным и соответствовало бы зарубежной практике, где учителя физической культуры имеют возможность во время обучения в вузе получать два образования, становясь еще учителем истории, биологии и других предметов. Профессионально-педагогическая деятельность включает проектирование, планирование и реализацию учебно-познавательного, учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Эффективность этого вида деятельности обеспечивается четкостью определения целей, подбором содержания учебно-позновательного и учебно-тренировочного процесса, выбором упражнений для осуществления спортивной деятельности, прогнозированием модельного физического состояния, составлением программы общей и специальной физической подготовки, анализом информации о ходе тренировочного процесса, определением недостатков и их устранением. Обучение в ВУЗе является сложным педагогическим и одновременно психологическим процессом, который объединяет формирование знаний,
умений и навыков с последовательным развитием высших мыслительных способностей обучаемых. Для успешного выполнения этой задачи необходимо организовать процесс управления учебно-познавательной деятельности обучаемых, так чтобы достичь наилучших результатов обучения. Все это требует поиска обоснования высокоэффективных технологий формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры, обеспечения такого их взаимодействия в рамках составляющих его структур (совершенствование качественной стороны подготовки специалистов), которое бы обеспечило дальнейший рост количественных параметров деятельности, повышение качества их выполнения путем получения запланированных промежуточных и итоговых результатов. Библиографический список 1. Ямалетдинова, Г. А. Система самоуправления учебно- позновательной деятельностью студентов в сфере физической культуры (Текст): автореф. дис …д-ра пед. наук / Г. А. Ямалетдинова. – М.,2009. 2. Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному мастерству (Текст) / Н. В. Кухарев. – М.: Просвящение, 1990. 3. Иващенко, Н. Н. Формирование специальной готовности учителя (Электронный ресурс) / Н. Н. Иващенко. 4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта (Текст): учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Н. Гогунов, Б. Н. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. 5. Педагогика (Текст): учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, - М.: Школьная Пресса.- 2002.


В раздел основное полное образование